Перечень вопросов к экзамену по курсу теории и методики обучения математике; рейтинговое оценивание ответа
1. Методика преподавания математики как наука. Возникновение, развитие, разделы, связь с другими науками. Современное состояние.
2. Цель и задачи обучения математике в средней общеобразовательной школе. Школьные программы и учебники по математике на современном этапе развития школьного образования.
3. Формы организации обучения математике. Урок математики. Требования к нему. Специфика, типы, подготовка и анализ урока математики.
4. Методы обучения математике. Классификация методов. Методы научного познания в обучении математике.
5. Контроль, проверка, оценка и мониторинг учебных достижений учащихся. Использование ИКТ для контроля, оценки и мониторинга.
6. Дифференциация обучения. Структура профильного обучения и преподавание математики в условиях профильного обучения.
7. Технологический подход. Понятие педагогической технологии, технологии обучения, их виды. Соотношение педагогики, методики и технологий. Применение технологий в обучении математике.
8. Интерактивные технологии и их применение в обучении математике. Использование аудиовизуальных средств обучения, банк аудиовизуальных средств по математике.
9. Использование ИКТ в обучении математике: цель и задачи использования; их место в активизации познавательной деятельности учащихся; банк электронных программно–методических средств, их анализ и экспертиза.
10. Математические понятия и методика их введения в школе.
11. Методика изучения теорем и аксиом в школе. Обучение учащихся доказательствам.
12. Задачи в обучении математике. Обучение учащихся решению математических задач.
13. Методика изучения числовых систем в школе.
14. Методика изучения математических выражений и тождественных преобразований.
15. Методика изучения функций в школе.
16. Методика изучения уравнений и их систем в школе.
17. Методика изучения неравенств и их систем в школе.
18. Методика изучения показательной и логарифмической функций в курсе «Алгебра и начала анализа» средней школы. Применение их свойств к решению уравнений и неравенств.
19. Методика изучения тригонометрических функций в школе. Применение свойств функции к решению тригонометрических уравнений и неравенств.
20. Методика изучения производной и ее приложений в курсе «Алгебра и начала анализа».
21. Методика изучения первообразной, интеграла и их приложений в курсе «Алгебра и начала анализа».
22. Логическое строение школьного курса геометрии. Методика проведения первых уроков геометрии в 7 классе; в 10 классе.
23. Методика изучения параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в курсе геометрии средней школы.
24. Методика изучения равенства и подобия фигур. Геометрические преобразования в школе и методика их изучения, связь с равенством и подобием фигур.
25. Геометрические построения в курсе геометрии средней школы. Методика обучения решению задач на построение на плоскости и в пространстве.
26. Методика изучения многоугольников и многогранников в средней школе.
27. Методика изучения окружности, круга и тел вращения в курсе геометрии средней школы.
28. Методика изучения координат в курсе математики средней школы. Обучение учащихся координатному методу решения задач.
29. Методика изучения векторов в школе. Различные подходы к введению понятия вектора, к изучению операций над векторами. Обучение учащихся векторному методу решения задач.
30. Методика изучения скалярных величин в школе: длины отрезка, величины угла, площади фигуры, объема геометрического тела.
Рейтинговая оценка ответа студента на экзамене по теории и методике обучения математике.
Каждая позиция оценивается в 5-балльной системе.
№ п/п | Позиции оценивания | Количество баллов |
1. | Раскрыта сущность вопроса | |
2. | Ответ структурирован | |
3. | Ответ математически правильный | |
4. | Ответ методически обоснованный | |
5. | Ответ полный, представлены все аспекты вопроса | |
6. | Продемонстрировано владение содержанием школьного курса математики | |
7. | Ответ иллюстрирован конкретными методическими разработками | |
8. | Показаны альтернативные варианты: подходов, способов, учебников, моделей обучения, изложения материала, приемов, методов и т.д.) | |
9. | Предполагается использование средств наглядности, электронных средств обучения, интерактивной доски, компьютера и т.д. в обучении | |
10. | Отражены основные направления модернизации школьного образования | |
11. | Изложение ответа убедительное | |
12. | Речь четкая, выразительная, математически и методически грамотная | |
13. | Качество оформления записей, чертежей на доске при ответе |
Ответы на дополнительные вопросы (за каждый правильный ответ 2 балла).
Всего баллов:
Оценивание: «отлично» - 60 и более баллов;
«хорошо» - 46-59 баллов;
«удовлетворительно» - 36-45 баллов;
«неудовлетворительно» - 35 и менее баллов.
Приложение 1