Методика проведения занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
Физкультурные занятия урочного типа - основная форма работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста. Занятия урочного типа являются обязательными, проводятся с постоянным составом детей определенной возрастной группы, по четкому расписанию, ежедневно в течение календарного года.
В процессе проведения занятий решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. На этих занятиях дети своевременно овладевают необходимым объемом знаний, двигательных умений и навыков, которые не могут быть усвоении только в процессе игр, повседневного общения со взрослыми, самостоятельной двигательной деятельности. Усвоенные детьми на занятиях умения и навыки являются основой содержания других занятий физическими упражнениями.
В зависимости от поставленных педагогических задач занятия по физической культуре подразделяют на типы: занятия ознакомления с новым материалом, изучение нового материала, закрепление и совершенствование физических упражнений, занятия смешанного типа и контрольные.
По содержанию занятия делятся на виды: предметные (когда акцент на один вид деятельности: плавание, подвижных игр, катания на лыжах) и комплексные.
Структура занятия по физической культуре является трехкомпонентной. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Задача подготовительной части - организовать детей, сконцентрировать их внимание на предстоящих двигательных заданиях, подготовить организм к выполнению упражнений основной части. Продолжительность части - 7-12 мин.
В основной части осуществляются формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. К этой части занятия обязательно включают подвижную игру. Игры могут составлять основное содержание любой части занятия. Продолжительность -12-25 мин.
В заключительной части решается задача постепенного перехода к другим видам деятельности и приведение организма детей к относительному спокойного состояния. Для этого используются ходьба, малоподвижные игры, хороводы. Продолжительность этой части - 1-5 мин.
Длительность обязательных занятий по физической культуре в первой и второй младших группах - 20-25 мин, в средней группе - до 30 мин, в старшей и подготовительной группах 35-40 мин.
Важным условием улучшения качества занятия является использование рациональных методов организации детей, способов выполнения физических упражнений и достижение оптимального физической нагрузки на их организм.[3]
Для организации детей на практике пользуются элементарными способами управления, различными способами выполнения упражнений и методами организации деятельности детей.
Элементарные способы управления - построение и перестроение; переход от одного места занятий к другому; индивидуальные занятия во время усвоения упражнений.
Среди способов выполнения упражнений различают одновременный, последовательный, текущий, попеременное и посменный.
Наличие элементарных способов управления и способов выполнения упражнений позволяет эффективнее использовать методы организации деятельности учащихся. В практике применяются фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.
В зависимости от количества детей, уровня их подготовки, этапа обучения, специфики учебного материала и задач желательно за занятие менять методы организации и способы выполнения упражнений, поскольку каждый из них имеет разную эффективность.
Физическая нагрузка зависит от многих факторов, которые учитываются при его регулировании в процессе занятий.
Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные движения с менее интенсивными, более сложные по структуре с менее сложными, усвоенные детьми упражнения с новыми.