Краткое изложение теоретических вопросов. 1. Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психической патологии
1. Задержка психического развития (ЗПР) — одна из наиболее распространенных форм психической патологии, отличающаяся неравномерной сформированностью процессов познавательной и эмоциональной сферы, которую выявляют с началом обучения ребенка.
Дошкольников с ЗПР отличает высокая возбудимость, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, быстрая утомляемость — все эти симптомы сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии в учебной деятельности. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности, эмоционального развития, речи оказывается снижен по сравнению с нормой.
Термином «умственная отсталость» в отечественной коррекционной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Олигофрения - это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС (в первую очередь коры головного мозга) в пренатальный (внутриутробный), катальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периодах.
По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно выделяют три степени: идиотия, имбецильность и дебильность.
2. В системе образования детям дошкольного возраста оказывается помощь в профильных специализированных детских садах в соответствии с характером нарушения развития ребенка: детские сады для слепых и слабовидящих (раздельно), глухих и слабослышащих (раздельно), для детей с тяжелыми нарушениями речи, где есть группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН), с общим недоразвитием речи (ОНР) и детей с заиканием; детские сады для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, соматически ослабленных и др. Среди школ можно выделить: вспомогательные школы, школы-интернаты.
3. Основной задачей логопедической работы является коррекция звуковой стороны речи, обогащение словарного запаса и формирование связной речи. Логопедическая работа состоит из последовательных этапов.
На первом этапе работы стимулируется речевая активность ребенка, проводится тренировка дыхательной и голосовой систем, артикуляционная гимнастика.
Второй этап — работа по обогащению активного и пассивного словарного запаса.
На третьем этапе ребенка учат грамматически правильно строить и распространять предложения, составлять рассказы, пересказывать тексты, работают над коррекцией звукопроизношения и над звуковым анализом, развивают и совершенствуют связную речь.
4. Принципы педагогической помощи детям с нарушениями речи, слуха и зрения:
- системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и т.д.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определения понятиям: задержка психического развития, умственная отсталость, олигофрения. Какова их симптоматика и виды проявлений?
2. Каковы особенности образования лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии?
3. Каковы особенности образования детей с нарушениями в речевом развитии?
4. В чем заключается педагогическая помощь детям с нарушениями речи, слуха и зрения?