Повышение психологической компетентности воспитателей ДОУ

Психологическая компетентность воспитателей — необходимое условие претворения личностно-ориентированной модели до­школьного образования в жизнь.


Решающее значение в повышении психологической компетент­ности работников ДОУ мы видим не столько в курсах повышения квалификации, построенных по классическому «лекционному» образцу, сколько в систематических тренинговых занятиях типа групп личностного роста с акцентом на профессионально значи­мых качествах и умениях, а также в повседневном тренинге на­блюдательности педагогов. Примером может служить предложен­ная нами форма для отслеживания процесса адаптации ребенка в период первичного привыкания к ДОУ или в период после дли­тельного отсутствия ребенка в учреждении (см. приложение к разд. VI). В темы занятий обязательно должен быть включен тренинг по овладению навыками эффективной коммуникации, включая мето­ды ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций.

Педагоги должны владеть в полном объеме теми же обяза­тельными средствами проявления своего расположения и вни­мания к ребенку, что были описаны нами в разделе работы с родителями: уметь использовать контакт глаз (рис. 11); физичес­кий контакт (рис. 12); уметь проявлять внимание и поддерживать дисциплину.

При этом педагоги должны осуществлять уровневый подход к коррекции выявленных недостатков: начинать с развития базовых форм социального взаимодействия и постепенно переходить к более сложным, нормативным для данного возраста способам комму­никации.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите основные направления работы педагога по профилактике вторичных отклонений в личностном развитии детей.

2. Опишите примеры заданий на развитие эмоциональной чуткости у дошкольников.

3. Опишите методы развития навыков эффективной коммуникации у дошкольников, различные позиции педагога.

4. В чем состоят основные направления работы с семьей?

5.Расскажите о развитии отдельных психических процессов у дошколь­ников и младших школьников.

Литература

Бурменская Г. Б. и др. Возрастно-психологический подход в консуль­тировании детей и подростков. — М., 2002.

457Джинот Х.Дж. Групповая психотерапия с детьми. — М., 2001.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. — М., 1996.

Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. — М., 1992.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — М., 1996.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. — М., 1994.

Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. - М., 1997.

Панфи.юва М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М., 2000.

Психотерапия в дефектологии: Книга для учителя. — М., 1992.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1993.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностиче­ской и коррекционной работы психолога. — М., 2000.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. — М., 2001.

Приложение к разделу II

Наши рекомендации