Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми!

ВОЛШЕБНЫЕ ОБВОДИЛКИ

Формирование графомоторных навыков

Методическое пособие 2-е издание

Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми! - student2.ru

Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми! - student2.ru

УДК 373.2.025.7:159.925.6

ББК 74.102

3 472

Серия основана в2007году

Научный руководитель проекта: профессор, канд. педагогических наук С.Д. Забрамная

Зегебарт Г.М., Ильичева О.С.

3-472Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навы­ков. Методическое пособие. 2-е изд. — М.: Генезис, 2010. — 32 с: ил. — (Учение без мучения).

ISBN 978-5-98563-221-7

Методическое пособие является частью комплекта коррекционно-развивающих материалов, предназначенного для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Основная цель программы — формирование предпосылок, необходимых для осуществления любой практической и особенно учебной деятельности. Занятия спо­собствуют развитию графомоторных навыков, тонкой моторики рук, что существенно облегчает процесс овладения навыками рисования, письма и чтения и служит профилактикой дислексии и дисграфии.

В комплект входят оригинальные рисунки-образцы для копирования и методическое пособие, в котором подробно описан порядок работы с образцами, а также представлен комплекс упражнений «Гимнастика для мозга», направленный на повышение умственной работоспособности детей и создания за счет этого базы для овладения графомоторными действиями.

Комплект может быть использован для работы с детьми как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида (детские сады, реабилитационные центры, центры подготовки к школе, центры развития, школы и т.д.).

Издание предназначено для психологов, родителей, учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов.

ISBN 978-5-98563-221-7

УДК 373.2.025.7:159.925.6 ББК 74.102

© Г.М.Зегебарт,

О.С. Ильичева, 2009

© Издательство «Генезис», 2009

© Н.В. Синельщикова, рисунки,

художественное оформление, 2009

Посвящается нашим детям Мите и Наташе

Выражаем искреннюю признательность педагогам и сотрудникам, с которыми мы имели счастье работать в ННОУ «Школа Монтессори "Елиса,,» г. Мытищи, а также в МОУСОШ № 75 городского округа Черноголовка: О.Н. Абызовой, Т.В. Аржниковой, Ю.Е. Буняевой, И. В. Валеевой, Н. А. Верховой, И.Л. Зуевой, Т.А. Клименко, Л.А. Кошиной, Н.А. Куликовой, Т. В. Лейбовой, О. Г. Лоншаковой, Т.А Савиной, М.П. Смирновой и Г.А.Фирсовой. С надеждой на будущее!

Отдельная благодарность начальнику управления образования Мытищинского муниципального района Московской области Е.А. Стукаловой.

Спасибо заведующей МДОУ № 27 «Радость» г. Мытищи Т.В. Ефремовой, а также директору МОУСОШ № 75 городского округа Черноголовка Л. А. Тройновой — за поддержку и понимание.

Мы бесконечно признательны А.Ф. Карташевой за долготерпение и участие во всех наших начинаниях.

Особая благодарность Танечке и Ольге Шкуновым за работы, предоставленные для оформления обложки.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОЕКТА

Предлагаемый комплект материалов предназначен для работы с детьми дошкольного (начиная с трех лет) и младшего школьного возраста, как в условиях семьи, так и в дошкольных и школьных учреждениях различного вида (детские сады, детские реабилитационные центры, центры подготовки к школе, центры развития, школы и т.д.).

Основная цель, которую ставят авторы, — сформировать у детей предпосылки, необходимые для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий. Кроме того, важны навыки планирования и самоконтроля. Все эти и иные психофизические качества могут быть в значительной мере улучшены при систематической ицеленаправленной работе с ребенком по предлагаемой программе.

Такая работа особенно необходима детям, у которых по разным причинам (медицинского и психологического характера) имеются те или иные нарушения в развитии, страдает моторика рук, речь, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения и т.д.

Вот почему я считаю чрезвычайно полезным предлагаемый комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми, в который входят как занятияпо формированию графомоторных навыков (программа «Волшебные обводилки»), таки занятия с ребенком по программе «Гимнастика для мозга».

Необходимо отметить, что занятия по предлагаемым программам взаимосвязаны, то есть проводятся параллельно. «Гимнастика для мозга» способствует синхронизации работы глаз и рук, повышает умственную работоспособность, создавая тем самым базу для овладения графомоторными действиями. Программа «Волшебные обводилки» направлена на развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики). Занятия по этой программе также способствуют развитию пространственных представлений, внимания, памяти, волевой сферы и соответственно создают предпосылки успешного овладения учебной деятельностью.

Материалы комплектабудут полезны родителям, педагогам, психологам и дефектологам, которые искренне любят детей и не ленятся помогать им.

Любящие и небезразличные взрослые, творите вместе и рядом с детьми!

Кандидат педагогических наук, профессор

Забрамная С. Д.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии. Даже небольшое на первый взгляд отклонение от нормы приводит современного ребенка в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

Избежать этого можно лишь в случае ранней диагностики нарушений и проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.

