Методология и методы организации научного исследования
Философия образования и науки
Вопросы к зачету
1. Философия науки как область научного знания.
2. Философия образования как научное и социальное явление.
3. Исторические предпосылки формирования научного знания.
4. Этапы становления и развития философия образования и науки
5. Зарождение педагогической мысли в древних цивилизациях: Древнем Египте, Израильско-Иудейском царстве, Древнем Иране, Древней Индии.
6. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в древнем Китае.
7. Вклад древнегреческих ученых и философов в философию образования и науки (Сократ, Платон, Аристотель).
8. Средневековая наука и образование эпохи Возрождения.
9. Влияние раннего христианства на философию образования и науки, воспитание и обучение.
10. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения (XIV – XVI века). Гуманизм.
11. Зарождение педагогической мысли в России ХIV-ХVII вв.
12. Наука и философские идеи Нового времени (Ф.Бэкон, Р.Декарт, И.Ньютон).
13. Развитие научного знания и философской мысли в ХVIII- ХIХвв.( Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Кант, Г.Гегель, И.Фихте, К.Маркс, Ф.Энгельс)
14. Развитие педагогических идей в России ХVIII-ХIХвв. (В.Ф.Одоевский, А.С.Хомяков, П.Д.Юркевич, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов и др.).
15. Развитие философско-антропологических идей в образовании (К.Д.Ушинский, С.И.Гессен, Г.П.Щедровицкий)
16. Характер развития науки и образования в ХХ-ХХIвв. (М.Шелер, Д.Дьюи, М.Бубер, С.И.Гессен, Г.П.Щедровицкий, Б.С.Гершунский, В.В.Платонов и др.).
17. Роль науки в развитии общества и образования.
18. Образование как феномен культуры и социальный институт.
19. Образовательные модели обучения и воспитания (И.Ф.Гербарт, Дж.Дьюи и др.)
20. Наука в системе мировоззренческой ориентации.
21. Методы гуманитарных наук теоретического и эмпирического уровня.
22. Роль гипотез в научном познании.
23. Функции научной теории: конкретно-познавательные, методологические, фундаментально-теоретические, прикладные.
24. Структура и классификация научных теорий.
25. Понятие и структура научно-исследовательской программы (по И.Лакатосу).
26. Концепции развития науки (Т.Кун, К.Лоренц, К.Поппер, С.Тулмин, М.Фуко)
27. Проблема истины и рациональности научного познания (Т.Кун, К.Поппер, И.Лакатос, П.Фейерабенд).
28. Философия науки и образования в ХХв.: особенности, основные тенденции и концепции.
29. Глобальные проблемы ХХI века как вызов сфере высшего образования.
30. Этика науки и образования в ХХIв.
Критерии оценки формируемых в дисциплине
Компетенций
На зачете оценка формируемых в дисциплине компетенций магистрантов производится по следующим критериям:
- оценка «зачтено» выставляется тому, кто глубоко и прочно усвоил программный материал, логически стройно, четко и исчерпывающе его излагает, способен к интеграции знаний по определенной теме, структурированию ответа, к анализу существующих теорий (научных школ, направлений) и практики¸ знает основные понятия и категории, раскрывает методологические и методические основы разработки проблемы в науке; умеет анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и образовательной практики; раскрывает альтернативные и вариативные (инвариантные) подходы к исследованию проблемы, умеет тесно связать философию науки с образовательной практикой, не допускает речевых ошибок, умеет вести диалог и вступать в научную дискуссию, дает четкие и ясные ответы на вопросы преподавателя.
- «зачтено» ставится, если: магистрант твердо знает программный материал, грамотно и по существу его излагает, не допуская каких-либо существенных неточностей в ответе на вопросы, однако имеют место несущественные фактические ошибки, которые магистрант способен исправить самостоятельно, благодаря наводящему вопросу, умеет увязать теорию с практикой, общенаучные и специальные методы исследования. Ответ магистранта в основном соответствует предыдущим характеристикам, но менее глубок по содержанию или недостаточно обстоятелен, убедителен, уверен.
- оценка «не зачтено» выставляется тому, кто не знает значительной части программного материала (общенаучные и специальные методы исследования; основные понятия и категории, , современные научно обоснованные теории развития науки); не умеет: анализировать и прогнозировать основные тенденции развития теории и практики; не владеет: основными понятиями дисциплины, специальной терминологией и лексикой, навыками аргументации при обсуждении научных проблем и возможных способов их успешного решения, навыками анализа концептуальных идей в социальной сфере; допускает существенные ошибки в ответе на вопросы, свидетельствующие о неправильном понимании сущности рассматриваемого предмета или явления, затрудняется дать правильный ответ на вопросы преподавателя.
