Футбольные фанатские группировки в России
Furor iraque mentem praecipitat
(«Ярость и гнев ум поражают» – Вергилий)
Численность современного общероссийского футбольного фан-движения составляет примерно 45-50 тысяч человек. К наиболее многочисленным фанатским группировкам относятся: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо», «Торпедо», «Локомотив» (все из Москвы), «Зенит» (Санкт-Петербург).
Не каждого болельщика относят к числу фанатов. Последних отличает: 1) активное посещение домашних матчей команды; 2) достаточно частые выезды за своей командой в другие города; 3) знание и принятие субкультуры футбольного фан-движения. В российском движении фанатов футбола существует своеобразная иерархия с выделением разных фан-групп:
1. «Хулиганы» или «хулс» (взято из Англии – «hooligan's»). Это наиболее активные и агрессивные представители, позиционирующие себя как элиту фан-движения. Часто их еще называют «траблмэйкерами» (от англ. trouble maker – создатель проблем). Hooligan's обязаны ежегодно совершать большинство выездов в другие города, и участвовать во всех драках с фанатами противоборствующих команд.
2. «Ультрас» (термин взят из Италии и Испании). Их члены занимаются поддержкой команды, но в драках не участвуют. Заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие принадлежность к данной фан-группе.
3. «Кузьмичи» или неорганизованные фанаты конкретного футбольного клуба, не принадлежащие к фан-группам, но являющиеся истинными болельщиками и ценителями футбола. Составляют примерно 80-90% участников фан-движения.
Наиболее развитые фан-клубы имеют свой устав, гимн, символику, «кричалки». Существует околофутбольный сленг, насчитывающий несколько десятков наименований. Выпускаются фанатские журналы: «Знамя Зенита» («Зенит»), «ULTRAS NEWS» («Спартак» Москва), «BULLDOG» («Торпедо» Москва). Есть многочисленные интернетовские сайты российских фан-группировок.
Интерес представляют взаимоотношения фанатов со спортсменами, тренерами, болельщиками других клубов, с правоохранительными органами.
К спортсменам своей команды фанаты относятся очень требовательно: после успешных игр их почти боготворят, после серии «провальных» матчей – могут предать обструкции с помощью свиста, «кричалок», баннеров и т.д. В свою очередь, футбольные клубы, заинтересованные в поддержке своих болельщиков, стараются наладить с ними контакт и всячески помогать им в их стремлении попасть на выездные матчи. Особо требовательное отношение проявляется к лучшим игрокам своей команды – местным «звездам», от которых ждут только выдающейся игры. Богатая палитра чувств у фанов к новым игрокам своего клуба – от восторженного до резко отрицательного. Они горячо приветствуют хорошо проявивших себя футболистов, перешедших из сильных команд. Негативная же оценка возможна в двух случаях: 1) когда новый игрок переходит из «враждебной» команды; 2) если этот футболист ранее принадлежал к их клубу, но потом «изменил» ей, поиграв в другой отечественной команде (возвращение из известных зарубежных клубов, как правило, воспринимается позитивно). Сами футболисты заинтересованы поддерживать теплые отношения с болельщиками и, даже проиграв встречу, после матча непременно благодарят своих поклонников за поддержку.
Взаимоотношения «болельщики-тренеры» во многом напоминают взаимоотношения «болельщики-футболисты». Их чувства также могут колебаться от благоговейного почитания до требования отставки. Тренеры же стараются устанавливать контакты с фанатами, справедливо считая , что они могут представлять собой дополнительного, двенадцатого игрока на поле.
Эмоциональные связи между фан-группировками разных футбольных клубов можно в грубой форме разделить на три уровня: дружеские, относительно индифферентные и враждебные. Дружеские отношения между фан-группировками – явление довольно редкое. Так, болельщики футбольного клуба «Зенит» (Санкт-Петербург) дружат с фанатами московского «ЦСКА», но «воюют» c поклонниками столичного «Спартака». В то же время, фанаты «ЦСКА» и «Спартака» – непримиримые враги. Во время выступления национальной команды между фан-группировками устанавливается временное перемирие, все становятся болельщиками сборной команды России.
