Развитие теории и критики детской литературы. Поэзия в детском чтении.
Вторая половина 19 века.
За промежуток времени от Крымской войны (1853-1856) и реформ 60-х годов до начала революционных событий (1905г) детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься большинством писателей как почетное и ответственное дело. Утверждалось и отношение к детству как к суверенному миру с собственными духовными и этическими началами, своим бытовым укладом. Разнообразие педагогических систем свидетельствовало о постановке новых вопросов, касающихся детства и взаимоотношений взрослых и детей.
Эпоха потребовала от детской литературы актуального содержания и современной художественной формы. Противоречия, порожденные реформами, могли быть разрешены только будущими поколениям, поэтому маленьким читателям предлагались книги современного звучания – здоровая духовная пища для правильного развития личности.
Шире стала пониматься проблема народности: простое выражение «народного духа» признавалось уже недостаточным – необходимо было, чтобы произведение служило связующим звеном между читателем и народом, отвечало интересам всех честных и думающих читателей. Иными словами, понятие народности приобрело более идеологический характер, связанный с идеалами демократии и гражданственности.
Революционно-демократическое направление в литературе и критике оказало большое влияние на детскую литературу. Это направление возглавляли критики и литераторы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, поэт и редактор журнала «Современник» Н. А. Некрасов. Революционеры-демократы формировали новое общественное сознание, взывая к гражданской совести и материалистическим взглядам, возглавляя борьбу за счастье народное.
Усиливается противоборство двух давних в детской литературе тенденций.
С одной стороны, детская литература сближается с современной ей «взрослой» литературой: писатели демократического направления стремятся внести в произведения для детей художественные принципы и идеи, что уже приняты во «взрослой» части их творчества. Опасность раннего взросления детской души кажется им меньшим злом, чем опасность духовной спячки.
С другой стороны, ценители «охранительной» педагогики и литературы проповедуют защиту детского мира от жестокой реальности: в произведениях на современные темы не должно быть полной картины жизни, неразрешимых противоречий и безнаказанного зла.
Противоборство двух мировоззренческих тенденций вполне отражают детские журналы, т.е. появляются журналы демократической направленности.
Развитие поэзии для детей идет двумя путями, получившими условное название «поэзии чистого искусства» и «некрасовской школы» (т.е. народно-демократической поэзии).
В поэзию для детей начинает проникать сатира . В стихах начинает появляться ребенок – герой, что будет характерно для детской поэзии 20 века. Появляются стихи в виде диалога с ребенком, воспоминания о детских ощущениях.
Детство как лирическая тема, открытая в творчестве Жуковского, Пушкина, Лермонтова, получила окончательное утверждение в поэзии второй половины 19 века.
Более прочные позиции теперь занимает жанр рассказа. Появляются социально – бытовые, героико – приключенческие и исторические рассказы.
К концу столетия в отдельное тематическое направление выделяются рассказы о детях - сиротах, бедняках, маленьких тружениках. Писатели стремятся привлечь внимание к катастрофическому положению детей погибающих духовно и физически в тисках буржуазно – капиталистического века.
Привлекают внимание писателей и психологические проблемы детей, растущих в так называемых «приличных семьях». Лев Толстой, Достоевский в своих произведениях проводит подробнейший анализ возрастной психологии детей, факторов воспитательного влияния, состояния всей обстановки, окружающей ребенка. Формируется литература о детях, обращенная к родителям и педагогам.
Литературная сказка становится похожей на реалистический рассказ. Чудеса и превращения, моменты волшебного вымысла уже не являются определяющими чертами сказки. Писатели предпочитают держаться законов реальности. Волшебный мир закрылся от человека, люди существуют где-то по другую его сторону .