Украшение зала для весеннего бала
Цели: знать признаки весны; уметь выбирать из множества предложенных картинок и символов те, которые характеризуют весну как время года; красиво и в соответствии с периодом весны оформлять группу картинами, рисунками, муляжами, макетами, фотографиями, плакатами и т.п.; осуществлять совместную со сверстниками и взрослым деятельность.
Занятия
Весла как время года (комплексное)
Цели: знать признаки весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей; использовать образные выражения из стихов и рассказов о весне, строить развернутое суждение, умозаключение, использовать активный словарь по теме; составлять краткий связный рассказ о весенних явлениях; выразительно читать стихи о весне, петь песни, выражать в цвете свое видение весны.
* * *
1.Чтение стихов о весне с выделением признаков, описанных поэтом в стихотворении.
Педагог объявляет конкурс на самое выразительное чтение стихов о весне.
2.Конкурс умников на знание признаков весны, их отличия от зимних признаков.
Педагог дает детям задание кто быстрее:
— составит картину ранней и поздней весны из предложенных вариантов элементов картины и расскажет об отличиях;
— посадит на полянке первоцветы из предложенного набора открыток или картинок, искусственных цветов, назовет их;
— выберет из множества предложенных картинок с изображением птиц, прилетающих весной с юга, назовет их;
— выберет изображение деревьев в разные периоды весны из предложенных изображений осенних, зимних и весенних деревьев, расскажет об этапах пробуждения живой природы на примере деревьев (или оденет дерево последовательно в почки, листочки, цветки);
— кто больше всех запомнит признаков весны из стихотворения.
Весна
Весна приходит за зимой,
Тепло приносит нам с тобой.
Приносит небо голубое,
Сосульки, пенье ручейка,
Проталины и первоцветы,
И таянье на речках льда.
Приносит первые листочки,
И нежность шелковой травы,
И лопанье душистых почек,
Садов прекрасные цветы.
Птиц перелетных новоселье
И насекомых звонкий рой,
Конец медвежьей зимней спячки
Приносит в лес весна с собой.
С весной ликует все живое!
Линяют звери по весне,
Детей заводят, кормят, учат.
Жизнь пробуждается везде.
Готовят люди землю к севу,
Сажают деревца, кусты,
Наводят чистоту, порядок
После наскучившей зимы.
3.Хоровод «Веснянка» с пением.
4.Коллективная работа «Краски весны».
Дети большими мазками рисуют весну, выбирая цвета, соответствующие, по их мнению, весенним явлениям. Рассказывают, почему выбрали ту или иную краску (фломастер, маркер). Украшают панно группу.
Путешествие в мир весны
Цели: знать признаки весны в разные ее периоды; уметь строить в воображении образы, связанные с весенними явлениями, изображать их, используя пантомимическую и речевую выразительность; отвечать на вопросы педагога, опираясь на знания, полученные при изучении темы, грамматически правильно строя предложения; ритмично выполнять движения сообразно тексту стихотворения, ориентироваться в пространстве.
* * *
Педагог. Дети, сегодня мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? Чем весна отличается от других времен года? Хотите встретиться с весной? Скоро наступит лето, а мы отправимся в самое начало весны. Как называется период весны, наступающий сразу после зимы?
Дети отвечают.
Давайте сначала прогоним зиму. Как мы это будем делать? Скажем все вместе:
Уходи скорей, зима!
Ведь весне прийти пора.
Перестань скорее злиться,
Мы устали холодиться.
Вас не насмешило слово «холодиться»? Это я сама придумала. А попробуйте сами придумать стишок о весне..
Зима ушла, но солнце еще греет слабо, нередко по утрам еще мороз, А днем начинает звенеть веселая капель. Покажите, как звенит капель. Сначала медленно, а потом все быстрее. Вы будете говорить «кап-кап-кап», а ритм я буду задавать рукой.
Дети выполняют упражнение. Педагог предлагает детям вместе с ним прочитать стихотворение о капели, сопроводить его ритмичными движениями.
«Кап-кап-кап», — цапель звенит, Словно с нами говорит. Плачут от тепла сосульки, И на крышах талый снег. А у всех людей весною Это вызывает смех. | Ритмично хлопают в ладоши. Ритмично хлопают ладонями по ногам. Собирают слезы» в ладошку. Ритмично гладят себя по голове. Поворачиваются вокруг себя. |
Потекли веселые ручейки. Они повсюду. Бегут, поют, всех видят. Беритесь за руки, а я встану в самом начале ручейка. Бежим и внимательно смотрим вокруг. Расскажите мне потом, что вы увидели ранней весной.
Дети изменяют направление, темп движения.
Я буду читать стихотворение, а вы все представляйте и вместе со мной произносите слова, которые повторяются.
