Концепция и тенденции информационных и образовательных стратегий
Информационная стратегия - документ, определяющий рольинформационной системы предприятия в реализации ее стратегических планов и описывающий то, каким образом эта роль должна исполняться.Заказчиками и активными создателями информационной стратегии должны быть собственники (акционеры) и топ-менеджеры предприятий, а директора информационных служб и руководители ИТ-отделов - ее соавторами и главными организаторами ее реализации.
Этот документ дает представление о примерном содержании информационной стратегии предприятия и содержит четыре основных раздела:
· Бизнес-Стратегия предприятия. Краткое описание базовых стратегий развития предприятия, с которыми должна быть согласована и которые должна поддерживать информационная стратегия.
· Информационная стратегия предприятия. Описание стратегических направлений и базовых принципов развития Информационных Систем предприятия. Эти элементы формируют контекст для текущих и будущих ИТ-инициатив. Здесь же приводятся основные критерии оценки функционирования и развития ИС.
· ИТ-инициативы предприятия. Конкретные ИТ-проекты, которые должны быть осуществлены в рамках реализации информационной стратегии. Каждая из инициатив должна быть явно связана с поставленными стратегическими целями, должна реализовываться в соответствии с Руководящими принципами и может охватывать одну или несколько ИС.
· Управление реализацией информационной стратегии. Распределение ролей и обязанностей руководителей предприятия при реализации информационной стратегии.
Для каждого подразделения существует собственная информационная политика, но все эти информационные системы вместе и создают то, что называется информационной стратегией предприятия. Информационные стратегии становятся лидером рынка высоких технологий, а это самое перспективное направление современного бизнеса. Более того, в обиход уже прочно вошли такие понятия, как электронная коммерция или электронный бизнес. Взять хотя бы всем известный Интернет-аукцион E-bay - это не что иное, как результат умелого использования информационных стратегий.
Стратегии ИТ - это «бизнес со скоростью мысли», именно так назвал свой литературный труд самый богатый человек мира Билл Гейтс, а он уж кое-что понимал в стратегиях внедрения инф-ных систем.
При осуществлении образовательной практики, как известно, результат (выпускник с соответствующими характеристиками) может быть получен только по прошествии довольно значительного времени (5 лет для традиционной системы образования; при сегодняшней системе – от 4-х до 6-ти лет), причем, чем выше должна быть квалификация требуемого специалиста, тем большее количество времени необходимо затратить на его подготовку. Такой «отсроченный» результат требует довольно определенной организации образовательного процесса с тем, чтобы противостоять неконтролируемому «дрейфу» целей и задач обучения с течением времени. Одним из элементов такой организации является образовательная стратегия, которая должна отвечать на следующие вопросы: чему и как будем учить, в соответствии с какими этапами организовано обучение, какой результат намечено получить, в каких формах производится контроль и проверка результата усвоения учебного содержания, формирования у обучаемого требуемых качеств.
Разумеется, в образовательной стратегии не даны конкретные ответы на перечисленные вопросы, но они в ней сгруппированы в форме некоего константного принципа, которому подчиняется и ход, и организация, и метод обучения. Выражаясь более конкретно, в основу образовательной стратегии положен базовый принцип, в соответствии с которым строится полный цикл обучения в ВУЗе независимо от формы обучения (бакалавриат, специалитет, магистратура).
Образовательная стратегия концепция, заложенная в основуобразовательной политики. Определяет основные направления и принципы развития системы образованиякак целостного социального института. Формируется исходя из доминирующих в обществе социальных икультурных ценностей, представлений о целях социальноэкономического, научнотехнологического,культурного развития и понимания роли образования в их достижении..." Характерной чертой новой системы образования, вырисовывающейся в результате преобразований, является множественность путей и средств решения проблем обучения и социокультурного развития людей разных возрастов. Образовательные учреждения отказываются от единого социального заказа и все более начинают учитывать дифференцированные запросы различных категорий обучающихся, какими бы причинами эти разные запросы ни определялись (социальной характеристикой, материальными возможностями, возрастом, уровнем подготовленности и т.п.). Возможность выбора для субъектов обучения признается ведущей теоретической идеей и реально существующим явлением. В современной образовательной практике массового образования можно выделить четыре варианта применяемой образовательной стратегии:
1. Стратегия «воронки», применяемая при традиционной организации обучения - сначала учащиеся получают максимально широкий круг разнообразных знаний и представлений, которые по ходу обучения конкретизируются и специализируются.
2. Стратегия «подгонки», применяемая при практико-ориентированном обучении – обучение, понимаемое как процесс формирования у учащихся умений и навыков практической работы, в ходе которого согласуется обучение в ВУЗе и работа на функциональных местах в избранной профессиональной сфере.
3. Стратегия «средового погружения», применяемая в основном при организации обучения по специальностям гуманитарного круга, то есть при подготовке специалистов, для которых первостепенную важность имеют компетенции, обеспечивающие взаимодействие и взаимосвязь индивидов и коллективов в культурно-нормированном окружении, а также коммуникационные компетенции.
4. Стратегия «заказа», применяемая при обучении контингента учащихся, направляемых в ВУЗ от определенных организаций, которые в данном случае выступают в качестве заказчика на подготовку необходимых им специалистов или в роли спонсора образования; широко применяется при организации переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Также можно говорить об образовательной стратегии для целого региона или страны, однако при современном уровне диверсификации образования и плюрализме подходов к образовательной практике образовательная стратегия такого уровня не находит себе применения. Здесь скорее нужно говорить об образовательной политике государственных и других органов управления, осуществляемой по отношению к субъектам образовательного процесса.
Развитие системы непрерывного образования направлено на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. Концепция непрерывного образования основана на принципах непрерывности, гибкости, быстрой динамике, связанной со сменой потребностей на рынке труда, на реализации концепта образования «не на всю жизнь, а через всю жизнь». Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Непрерывное образование предполагает многоуровневость образовательных программ, которая позволяет учесть в построении образовательной траектории такие существенные характеристики, как встроенность, замещение, дополнение, адаптировать программу к начальному уровню обучающихся.
Инновационность программ непрерывного образования проявляется в опережающем характере обучения, в адекватности потребностям рынка, широком использовании дистанционных образовательных технологий. Содержание и технологии непрерывного образования направлены на подготовку инновационно-ориентированной личности.
В основе программ непрерывного образования должны лежать такие принципы как:
· системность,
· модульная структура программ,
· компетентностный подход,
· оптимизация аудиторных занятий,
· применение современных образовательных и информационных технологий,
· накопительная система обучения.