П.3. Преемственность дошкольного и начального школьного образования.

Необходимое условие преемственности в развитии ребенка – наличие непрерывного образования. В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) отмечается: «Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка».

Преемственность означает, что появившиеся у дошкольника качества переходят с ребенком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития. Именно эти качества становятся основой преемственности дошкольного и начального образования.

В практике работы с детьми дошкольного возраста долгое время имелось ложное понимание преемственности, а именно, наблюдалась тенденция дублирования содержания, форм и методов школьного обучения. Так, в дошкольных образовательных учреждениях была распространена негативная практика недооценки игровой деятельности и излишнее увлечение различными «школьными» формами и технологиями обучения: проводились фронтальные занятия по отдельным предметам, осуществлялся систематический контроль за усвоением знаний и умений. Это отрицательно сказывалось на состоянии здоровья и развитии познавательных способностей детей.

Многие авторы программ для ДОО рассматривали проблему целесообразного отбора содержания дошкольного образования как более раннее изучение программы первого класса и сводили цели непрерывного образования к формированию уже в дошкольном детстве узкопредметных знаний, умений и навыков. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой (учебной) деятельности, а только тем, готов ли он к изучению русского языка, математики, природоведения.

Одной из попыток решения проблемы преемственности было создание непрерывных школьных программ дошкольного и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами. Примерами такого подхода к решению проблемы являлись программы «Школа-2100», «Из детства в отрочество» и «Сообщество». Положительно зарекомендовали себя образовательные учреждения начальная школа -детский сад, создающие наиболее благоприятные условия для обеспечения преемственности в воспитании и обучении детей.

Другой путь решения проблемы преемственности был предложен В.А. Белошистой на основе компонента «готовность к школе». Н.Ф.Виноградова определяет этот компонент как сформированность на необходимом уровне тех качеств личности ребёнка, которые делают этого ребёнка учеником, т.е. помогают ему учиться. Слово «учиться» понимается в данном случае в прямом смысле - «учить себя», т.е. владеть учебной самодеятельностью.

Готовность к школе – это, прежде всего, психологическое, эмоциональное, нравственно-волевое и физическое развитие ребенка, которое обеспечивает его легкую адаптацию к новому этапу жизни.

Готовить ребенка к школе – это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни (А.В. Белошистая).

Очевидно, что система непрерывного образования должна строиться с учетом:

· сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребёнка; готовности к школьному обучению (на дошкольной ступени образования );

· опоры на уровень достижений дошкольного детства; сформированности умений учиться как фундаментального новообразования; освоения разных форм взаимодействия с окружающим миром (на начальной ступени образования ).

Принцип преемственности обеспечивается за счёт отбора содержания, адекватного базисным направлениям развития ребёнка (социально- эмоционального, художественно- эстетического и др.), а также нацеленности педагогических технологий на развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативности и других личностных качеств, соответствующих целям дошкольного образования.

Практики выделяли задачи, которые необходимо было решать для обеспечения преемственности:

- разработка нормативно-правовой базы для организации согласованности между двумя ступенями образования;

- согласование общих и специфических целей и принципов образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении и начальной школе;

- реформирование подготовки и переподготовки педагогических кадров.

При этом важно было сохранить ценность каждого возраста.

Произошедшие в последнее время изменения в системе российского образования позволяют по-новому подойти к решению проблемы преемственности.

Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и дошкольного образования (ФГОС ДО) способствует решению проблемы преемственности.

ФГТ, а за ними и ФГОС ДО определяют основу образовательной программы каждого детского сада и выдвигают в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Сформулированные в этих документах требования к структуре программы, сохраняя программную вариативность, определяют принципы, по которым необходимо строить образовательную работу в дошкольных учреждениях.

Разностороннее развитие детей, согласно федеральным требованиям, обеспечивается содержанием программы, включающей совокупность 10 образовательных областей. Итогом освоения образовательной программы будут интегративные качества ребенка, сформулированные в документе.

ФГОС ДО включает в себя требования к:

структуре Программы и ее объему;

условиям реализации Программы;

результатам освоения Программы.

ФГОС определяет 5 образовательных областей, а на смену интегративным качествам пришли целевые ориентиры.

Для начального общего образования разработан новый стандарт второго поколения (ФГОС НОО). Он представляет собой систему аналогичных требований, которые являются обязательными для начальной школы:

- к результатам освоения программы;

- к структуре ООП;

- к условиям реализации программы.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает, прежде всего, воспитание и развитие качеств личности; учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роли и значения разных видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности и др.

Результатами освоения программы начального общего образования являются личностные качества ребенка.

Сопоставление основополагающих документов позволяет убедиться в том, что создана нормативная основа для реализации на практике непрерывного образования, решения проблемы преемственности. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения программы целевых ориентиров и личностных характеристик станут основой для разработки преемственных программ для дошкольников и младших школьников.

Сопоставление ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования

  ФГОС ДО ФГОС НОО
Теоретические положения Культурно-историческая концепция Деятельностный подход Личностный подход Системно-деятельностный подход  
Задачи Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка; Формирования предпосылок учебной деятельности;   Укрепление физического и духовного здоровья; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Основные принципы Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, (индивидуализация дошкольного образования); Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;   Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;   Учет индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей каждого обучающихся, роли и значения разных видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Формы образовательной работы Совместная деятельность детей; Совместная деятельность взрослого и детей; Самостоятельная деятельность Совместная деятельность детей; Совместная деятельность взрослого и детей; Самостоятельная деятельность
Результаты освоения программы Целевые ориентиры Становление личностных характеристик ученика: личностные, метапредметные и предметные качества ребенка.

Как видим, между формируемыми качествами в дошкольном возрасте и к концу младшего школьного прослеживается взаимосвязь и преемственность. Это позволяет разработать единую систему психолого-педагогической диагностики развития детей в период перехода от дошкольного к начальному школьному образованию.

Наши рекомендации