Примеры оформления ожидаемых результатов для программ различного уровня
Пример 1. Способы проверки ожидаемых результатов реализации одногодичной одноуровневой программы «Растительность родного края»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
1. | Формирование у обучающихся способности сделать мотивированный выбор ботаники, как области своей дальнейшей деятельности, углубление знаний в области фитологии через обучение геоботанике; развитие навыков полевой и экспедиционной работы, умений демонстрировать и воспроизводить материал, выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт (модель, проект, альбом-книгу, художественное произведение и т.д.). | Эвристический | 1. ПОЛЕВАЯ КОНТРОЛЬНО-ЗАЧЁТНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕТУРИСТСКИМ ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ, НАВЫКАМ. 2. КОНФЕРЕНЦИЯ «ЧТО Я УЗНАЛ О ФЛОРЕ И РАСТИТЕЛЬНОСТИ РОДНОГО КРАЯ» |
Пример 2. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (трёхгодичной) одноуровневой программы «Мир растений»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
1. | Формирование у обучающихся устойчивого интереса к ботанике и растениеводству | Репродуктивный | Организационно-деятельная игра. |
Формирование у обучающихся первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний о Мире растений. | Репродуктивный | Заключительное занятие-коллоквиум. | |
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к ботанике и растениеводству; первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний о Мире растений, развитие технологических навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области. | Репродуктивный | Познавательно- контрольная игра. |
Пример 3. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (трёхгодичной) разноуровневой (трёхуровневой) программы «Искусство лозоплетения»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
Формирование у обучающихся устойчивого интереса к лозоплетению и первоначального опыта достижения творческого результата; расширение знаний, развитие первоначальных технологических навыков и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области. | Репродуктивный | Выставка творческих работ | |
Формирование у обучающихся способности сделать мотивированный выбор лозоплетения, как области своей дальнейшей деятельности, углубление знаний в области технологий плетения из лозы и других материалов; развитие приёмов и навыков лозоплетения, уменийдемонстрировать и воспроизводить материал, выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт. | Эвристический | Конференция: защита исследовательских работ | |
3. | Формирование у обучающихся представления о маршруте своего профессионального развития; знанияспособов моделирования, описания и оформления продукта творческой или проектно-исследовательской деятельности в предметной области; навыков самоанализа успешности и результативности решения проблем, описания полученного продукта деятельности, его практической направленность в рамках предметной области, способностиоценки направленности продукта творческой или проектной деятельности (социальную, эстетическую, культурную, техническую...), и его характера (теоретический, прикладной, практический, опытно-исследовательский …); опытарешения надпредметных задач; личного социального опыта, развитиетрудолюбия; воспитание организованности, собранности, чувства долга, ответственности и требовательности к себе; гражданской позиции. | Креативный | Презентация творческих работ |
Пример 4. Способы проверки ожидаемых результатов реализации многогодичной (пятигодичной) разноуровневой (трёхуровневой) программы «Оружиеведение»
Год обу-чения | ЧТО ПРОВЕРЯЕТСЯ (ЦЕЛЬ) | УРОВЕНЬ | СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ |
1. | Формирование устойчивой мотивации у детей на занятие оружиеведением, заложение базовых знаний и умений, составляющих содержание предметной области, развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для деятельности информации, воспитание качеств личности, необходимых для успешного позиционирования обучающимся себя в коллективе единомышленников и за его пределами. | Досуговый | Презентация альбома |
Формированиеу обучающихсяустойчивого интереса к оружиеведениюи первоначального опыта достижения творческого результата через создание деревянных макетов холодного и огнестрельного оружия; расширение оружиеведческих знанийв этой области, развитие первоначальных навыков моделирования и качеств личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной области. | Репродуктивный | Выставка творческих работ | |
Углубление знаний в области оружиеведения через моделирование боевых систем; формирование навыков применения экосистемного подхода к моделированию и анализу функциональной целостности оружия, уменийдемонстрировать модели и воспроизводить материал. | Эвристический | Защита проекта | |
Развитие умений выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт (модель). | Эвристический | Защита проекта | |
Углубление знаний в области оружиеведения через моделирование боевых систем; формирование навыков применения экосистемного подхода к моделированию и анализу функциональной целостности оружия, умений демонстрировать модели и воспроизводить материал; развитие умений выбирать способ решения проблем, видеть и формулировать цель для самостоятельного исследования, составить план ее достижения; выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы; соединять форму и замысел исследования в законченный творческий продукт, формирование навыков системного моделирования. | Эвристический | Защита проекта |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план на каждый год обучения (не путать с календарным планом, которого в программе быть не должно!) Календарный план может быть помещён в приложение к программе – в УМК.
Учебно-тематический план (УТП) раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия, и, если необходимо, на экскурсии, выезды, часы оргзанятий (подготовка к конференциям, выставкам и т.п.). УТП оформляется в виде таблицы, с указанием (см. таблицу 1):
-названий разделов;
-названий тем;
-количества часов (всего, теоретических, практических).
Обычно учебно-тематический план оформляется в виде таблицы:
Учебно-тематический план 1 года обучения
Раздел (тема) | Общее количество часов | В том числе | |
теоретических | практических | ||
1. … | … | … | … |
2. … | … | … | … |
Итого: |
Количество часов указывается по каждой теме отдельно, в том числе теоретических и практических. Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно, т.е. если программа рассчитана на три года обучения, то в ней должно быть три учебно-тематических плана. Учебно-тематические планы разных лет обучения не могут быть совершенно одинаковыми (вы же не обучаете своих воспитанников одному и тому же на разных годах обучения). Если формулировки разделов (тем) учебно-тематического плана похожи, то отличие в их изучении на разных годах обучения должно быть отражено в разделе «Содержание».
Порядок размещения учебно-тематических планов
и содержания многогодичной дополнительной
образовательной программы
Во многогодичной дополнительной образовательной программе, независимо от её уровня, учебно-тематические планы и содержание структурируются по годам обучения.
То есть, после учебно-тематического плана первого года обучения следует содержание первого года обучения; после содержания первого года обучения следует учебно-тематический план второго года обучения; после учебно-тематического плана второго года обучения следует содержание второго года обучения; после содержания второго года обучения следует учебно-тематический план третьего года обучения; после учебно-тематического плана третьего года обучения следует содержание третьего года обучения и так далее.
СОДЕРЖАНИЕ 1 года обучения
Содержание должно быть структурировано: в нем могут быть выделены модули, блоки, разделы, основные темы и подтемы.
Содержание модуля, блока, раздела, основной темы и подтемы всегда определяется целями курса. Полезно, представив содержание курса, «распределить» прописанные в пояснительной записке цели и задачи по модулям, блокам, темам.
Обычно первой темой содержания программы и УТП является ВВОДНОЕ занятие - знакомство с обучающимися, информирование их об изучаемой предметной области в пределах образовательной программы, а также инструктаж по технике безопасности при осуществлении работы в учебной группе и правилам поведения в учреждении.
Последней темой должно быть ИТОГОВОЕ занятие, на котором подводятся итоги освоения образовательной программы за год или за весь период; проходит итоговая аттестация.
Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане.
В зависимости от профиля образовательной программы в содержании отдельной темы могут быть кратко отражены:
-основные сведения, общие понятия, закономерности, теории, правила, основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы,
-формируемые умения и навыки и т.д.
-проблемные вопросы теоретического характера;
-виды задач, упражнений, заданий.
Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическаячасть учебного материала).