Дополнительные характеристики
Базовых форм
Эти характеристики не затрагивают существа форм, но являются основой для их модификации и, в конечном итоге, определяют разнообразие и актуальность репертуара культурно-образовательной деятельности, который складывается в музее на разных этапах. К дополнительным характеристикам форм культурно-образовательной деятельности музея отнесем:
простые - комплексные
разовые - цикловые
для однородной - разнородной аудитории
внутримузейные - внемузейные
коммерческие - некоммерческие
Большинство базовых форм, за исключением праздника и исторической игры, относятся к категории простых. Но различные их сочетания и комбинации открывают возможность для создания комплексных форм. К таковым, например, относится чрезвычайно распространенная форма, получившая наименование тематическое мероприятие. Это, как правило, разовая акция, посвященная какой-либо конкретной теме, событию, лицу, которое может включать экскурсию и встречу с интересным человеком, лекцию и концерт.
Сейчас музеи обычно стремятся обозначить это мероприятие через привлекательные для посетителей названия (взамен прежним, идеологически выдержанным, типа "Мы выполняем заветы революционеров", "Наше социалистическое Отечество", "Два мира - две системы" и пр.).
Обычным явлением в последние десятилетия стало преимущественное использование цикловых форм, которые гораздо более эффективны, т.к. дают возможность ориентироваться на постоянную аудиторию. Причем в музейной практике наметилась тенденция строить циклы не только на основе какой-либо одной формы (экскурсионный абонемент или лекторий), но и объединять в них разные жанры. Так, абонемент для посетителей Дома-музея В.М. Васнецова включает экскурсию "В гостях у В.М. Васнецова", лекцию со слайдами "Родина В.М. Васнецова", встречу с потомками художника, а также знатоками и почитателями его творчества, серию концертов.
Сейчас в музейную терминологию внедряется такое понятие, как программа, которое наиболее часто используется нашими зарубежными коллегами для обозначения музейного события, которое имеет длительную протяженность (до нескольких лет) и осуществляется через различные формы музейной коммуникации. Все более активное употребление этого слова отечественными специалистами фиксирует тенденцию закрепления подобных сложных форм в отечественном музее. И у нас появляются досуговые программы, типа “Воскресный день в музее”, которые предусматривают проведение системы мероприятий для посетителей разного возраста, а также комплексные программы взаимодействия со школой, основанные на идее использования потенциала музея в учебном процессе (об этом - в специальном разделе).
Формы культурно-образовательной деятельности могут быть адресованы разнородной аудитории, какой, к примеру, является семья. В последние годы наметилось явное движение музеев навстречу этой категории посетителей. Вот несколько примеров из деятельности московских музеев: программа “Семья в музее” в Политехническом, циклы лекций для семьи и клуб "Дети и родители" в Третьяковской галерее, экскурсии для семейных посетителей с прослушиванием звукозаписей записей в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, программа “Семейный лабиринт” в Государственном Биологическом музее им. К.А. Тимирязева.
А это интереснейший опыт Санкт-Петербурга. Для Государственного музея истории Санкт-Петербурга работа с семьей стала приоритетной с конца 1980 гг., когда обозначилась ее роль в структуре аудитории и музейные педагоги увидели, что взрослые стремятся к образованию вместе с детьми. В рамках проекта “Музей и семья” здесь проводится трехгодичный цикл занятий для детей и родителей “Воскресные встречи”. Младшие школьники, их папы и мамы изучают историю родного города на лекциях и экскурсиях, а также, что очень важно, занимаясь самостоятельными исследованиями. Стержнем реализации программы цикла стали домашние задания, которые образовали целую книгу, получившую название “Записки архивариуса. Семейные исследования”. “Маленький человек в мантии - архивариус шагает по страницам этой еще не заполненной сведениями “книги” и ставит перед детьми и взрослыми вопросы, которые усложняются с каждой новой темой и требуют участия всей семьи в подготовке ответов” (Т.А. Чумак, 1996, с.23). Одно из заданий касалось истории семьи. Надо было найти и описать самый интересный предмет из домашней коллекции и составить его легенду. Эти домашние реликвии и сочинения-аннотации, дополненные творческими работами детей, стали основой уникальной выставки “История глазами детей”, которая была открыта в залах музея.
На рубеже 1980-1990 гг. начинают появляться музеи, все формы деятельности которых ориентированы преимущественно семью. Таков Музей ремесла, архитектуры и быта в Калуге, созданный семейной парой Л.И. Федоровой и В.А. Ткаченко и их детьми и работающий главным образом с семьями. Посетители овладевают здесь утраченной и вновь возрожденной создателями музея технологией изготовления традиционной для Калужской области глиняной игрушки, очень популярной в прошлом столетии. Возрождение промысла идет рука об руку с укреплением семейных отношений, “связи взрослых и детей, когда вся семья трудится вместе, приобщаясь к своим национальным истокам” (Коссова И.М., 1997, с. 48).