Оценка зачета (стандартная) | Оценка зачета (тестовые нормы: % правильных ответов) | Требования к знаниям на устном зачете по вопросам |
«зачтено» | 51-100 % | «Зачтено» выставляется магистранту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, использует в ответе материал монографической литературы. |
не зачтено» | до 50% | «Не зачтено» выставляется магистранту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки |
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение
дисциплины
Основная литература
1. Авдулов, А. Н. Философия науки. Общий курс. Учебное пособие для вузов / А.Н.Авдулов, В.В.Ильин, Г.В. Бромберг. – М.: Академический проект, 2010 – 732с. http://biblioclub.ru/ book &id=137740
2.Безвесельная, З.В. Философия науки. Учебное пособие / З.В.Безвесельная, В.С.Козьмин, А.И.Самсин. – М.: «Юриспруденция»,2009. – 213с. http://biblioclub.ru/ book&id=128340
Дополнительная литература
- Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государства 14 –17 в. /сост.С.Д.Бабишин,Б.Н.Митюров.–М.,1985.–367с.www.booksite.ru/ancient/reader/[дата обращения 20.04.12]
- Антология педагогической мысли России 18 в/Сост.И.А.Соловков. - М.: Педагогика, 1989. - 479 с. pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000026/index/[дата обращения 20.04.15]
- Антология педагогической мысли России первой половины ХIХв. /Сост. П. А. Лебедев. – http: pedagogic.ru /books/item/f00/s00/z0000027/index/ [дата обращения 20.04.15]
- Джуринский, А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский. pedlib.ru/Books/6/0461/6_0461-1.shtml/ [дата обращения 20.04.15]
- Лушников, А.М. История педагогики: Учеб. Пособие для магистрантов пед. ин-тов / А.М. Лушников. - Екатеринбург, 2010. - 126 с.
- Крылова, Н.В. Философия образования С.И.Гессена и В.В.Зеньковского/ Н.В.Крылова // Известия РГПУ им.А.И.Герцена, №6, т.3, 2008. – с. 46-56 http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-obrazovaniya/[дата обращения 20.04.15]
- Мазалова, М.А. История педагогики и образования / М. А. Мазалова. - Юрайт, 2009. – 254 с.
- Сальцева, С.В. Педагогика: теоретико-методологическое пространство: курс лекций / С.В. Сальцева. М.: Владос, 2009.436 с.
Периодические издания
1. журнал «Социальная педагогика»
2. журнал «Педагогика»
3. журнал «Философия образования»
Интернет-ресурсы
Название сайта | Режим доступа | Характеристика |
Электронный каталог библиотеки ОГПУ | http://www.ospu.ru/?id5=2 - свободный доступ | На этой сайте представлены книги, имеющие в читальных залах библиотеки ОГПУ |
ЭБС «Университетская библиотека online» | http://www.biblioclub.ru/ - договор от 29.02.2012 г.№56 | На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам |
Национальный цифровой ресурс РУКОНТ | http://www.rucont.ru/ - договор от 29.11.2011 г. № ДС-175 | Вузовская электронная библиотечная система (ЭБС) на платформе национального цифрового ресурса «РУКОНТ» |
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU | http://elibrary.ru| - лицензионное соглашение № 4725 от 03.02.2010. Доступ с компьютеров ВУЗа. | Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн.научных статей и публикаций. |
Педагогическая библиотека | http://www.pedlib.ru/- свободный доступ | На данном сайте представлена дополнительная литература по психологии развития и другим смежным дисциплинам |
Образовательный видеопортал Univertv. ru | http://univertv.ru/reg/done/- свободный доступ | На данном сайте представлены видео лекции и учебные видеофильмы, имеющие непосредственное отношение к изучаемой дисциплине |
Интернет-портал Детская психология | http://www.childpsy.ru/lib/- свободный доступ | На портале опубликованы научные статьи, рецензии, книги, методические разработки, справочные материалы, анонсы образовательных программ, видеотека и пр. |
Интернет-портал История отечественной психологии | http://www.psyche.ru/- свободный доступ | Все об истории отечественной психологии (дореволюционной, советской, российской). Cайт предоставляет пользователю широкий круг возможностей - от подписки и участия в форуме до возможности администрировать отдельные тематические рубрики. |
Интернет-портал «Психологические страницы» | http://www.psyportal.info/psypage/test.shtml- свободный доступ | На данном сайте, в разделе сложных психологических тестов вы можете ознакомиться с тестами: тест для диагностики коммуникативных и организаторских способностей школьников; определение социальной направленности личности (выбора профессии); диагностика профессиональных предпочтений; поведение в конфликтной ситуации; выявление стрессоустойчивости; шкала самооценки |
Методология и методы организации научного исследования
Вопросы к зачету
1. Современные актуальные проблемы научных исследований в социальной педагогике.
2. Требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Перечень исследовательских умений специалиста социальной сферы.
3. Сущность научного исследования. Эмпирическое и теоретическое исследование. Задачи научного исследования в социальной педагогике и работе.
4. Методология научного исследования, ее уровни.
5. Общее понятие методологии науки. Методология науки и её уровни. Дескриптивная и прескриптивная методология.
6. Понятие о логике исследования в социальной работе. Проблематика исследования.
7. Научный аппарат исследования.
8. Идея, замысел, гипотеза и критерии успешности исследовательского поиска.
9. Характеристика математических методов обработки информации: схемы и таблицы.
10. Характеристика математических методов обработки информации: графики и диаграммы.
11. Разработка программы эксперимента (на примере собственного исследования).
12. Теоретические методы исследования. Методы осмысления и обобщения собранных фактов. Частные методы теоретического поиска: теоретический анализ и синтез.
13. Частные методы теоретического поиска: абстрагирование и конкретизация; обобщение и систематизация; классификация; моделирование; мысленный эксперимент.
14. Частные методы эмпирического исследования. Метод изучения литературных источников. Метод изучения документации и продуктов деятельности. Метод наблюдения.
15. Частные методы эмпирического исследования. Метод оценивания. Метод создания диагностических ситуаций.
16. Исторические методы: сравнительно-исторический метод, биографический метод, структурный метод.
17. Частные методы эмпирического исследования. Метод опроса: беседа, интервью, анкетирование.
18. Частные методы эмпирического исследования: тестирование. Социометрия; мониторинг.
19. Структура научного исследования: дипломная работа, ее виды и тематика.
20. Дипломная работа: логика исследования.
21. Характеристика научного аппарата дипломной работы (на примере собственного исследования).
22. Оформление результатов в научном исследовании. Требования к оформлению научной продукции.
23. Введение дипломной работы. Актуальность проблема исследования. Тема, объект и предмет исследования. Цель и задачи.
24. Гипотеза и защищаемые положения исследования. Новизна результатов исследования, их значимость для науки и практики. Положения, выносимые на защиту.
25. Классификация рассматриваемых явлений в дипломной работе. Цитирования и заимствования в дипломной работе. Требования к содержанию дипломной работы.
26. Заключение в дипломной работе. Библиография по дипломной работе (список литературы). Работа с библиографическим материалом. Приложения.
27. Идеи социальной обусловленности исследуемого социально-педагогического процесса; целостности, единства и комплексности изучаемых явлений; единства социализации и индивидуализации.
28. Принцип деятельного подхода. Принцип личностного подхода.
29. Принципы объективности, научности, единства логического и исторического,
30. Принцип концептуального единства исследования. Принцип сущностного анализа. Генетический принцип.
31. Принцип сочетания сущего и должного. Реализация системного подхода в ис-следовательской работе. Характеристика особенностей системы: целостность, структурность, иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность описаний
32. Комплексные методики научного исследования
33. Классификация методов по характеру исследовательской деятельности: эмпирические и теоретические методы исследования.
34. Понятие о методе. Многообразие методов исследования и необходимость их классификации.
35. Классификация методов по их составу: частные методы и комплексные методики исследования.
36. Классификация методов в зависимости от функций исследовательской деятельности: методы накопления фактов, сбора материала; методы проверки и уточнения выдвинутых положений и предварительных выводов.
37. Изучение и обобщение передового опыта. Опытная работа. Эксперимент. Организация комплексного эксперимента.
38. Особенности измерений в социальной работе. Содержательные критерии качества объекта исследования. Уровневые показатели. Количественные и качественные характеристики.
39. Педагогическая диагностика: структура, функции, компоненты.
40. Функции исследования в социальной работе.
41. Типы исследований в социальной работе.
42. Исследовательские стратегии.
43. Выбор метода исследований в социальной работе.
44. Статистические методы исследования в социальной работе.
45. Система показателей статистики в области социальной работы (состав и движе-ние населения, личности, семьи; уровни и качество жизни населения, социальных условий и характера труда, доходов населения; социального обеспечения и т.п.).