Улыбаются все люди — И в ручейке лесном, задорно
Весна, весна, весна! Звенит, звенит, звенит.
Она везде, она повсюду По камушкам в реке широкой
Красна, красна, красна. Журчит, журчит, журчит.
По лугу, лесу и полянке Разносит запахи повсюду
Идет, идет, идет. Цветов, цветов, цветов.
На солнышке скорей погреться И все живое сразу слышит
Зовет, зовет, зовет. Весенний зов!
Педагог предлагает детям рассказать, что они увидели в своем воображении, когда бегали вместе с ручейком. Какие признаки ранней весны они отметили.
Солнце пригревает все сильнее, появились первые проталины. Что-то я забыла, что такое проталины. Объясните мне.
Дети отвечают.
На проталинах из-под снега стали появляться цветы-первоцветы. Какие вы знаете первоцветы?
Дети отвечают.
Давайте превратимся в подснежники. Представьте, что мы находимся под землей. Мы — корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днем тепло. Подснежники подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Покажите, какие вы смелые. Вот подул ветерок, и подснежник закачался на тонкой ножке. Все любуются подснежников. Он вестник весны.
Дети выполняют действия по ходу повествования.
Не забудьте, дети, что подснежники рвать нельзя, можно только любоваться ими. А кто мне скажет почему?
Дети отвечают. Педагог предлагает детям вспомнить, что происходит с растениями весной, чем отличаются растения поздней весной.
Самая красивая — весенняя березка, на которой появляются первые листочки. Давайте прочитаем стихотворение о такой березке. Вставайте в круг. Вместе со мной произносите текст и ритмично выполняйте движения.
Березка в белом сарафане
Весною водит хоровод. Ритмично ходят по кругу.
Звенит сережками так нежно Ритмично потряхивают кистями рук,
И птичек в гости все зовет. взмахивают руками.
Раскроет свои руки-ветви, Поднимают руки вверх, ладони раскрывают,
Опустит ветки-пальцы вниз, опускают руки.
Подставит солнышку листочки, Руки перед собой, ладони раскрывают, опускают
Чтоб лучик на ветвях повис. кисти вниз.
Можно поводить хоровод «Во поле береза стояла».
С юга возвращаются птицы. Какие птицы улетали на юг? Вставайте клином. Мы будем птицами, которые возвращаются на родину. Вот летят журавли и курлычут: «Курлы-курлы-курлы», а теперь — дикие гуси: «Га-га-га», а за ними дикие утки: «Кря- кря-кря». А теперь превратимся в лебедей. Они плавно взмахивают крыльями, красиво выгибают шею. Белоснежные, гордые, прекрасные птицы! Какие птицы прилетели еще?
Дети. Грачи, ласточки, стрижи и.т.д.
Педагог. Превратитесь в какую хотите птичку, полетайте. (Предлагает рассказать, что делают птицы, возвратившись на родину.)
Дети отвечают.
Совсем скоро наступит лето. Расцвела черемуха, потом сирень, майские кусты. Зацвели сады, словно их облили молоком. Какие плодовые деревья зацветают весной? Кто вспомнит, что у яблони появляется сначала — листья или цветки?
Дети отвечают.
Я буду читать стихотворение, а вы под него изображайте цветущую яблоню кто как хочет.
Звучит вальсовая музыка. Дети выполняют движения.
Невесомы, прекрасны, легки
Облетают с цветков лепестки.
И под яблоней нежный ковер,
Бело-розовый, словно шатер.
Нежный цвет разметали дожди.
Завязались на ветках плоды.
Будут солнца и дождика ждать,
Чтобы спелыми, вкусными стать.
Педагог предлагает детям вспомнить, что происходит в неживой природе в мае. Дети отвечают.
Мы забыли о весенних дождях и первой весенней грозе. (Читает стихотворение Ф. Тютчева «Люблю грозу в начале мая...».) Устроим настоящий гром. Будем хлопать громко-громко.
Дети выполняют.
Ребята, мне кажется, что мы прекрасно попутешествовали по весне. Пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с весной: «Прощай, весна, прощай, красна. Ты в гости приходи сама». Что вам больше всего запомнилось? Нарисуйте это.
Прогулка
Подвижная игра «Птицы — гнезда — птенцы»
Цели: уметь быть внимательным к командам педагога; быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве.
Правила. По команде педагога «Птицы» дети передвигаются по всей площадке легко на носочках, взмахивая руками-крыльями (можно называть конкретную птицу с изображением ее повадок, звукоподражанием). По команде «Гнезда» — собираются в центре (приносят веточки), встают в тесный круг, обхватив талию друг друга. По команде «Птенцы» — находят каждый свой круг (начерченный на асфальте или обруч), часто взмахивают руками, чуть отрывая их от бедра, пищат. Проигрывает тот, кто запаздывает с выполнением команд, ошибается.