Очень сложные взаимоотношения складываются у фанатов с правоохранительными органами. Можно утверждать, что между ними идет незримая «холодная» война, градус которой временами поднимается достаточно высоко. Болельщики жалуются на неадекватные, по их мнению, методы обеспечения порядка во время футбольного матча и после него, а полиция считает установленные меры наказания за хулиганские действия фанатов слишком мягкими.
Футбольное фанатское движение как прочно утвердившаяся субкультура современного спорта – это явление положительное или отрицательное? С одной стороны, футбол без болельщиков на трибунах теряет свою зрелищность. Игра на пустом стадионе напоминает спектакль без зрителей, когда актеры, не чувствуя дыхания публики, не могут испытывать того вдохновения, которое возможно при аншлаге. Есть знаменитые фанаты футбола, которые, будучи неистовыми, преданными поклонниками своей команды, ведут себя исключительно цивилизованно. Таким болельщиком, известным в Европе, был преданный поклонник французского клуба «Марсель» Патрис де Перетти. После смерти его именем назвали Северную трибуну стадиона «Велодром». В нашей стране наиболее знаменитым представителем цивилизованных болельщиков является фанат питерского «Зенита», популярный актер Михаил Боярский. Уважения заслуживает также старейший болельщик московского «Спартака» Отто Фишер (в 2015 г. ему исполнилось 102 года). Ради таких зрителей футболисты готовы выкладываться на поле и демонстрировать свое спортивное мастерство, что лежит в основе красоты футбольного зрелища.
С другой стороны, определенная часть фан-группировок посещает футбольные матчи отнюдь не ради эстетики игры, а исключительно с агрессивными целями. Речь идет об упомянутых выше «хулиганах» («траблмэйкерах»), которые устраивают драки на трибунах, зажигают файеры (дымовые шашки), ломают сиденья, организуют фанатские войны. Они насчитывают не свыше 10-15 % всех участников фанатского движения, но их «деятельность» наносит ущерб не только истинным поклонникам этого увлекательнейшего вида спорта. Страдают футбольные клубы от многомиллионных штрафов, а также футболисты, подчас вынужденные играть без своих болельщиков в результате наложенных санкций.
Футбольные хулиганы – это люди с отклонениями в психике, с повышенной агрессивностью, не сумевшие адекватно социализироваться, не нашедшие применения своим потребностям и способностям. Можно предположить, что немаловажную роль здесь играют факторы принадлежности к той или иной социальной страте. Вместе с тем среди футбольных хулиганов часто встречаются студенты из престижных вузов, выходцы из благополучных семей. На степень и характер «боления» безусловно влияют уровень образования и общей культуры, а также особенности личности отдельного индивидуума.
Появление таких людей обусловлено врожденным стремлением детей и молодежи, главным образом мужского пола, к объединению и утверждению своего сообщества как наиболее правильного, сильного, влиятельного. Этому могут способствовать следующие факторы:
- потребность в общении с людьми, близкими себе по полу, возрасту, интересам, убеждениям, мировоззрению;
- избыток нерастраченной физической, психологической, сексуальной энергии, стремление проявить себя, выглядеть в глазах товарищей сильным, смелым, способным постоять за себя и своих друзей;
- потребность в кумирах, людях, вызывающих восхищение, желание их возвеличивать, им подражать;
- профицит свободного времени, отсутствие серьезного занятия, требующего приложения интеллектуальных, физических, эмоциональных, материальных затрат и усилий.
Спортивные журналисты выявили 16 фанатских движений со всего мира, которые портили репутацию своего клуба. В этот малопривлекательный список вошли российские фанаты из «Зенита» и «Спартака».
Под давлением общественности, в том числе СМИ, 20 января 2014 г. в силу вступил так называемый «Закон о болельщиках», согласно которому запрещено находиться в местах проведения официальных спортивных соревнований в состоянии опьянения, создавать угрозу для здоровья себе и другим, бросать предметы на поле и в зрителей, оскорблять окружающих, скрывать свои лица, в том числе с помощью маски. Думается, что одними ограничительными законами проблемы негативных сторон фанатского движения не решить.
Семья, воспитательно-образовательные институты, общество должны уделять больше внимания духовному, нравственному воспитанию подрастающего поколения, чтобы его активность, бурную молодую энергию направить на производство самых высоких жизненных ценностей.