Б) Виды, функции, уровни, стили общения, технология пед общения
Виды пед общения:
1. общение - монолог
2. общение - диалог
• совместное видение, обсуждение ситуаций ;
• равенство позиция учителя в учащихся
• признание активной роли воспитания
• результаты общения не сводятся к оценкам
Функции пед общения:
1) Информационная – ученик получает ин-фу.
2) Самопрезентационная
3) Социально-перцептивная – умение понять что хотел сказать ученик.
4) Воспитательная
5) Ф-ии обмена ролей
6) Развивающая ф-ия.
Уровни пед общения (по Леонтьеву):
1)Духовный – учитель – человек, которому можно доверять (позиция рядом);
2) Деловой – соблюдение такта, общение строится на деловых отношениях (позиция рядом);
3) Игровой – взаимопонимание, взаимоуважение (позиция рядом);
4) Конвенкциональный – взаимопонимание, взаимоотношения, взаимоуважение (позиция рядом);
5) Стандартизированный – общение масок. Маска нуля – когда учитель с безразличием рассказывает материал, глядя в окно. Маска тигра – позиция сверху; такому человеку надо дать возможность выпустить пар. Маска послушания. Маска вежливости – взаимное желание отделаться от разговора;
6) Манипулятивный – чтобы не манипулировали – надо сразу выходить из подобных ситуаций (учитель сверху/ученик сверху);
7) Примитивный – учитель говорит и не считается, и не даёт высказываться ученику (позиция – учитель сверху).
Стиль общения – индивидуально-типологическая особенность общения учителя и ученика.
Стили общения:
IПо Бодалёву:
1) Авторитарный.
2) Демократический – позиция рядом, есть взаимоуважение, взаимопонимание, не исключает требовательности.
3) Либеральный стиль – заигрывание с детьми. От такого педагога можно ждать чего угодно.
II По Кан-Калику:
1) Увлечённость совместной деятельностью – основано на сотрудничестве. Деловой уровень сочетается с личностным подходом.
2) Дружеский – позиция рядом. Личностный подход. Учитель-товарищ.
3) Дистанция – деловое общение.
4) Стиль устрашения.
5) Стиль заигрывания.
Технология пед общения
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации. Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов: Педагог открыто выступает как инициатор общения. Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами. Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п. Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д. Рассмотрим их более подробно. Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу. Пантомимика- это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе. Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо. Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: «Будьте добры», мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям. Мимика- искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению. Дети «читают» лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач. Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать чрезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз («бегающих глаз»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
ВОПРОС 7