Наряду с этим многие формы ориентируются на однородную аудиторию. Классическим примером являются школьники, для которых разрабатываются экскурсии и лектории, организуются кружки и конкурсы, проводятся "Дни школьника", декады "Музей и дети".
Одновременно очень перспективны, хотя в очень малой степени освоены нашими музеями, в отличие от зарубежных, формы, адресованные инвалидам и другим группам, нуждающимся в реабилитации. Однако отечественные музеи начинают обращаться к этим людям.
Музей-гуманитарный центр "Преодоление" им. Н.А. Островского целенаправленно работает с инвалидами, которые пытаются преодолеть свои недуги и встать над ними. Здесь устаиваются выставки творчества инвалидов, экскурсии и лекции для глухих и слепоглухонемых. Экскурсии для слепых, слабо видящих и глухих освоены в филиале Государственного исторического музея - Церкви Троицы в Никитниках. Центр музейных инициатив “Кунцево” ежемесячно устраивает для инвалидов своего района встречи по выходным дням, создавая при этом атмосферу, которая определяется тезисом: “инвалиды не ущербные, а просто другие люди” (Кутя В.В., 1997, с. 122).
Художественные музеи развивает подобные формы в русле традиций арттерапии как метода психологической работы, использующей возможности искусства для положительных изменений в структуре личности. Безусловным лидером здесь стал Русский музей, где благодаря деятельности Н.Ю. Жвитиашвили и О.В. Платоновой, а также их коллег это направление не только получило значительное развитие, но и оказало огромное влияние на его становление в других музеи. Основную задачу арттерапевта названные авторы видят в том, чтобы "возбудить у человека активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.., создать условия, при которых сознание человека стало бы максимально адекватным его природе" (Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю., 2000, с. 17). Особенно нуждаются в этом инвалиды, которые ограничены в социальных контактах и дезадаптированы. Поэтому в 1992 г. в Русском музее начата реализация программы “Шаг навстречу” для детей-инвалидов и детей “с проблемами”. Ее авторы исходят из того, что творческий процесс у таких детей следует рассматривать “не столько как отражение степени их дефекта, а скорее как проявление позитивных способностей личности, опираясь на которые можно способствовать социальной адаптации и коррекции ребенка” (Жвитиашвили Н.Ю., 1995, с.92).
Работающая на основе этой программы арттерапевтическая студия проводит занятия со слабовидящими, с детьми с последствиями церебрального паралича, в аутичными детьми, помогая им открыть красоту окружающего мира и лучше понять самого себя.
Одной из первых акций студии стала выставка "Детские сны" (1993), участие в которой приняли дети из больниц, специализированных школ и интернатов, ассоциаций детей-инвалидов. Автор, страдающий особо тяжелым недугом, получил специальный приз "Самому мужественному участнику выставки". В 1998-1999 гг. арттерапевтическая студия приняла участие в международном социально-культурном форуме "От монолога к диалогу", который проводился в Санкт-Петербурге. В творческих мастерских, где вместе работали взрослые и дети, больные и здоровые, удалось создать атмосферу, которая способствовала коллективному творчеству и в то же время давала возможность каждому заявить о себе как о творческой личности.
В последние годы активно заявляют о себе и другие общности, которые актуализируют новые формы работы для однородной аудитории. К числу таких общностей можно отнести, например, различные землячества, которые благодаря музею могут ощутить свое культурное и социальное единство, предъявить обществу свои ценности и тем самым в какой-то степени способствовать разрешению национальных конфликтов.
Большой простор для разнообразия открывают внемузейные формы, или, как их еще называют, передвижные. Например, начиная с 1930-ых гг., когда перед музеями была поставлена задача обслуживания сельских жителей, весьма распространено было заключение договоров с колхозами, совхозами, сельскими школами на организацию лекций, тематических мероприятий, праздников специально для этой категории населения. Эти формы, безусловно, имели значение для жителей удаленных от крупных культурных центров мест. Сейчас связь с сельскими жителями в силу главным образом экономических причин нарушилась. Но внемузейные формы не потеряли своего значения. И они могут существовать не только в виде лекций. Например, очень актуальна для школ идея передвижного музея ("музея в чемодане"), подобные которым существовали в России, а также достаточно интенсивно используются за рубежом. Получив на время копии и дубликаты музейных предметов, подобранных по определенной теме и снабженных необходимыми методическими разработками для учителя, школы могут очень эффективно разворачивать процесс предметного обучения.
Наконец, в последние годы все большее значение начинает приобретать деление форм на коммерческие и некоммерческие. Наибольший коммерческий эффект дают программы для иностранцев, которые создаются во многих музеях.
Обзор форм помог нам представить общую картину культурно-образовательной деятельности музея. В дальнейшем эта схема насытится более конкретным содержанием.