Компетентностная характеристика выпускника. Проректор по учебной работе

Утверждаю

Проректор по учебной работе

___________________ / Косяков Г.В.

«___» __________ 20___ г.

Утверждаю

Председатель Ученого совета

факультета начального, дошкольного и специального образования, декан

___________________ / Щербаков С.В.

«___» ____________________ 20___ г.

ПРОГРАММА

Итоговой государственной аттестации

Направление подготовки 050700Специальное (дефектологическое) образование

Профиль «Дошкольная дефектология»

Программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта от 18.01.2010 № 49.

Составители:

к.п.н., доцент, декан факультета НДиСО Щербаков С.В. ________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.п.н., доцент, зав. кафедрой СП Четверикова Т.Ю. ____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.п.н., доцент, зав. кафедрой СПс Чернявская Е.А. _____________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

к.п.н., доцент кафедры СП Викжанович С.Н.. _________________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

старший преподаватель кафедры СП Кузьмина О.С. ___________

(уч. степ., уч. звание, должность) (Ф.И.О) (подпись)

Программа утверждена

на заседании учебно-методической комиссии

факультета начального, дошкольного и специального образования

«30» октября 2014г. Протокол № 2

Омск, 2014

Пояснительная записка

Область профессиональной деятельности выпускников: образование лиц (детей, подростков и взрослых) с ограниченными возможностями здоровья, реализуемое в условиях различных государственных и негосударственных образовательных, социальных структур и структур здравоохранения в различных институциональных условиях.

Объекты профессиональной деятельности выпускников: коррекционно-развивающий (учебно-воспитательный) и реабилитационный процессы; коррекционно-образовательные, реабилитационные, социально-адапатационные и общеобразовательные системы.

Выпускник ОмГПУ по направлению подготовки бакалавров 050700 «Дошкольная дефектология» готов к следующим видам профессиональной деятельности:

- коррекционно-педагогическая,

- диагностико-консультативная,

- исследовательская,

- культурно-просветительская.

Бакалавр по направлению подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль – «Дошкольная дефектология») должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья как в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, так и в условиях структур здравоохранения, социальных структур, в том числе и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

- построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществление психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья;

в области диагностико-консультативной деятельности:

- психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей лиц с ОВЗ;

- консультирование лиц с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития на основе комплексного подхода к реабилитационному процессу;

- оказание консультативной помощи членам семей лиц с ОВЗ по вопросам семейного воспитания;

в области исследовательской деятельности:

- сбор, анализ и систематизация информации в сфере профессиональной деятельности;

- выбор и обоснование образовательной программы, учебно-методического обеспечения;

- планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и структуры нарушения.

в области культурно-просветительской деятельности:

- формирование общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- организация культурного пространства образовательного учреждения;

- взаимодействие с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с семьями лиц с ОВЗ;

- пропаганда толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья среди широкой общественности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях, является обязательной. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности студентов, осваивающих направление «Специальное (дефектологическое) образование» к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО.

Данная программа предназначена для студентов факультета начального, дошкольного и специального образования, обучающихся по профилю 050700.62 - «Дошкольная дефектология» и получающих квалификацию педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки педагога-дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по профилю «Дошкольная дефектология» - 4 года.

Итоговая государственная аттестация выпускника включает государственный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Государственный экзамен бакалавра является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВПО по названному профилю. В качестве государственного экзамена для студентов, осваивающих профиль «Дошкольная дефектология», предусмотрен следующий:

1. Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Программа и порядок проведения государственных экзаменов определяются вузом на основании ФГОС ВПО по профилю «Дошкольная дефектология», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и примерной программы, разработанной УМО по направлениям педагогического профиля.

Выпускная квалификационная работа бакалавра предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области и навыков экспериментально-методической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ФГОС ВПО. Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, и Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, полностью соответствуют основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.

Компетентностная характеристика выпускника

Выпускник, освоивший профиль «Дошкольная дефектология», должен осуществлять коррекционное сопровождение процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, способствовать их социализации, формированию общей культуры личности, вести коррекционную работу, использовать разнообразные приемы, методы и средства коррекции нарушений у детей психических процессов; соблюдать права и свободы воспитанников в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей в коррекционном процессе.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью:

- способностью к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);

- способностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

- способностью использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способностью к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);

- способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);

- способностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-6);

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);

- готовностью к овладению средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными способностью и готовностью:

- способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3);

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- способностью к рациональному выборуи реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

- способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

в области исследовательской деятельности:

- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способностью к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

- готовностью к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

в области культурно-просветительской деятельности:

- готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

- способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).


Наши рекомендации