Основной и обязательной составляющей такой работы являются особые виды гимнастики, позволяющие не только снять отдельный симптом, но и повысить продуктивность протекания психических процессов за счет нормализации функционирования всей биосистемы ребенка. Ведь только при нормально работающей системе жизнеобеспечения возможно соответствующее возрасту развитие памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, самоконтроля, работоспособности — всего того, без чего в дальнейшем невозможна продуктивная познавательная деятельность.

А без этого будет затруднен процесс обучения в школе, что может существенно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка.

В специальной литературе (Dennison P., Dennison G.; Семенович А.В.; Сиротюк А.Л.; Шанина Г.Е. и др.) можно найти немало разработок на эту тему. Авторы настоящего издания опираются на многолетний успешный опыт работы в ННОУ «Школа Монтессори "Елиса,,» г. Мытищи, где используется комплекс «Гимнастика для мозга», адаптированный для работы с детьми, начиная с трех лет, а также школы №75 г. Черноголовка.

В пособии представлена программа, включающая в себя два комплекса упражнений — «Гимнастика для мозга» и «Волшебные обводилки».

В основе программы «Гимнастика для мозга» лежит представление о том, что ребенок способен развивать себя сам, используя внутренние механизмы своего двигательного потенциала. Предлагаемый комплекс упражнений за счет развития межполу-шарного взаимодействия, синхронизации работы глаз и рук повышает умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей, а также способствует развитию мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, создавая тем самым базу для любой умственной деятельности и, в частности, для овладения графомоторными действиями. Поэтому гимнастику желательно выполнять каждый день (по утрам).

Комплекс упражнений «Волшебные обводилки» направлен в первую очередь на формирование и развитие графомоторных навыков (плавности, ритмичности и точности выполнения движений; освоение оптимального способа удержания и нажима карандаша и т.п.), координации движений, синхронизацию работы глаз и рук. В основе работы лежит известный принцип копирования графических изображений (Bogdanowicz М., Зарин А.). Материалы для этого комплекса — 56 оригинальных рисунков-образцов — приведены на отдельных листах формата A3, а алгоритм работы сними описан в соответствующем разделе пособия (с. 21). Формирование графомоторных навыков». Работа по этой программе создает важнейшие предпосылки для полноценного овладения навыками письма и чтения, поскольку два этих процесса тесно взаимосвязаны: ребенку с плохо развитой рукой тяжело не только писать, но и читать. Эти процессы в значительной степени упрощаются на фоне предварительно сформированных и развитых графомоторных умений (плавность движений, степень уверенности и произвольности, ритмичность и точность выполнения; способ удержания карандаша, нажим). Именно они лежат в основе письма и рисования и зависят от зрительно-двигательной координации, зрительного и кинестетического восприятия объектов ребенком.

Принято считать, что для подготовки ребенка к письму достаточно дать ему возможность просто рисовать. Однако письмо — специфический вид графических действий, связанных с получением именно контурного изображения — букв. И для этого требуется умение уверенно, быстро и с достаточной силой проводить в заданном направлении неотрывные протяженные линии. Для письма следует развивать в первую очередь именно эти умения. Это становится возможным при выполнении большого количества упражнений, связанных с деятельностью, аналогичной процессу написания букв — воспроизведением именно контурного изображения объекта. В рисовании же прежде всего важна возможность переноса на бумагу представлений и впечатлений об этом объекте, но это уже тема другого издания.

Мы посчитали необходимым дать детям возможность отрабатывать графомоторные навыки на больших листах бумаги. Именно такие размеры листа позволяют проводить длинные линии, требующие долговременной и стабильной нагрузки настоль важные для письма группы мышц.

Следует иметь в виду, что любое отклонение в развитии ребенка неизбежно ведет к трудностям формирования графомоторых навыков. Отсутствие же возможности их развития и коррекции за счет обучения некоторым естественным видам деятельности (завязывание шнурков, пришивание пуговиц, заточка карандашей руками и пр.), по причине либо гиперопеки, либо, наоборот, недостаточного внимания к ребенку, лишь увеличивает количество проблем у детей. Поскольку формирование этих навыков сопряжено со значительными трудностями даже у благополучных детей, это приводит к значительному падению интереса к любой графической деятельности в целом.

В основе предлагаемых упражнений лежит принцип копирования в различных его вариантах. Задания на копирование рисунков решают одну из важнейших задач психомоторной коррекции — способствуют развитию ловкости, координации движений, что, в свою очередь, приводит к развитию высших психических функций ребенка. Копирование в значительной степени упрощает процесс не только рисования, но и письма. Для детей особый интерес представляет получение законченного изображения, поэтому они с удовольствием занимаются копированием рисунков.

Преимущество предлагаемых упражнений заключается и в том, что их без особого труда смогут выполнять как дошкольники (от 3 лет), так и учащиеся начальной школы.

С комплектом легко могут работать как специалисты — психологи, дефектологи, педагоги дошкольных и школьных учреждений, так и родители.

Наши рекомендации