Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи

Содержание

Введение. 3

Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи. 4

Языковые отношения в Древней Руси. 6

Материальное сходство и родство языков. 7

Лингвистическая типология. 8

Заключение. 9

Список использованной литературы.. 10

Введение

В настоящее время ученые и простые обыватели все еще задаются вопросом о происхождении жизни и человека. В этом же ряду рассматривается вопрос о происхождении языка, который в чем-то даже сложнее двух других понятий, поскольку касается не только биологии, но и психологии человека. Кроме того, процесс эволюции языка не кончается никогда. Одни языки исчезают, другие появляются, а иногда оживают и мертвые языки.

Язык - совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной словарно-грамматической системе.

Проблема происхождения человеческого языка рассматривается, кроме языкознания, в ряде смежных наук, изучающих человека (антропология) и общество (социология).

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не находит пока надёжного подтверждения фактами из-за огромной отдалённости эпохи происхождения языка от нашего времени. Они остаются гипотезами, так как процесс происхождения языка нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

Процесс становления человека как биологического вида Homo Sapience продолжался миллионы лет. Эволюция включает следующие стадии развития человека из человекообразных обезьян:

· Австралопитек (прямая походка, 2-3 млн лет тому назад)

· Питекантроп (1 млн лет тому назад)

· Неандерталец (200 тыс лет тому назад)

· Неоантроп (40 тыс лет назад)

Основные принципы выделения – умение изготавливать и пользоваться орудиями и особенности развития мозга: у неандертальца и неоантропа – самый большой размер мозга и признаки асимметрии правого и левого полушарий, более развиты гортань и язык, что свидетельствует о более слаженной коммуникации внутри коллектива.

Первобытный язык выступал в первую очередь как средство регулирования совместной трудовой деятельности в коллективе, широко использовались жесты. Развитие челюсти и гортани у питекантропов, а затем у неандертальцев, говорит о довольно ограниченных возможностях формирования звуков. Строение и размер черепа неоантропа, органов дыхания и полости рта были почти как у современного человека. Это свидетельствует о том, что язык был неотъемлемой частью первобытного человека.

Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи

Родовые языки были разными даже в пределах сравнительно небольших территорий, однако по мере расширения брачных и других контактов между родами, а затем хозяйственных связей между племенами, началось и взаимодействие между языками.

В последующем развитии языков обнаруживаются процессы двух противоположных типов:

Дивергенции – распадение одного языка на два или несколько различающихся между собой, хотя и родственных языков. Например, язык распадается сначала на диалекты, а затем они развиваются в самостоятельные языки.

Так, к примеру, дивергентные процессы обусловили расщепление прагерманского языка, выделив из него сперва северногерманский, носители которого мигрировали в Скандинавию, в результате чего возникли северногерманские и южногерманские языки, затем переселение готов из Скандинавии в верховья Вислы и Одера привели к созданию уже трёх ветвей — восточногерманской, западногерманской и северногерманской.

Конвергенции– сближение разных языков и даже замена двух или нескольких языков одним.

Например, шведский язык на территории Финляндии утратил тональность под влиянием финского. Эстонский язык утратил гармонию гласных под влиянием прибалтийских. Узбекский язык также утратил гармонию гласных, но под влиянием таджикского. В болгарском, румынском и албанском языке возник постпозиционный артикль, инфинитив во многих случаях заменён сослагательным наклонением и т. д. Возник так называемый "балканский языковой союз".

Кроме того, можно выделить следующие модели развития языка при их контактировании:

На базе субстрата.

Например, язык коренного населения оказался вытесненным из употребления языком завоевателей, но оставил свой след их в языке (материальные заимствования, словообразовательные, семантические кальки и т.д.). Яркий пример из истории развития языков – современные романские языки (французский, итальянский, испанский, португальский). В них наблюдается определенное сходство, но и явные отличия, это РАЗНЫЕ ЯЗЫКИ, поскольку при их формировании народная латынь, из которой они происходят, накладывалась на разные подложки (субстраты) и по-разному усваивалась разными народами.

2.На базе суперстрата– наслоение чуждых черт на исконную основу местного языка. Победителем в борьбе языков выходит местный язык. Яркий пример суперстратного влияния – французские наслоения в английском языке, проникшие в него после нормандского завоевания, сохранившиеся, в связи с долгим господством французского языка в Англии, на уровне лексики, фонетики, орфографии.

3.На базе адстрата. Под адстратом понимают те черты, которые выделяются в продолжающих существовать языках, которые находились в долгом взаимодействии друг с другом. В отличие от субстрата и суперстрата здесь не предполагается этнического смешения.

Особый случай - образование койнэ – общего языка, возникающего на базе смешения родственных диалектов, из которых какой-нибудь оказывается ведущим, и используется для хозяйственных и др. контактов.

Лингва франка (лат. «общий язык») – превращение одного из контактирующих языков в более и менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода другие языки, а сосуществующее с ними на одной территории. Так, для множества индейских племен Тихоокеанского побережья Америки лингва франка – языки чинук,в Восточной Африке – арабскийязык. До сих пор роль лингва франка при общении представителей бывших республик СССР выполняет русский язык.

В большинстве стран средневековой Европы языком религии, науки была средневековая латынь.

Для периода колониальных захватов характерно появление так называемых пиджинов (искаж. business) – своеобразного торгового лингва франка, ни для кого не являющегося родным, но используемого для общения европейских колонизаторов с туземцами, а затем разноязычных туземцев между собой. Это всегда очень примитивный язык – с ограниченным набором лексических единиц, упрощенной грамматикой, содержащий как элементы местных диалектов, так и искаженные европейские элементы.

Наши рекомендации