Рассматривание репродукций картин Б. М. Кустодиева
Логопед. Кустодиев создал значительные произведения почти во всех жанрах изобразительного искусства. Но с наибольшей силой его дарование проявилось в картинах на темы народной жизни, в которых художнику удалось передать силу и красоту русской души.
Знаменитые кустодиевские «Масленицы» (1916, 1919, 1920) как бы подытоживают тему народных праздников. Манера письма Кустодиева — яркая, плотная, декоративная. Художник как бы опирается на приемы, используемые народными мастерами. Он мастерски изобразил разноцветные балаганы, карусели, торговые палатки, катания с гор — все необходимые атрибуты народного гулянья того времени.
Создавая великолепные цветовые гармонии, нарядные и декоративные, художник никогда не забывает и о занимательности своих картин. Он заражает зрителя тем страстным интересом, с которым сам наблюдает жизнь, и всякий раз находит в повседневном что-то увлекательное и неповторимое.
4.Составление рассказов по репродукции картины и опорному картинному плану.
Логопед. Посмотрите на репродукцию картины Б.М. Кустодиева «Масленица». На ней разворачивается масленичное веселье. Дайте полный ответ на мои вопросы.
— Скажите, каким настроением наполнены картины художника?
— Что сразу бросается в глаза?
— Какие краски использует художник для того, чтобы передать атмосферу праздника?
— Какие чувства вызывает картина?
Логопед. Глядяна картину, подберите подходящие образные выражения и признаки к словам:
деревья — высокие, стройные, опушенные снегом...
люди — веселые, задорные, с румяными, как красные яблочки, щеками...
лошади — красивые, быстрые, летящие, как ветер-
Логопед. Русские композиторы тоже старались передать свои воспоминания и впечатления об этом празднике. Сейчас мы послушаем пьесу П.И. Чайковского, которая так и называется — «Февраль. Масленица». Послушайте, как ощущение радости, света, праздника передается в музыке.
Физкультминутка. Развитие мимических и пантомимических движений, релаксация.
Логопед. Давайте попробуем войти в картину. Закройте глаза и послушайте чудесную музыку П.И. Чайковского. Представьте, что морозной зимой мы идем по заснеженной дорожке вдоль масленичного балагана. (Далее логопед выборочно задает детям вопросы, дети отвечают.)
Что вы видите вокруг себя? Ваня, что ты увидел? Лена, а ты? (Люди вокруг одеты в праздничные яркие одежды, пекут блины, дети катаются на карусели, играют в снежки...) Что вы слышите? (Слышны песни под гармошку, веселый смех, скрип снега под ногами...)
В торговых рядах оживление. На румяных от мороза лицах людей улыбки. Какие запахи вы можете почувствовать? (Запах свежести, аромат горячих блинов...)Все желающие лакомятся горячими блинами. Представьте, что и вас угостили. Какие блины на вкус? (Вкусные, масляные...)
Логопед выключает музыкальное сопровождение
Логопед. Откройте глаза. Понравилось ли вам путешествие в картину?
Логопед. Разделитесь на группы по четыре человека. Давайте составим рассказ по этой картине. В любом рассказе должен быть порядок. Посмотрите на опорный план. (Логопед называет пункты карминного плана и показывает порядок их следования.) Составьте рассказ по картине Б.М. Кустодиева «Масленица».
Напоминаю, что за каждое составленное предложение по пунктам плана вы получите специальные фишки. Вы можете заработать призовые фишки, если составите полное «красивое» предложение, сравнение, или используете в речи пословицы или поговорки. После составления рассказов мы подсчитаем фишки и определим команду победителей.
Дети представляют свои рассказы.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог, благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки детей и определяет команду победителей.
Логопед. Ни одна Масленица не обходится без румяных блинов, похожих на солнце. (Логопед и воспитатели угощают детей блинами )
Занятие 21. «Богатыри земли русской»
Цель: Составление творческих рассказов о русских богатырях по картинам известных художников и опорному плану.
Задачи:
— обогащать словарь детей новой лексикой;
— развивать у детей наблюдательность, произвольное внимание, логическое мышление, фантазию;
— учить детей составлять творческие рассказы по картинам известных художников;
— воспитывать интерес к произведениям живописи.
Оборудование: портреты богатыря и современного воина (иллюстрации 22, 23), серия портретов «Защитники Отечества», репродукция В.Васнецова «Богатыри» (иллюстрация 15) и репродукции других картин известных художников (логопед подбирает их самостоятельно[6]), опорный картинный план 2 (иллюстрация 2), специальные и призовые фишки (примерно по 30 штук), магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Интеллектуальная разминка
Логопед выставляет на доску портреты богатыря и современного воина. Просит детей рассмотреть их и рассказать, как выглядели защитники Отечества в давние времена и сейчас. (Уточнить значение слов: кольчуга, доспехи, шлем, щит, меч, ножны, булава, палица; бронежилет, защитного цвета форма, каска, автомат...)
II. Основная часть занятия
Введение в тему занятия.
Логопед. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о защитниках нашего Отечества. С давних времен и до наших дней священным долгом каждого мужчины является защита своей Родины, своего Отечества от нападения врагов.
Раньше, как вы уже знаете, наша страна называлась Русью. Жили в ней русичи — сильные и красивые люди. В основном они занимались земледелием и охотой. Но многочисленные войска не раз нападали на Русь, жгли и грабили города и села, убивали и уводили в плен русских людей. Вставали тогда на защиту своих земель и людей храбрые воины. Некоторые воины отличались особой смелостью и отвагой. Это были люди высокого роста, наделенные от природы огромной силой. Как вы думаете, как их прозвали в народе? Правильно, их называли богатырями.
Логопед выставляет серию портретов «Защитники Отечества», дети рассматривают их.
Логопед. Назовите имена известных вам богатырей. (Дети называют.)
Как вы думаете, ребята, а откуда мы можем знать о существовании богатырей земли русской? (Предположения детей.)
Правильно, защитникам земли русской посвятил народ былины, сложил о них красивые песни. В те времена книг еще не было, и былины пелись странниками под гусли — старинный музыкальный инструмент. Люди передавали сказания устно, то есть из уст в уста: от бабушек, дедушек и родителей внукам и детям.
Вот названия наиболее известных былин: «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Змей», «Алеша Попович и Тугарин».