Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде

Содержание

1. Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе.

2. Основные аспекты организации работы по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде.

3. Тематика классных часов.

4. Тематика родительских собраний.

5. Календарь знаменательных дат.

6. Словарь терминов и понятий.

7. Памятки для обучающихся, их родителей и сотрудников образовательных организаций.

8. Рекомендуемая литература.

9.Интернет-ресурсы.

Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе

Жестокость вообще отвратительна.

А беспричинная жестокость безнравственней вдвое.

Анатолий Алексин

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:

§ изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);

§ индивидуально-психологические особенности детей и подростков (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

§ эмоциональные особенности детей и подростков (состояние психического напряжения);

§ снижение социальной и политической активности молодёжи;

§ наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);

§ массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;

§ разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;

§ использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).

Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:

1. Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.

2. Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.

3. Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.

4. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.

По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:

§ Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.

§ Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.

§ Политический экстремизм, который направлен против сложившейся политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.

§ Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.

§ Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.

Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:

§ националистические;

§ религиозные;

§ сепаратистские террористы;

§ террористы-антиглобалисты и другие.

Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.

Наши рекомендации