Средства и формы физической культуры
На учебных занятиях используются следующие средства физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Физические упражнения - это движения и действия, используемые в целях улучшения физического состояния человека. Перечень основных упражнений, которые включаются в занятия со слушателями, определяется учебными программами, которые направлены на физическое совершенствование обучаемых.
Бег, ходьба, прыжки, преодоление препятствий и другие упражнения развивают силу, выносливость, ловкость, быстроту и координацию. Ряд упражнений из гимнастики, спортивных игр, лыжной подготовки и плавания вырабатывают специфические физические и психологические качества и прикладные навыки.
Выполнение упражнений обеспечивается совокупностью медико-биологических и физиолого-психических процессов. В результате перестройки организма, происходящей под их воздействием, развиваются и совершенствуются физические качества, двигательные навыки, улучшается координация движений, укрепляется здоровье. При осознанном выполнении упражнений совершенствуются умственные качества и способности. Овладение различными движениями, их точное и своевременное применение в соответствии с конкретно сложившимися условиями требуют от слушателей осмысленных действий, памяти и внимания.
Упражнения могут быть самыми разнообразными по форме и содержанию. Форма - это их структура. Содержание и форма находятся в единстве и взаимосвязи. Упражнение выполняется определенным способом, называемым техникой, в которой выделяют основы, главное звено и детали. Основы техники и главное звено упражнения едины, а детали могут быть различными и зависят от индивидуальных особенностей человека.
При обучении новому упражнению слушатели, прежде всего, овладевают основами техники. При многократном его повторении у них формируются наиболее эффективные способы выполнения элементов в соответствии с их индивидуальностью, что придает технике специфическую окраску. Техника упражнения постоянно совершенствуется и определяется пространственными, временными (скоростными) и силовыми показателями: положением движения и амплитудой, скоростью и силой, темпом и ритмом.
Упражнения делятся на группы: одни направлены на развитие силы, быстроты, ловкости и выносливости; другие развивают гибкость; третьи снимают застойные явления в организме при длительной статической работе; четвертые формируют навыки плавания, передвижения на лыжах и т.д.
По структурным признакам выделяют упражнения: циклические (ходьба, бег, передвижение на лыжах и плавание); ациклические (поднятие тяжестей, прыжки с места); смешанные (прыжки с разбега в длину и высоту, движения в спортивных играх).
По характеру режима деятельности мышц упражнения делятся: на динамические, когда напряжение мышц чередуется с расслаблением; статические, когда мышцы относительно продолжительное время находятся в напряжении (например, удержание груза на вытянутой руке, угол в положении виса или упора); по направленности, когда осуществляется развитие мышц рук, ног, шеи, спины или мышечных групп.
Классификация упражнений дает возможность лучше понимать сущность, значение, особенности использования их в решении задач физического обучения и воспитания слушателей.
Оздоровительные силы природы - это солнце, воздух, вода, другая окружающая среда. Они способствуют закаливанию организма человека, улучшают обмен веществ, укрепляют нервную систему. При закаливании повышается сопротивляемость организма холоду, жаре, резкому перепаду температур, а также устойчивость к инфекционным заболеваниям и работоспособность.
Закаливание - это обмывание или обтирание тела холодной водой, принятие холодного душа, полоскание горла, мытье ног холодной водой, купание в проруби. Оно происходит на утренней зарядке, учебных занятиях, тренировках и соревнованиях. Плавание, бег или ходьба, передвижение на лыжах обеспечивают непосредственный контакт с оздоровительными силами природы.
К гигиеническим факторам относятся санитарное состояние мест занятий и оборудования, которое подразумевает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений. Личная гигиена - непременный атрибут физической подготовки слушателей, которые обязаны знать гигиенические требования и соблюдать гигиену, а руководитель занятий прививает им навыки самостоятельного выполнения процедур общественной и личной гигиены. Несоблюдение этих правил снижает эффективность упражнений, может отрицательно отразиться на здоровье.
В ВУЗах сложились следующие формы физического обучения и воспитания: учебные занятия, тренировочная работа в спортивных секциях и соревнования.
Учебные занятия - основная форма физического обучения и воспитания. К ним относятся, теоретические и практические, инструкторско-методические и показные занятия; индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия по заданию и под контролем преподавателя. Направленность, содержание и методика занятий постоянно совершенствуются и способствуют повышению физической подготовленности и работоспособности слушателей, закладке фундамента систематических занятий физическими упражнениями, а значит эффективности профессиональной деятельности.
Тренировочная работа в спортивных секциях и соревнования проводятся во внеучебное время с целью приблизить спорт к решению задач совершенствования физических, специальных и психологических качеств у слушателей.
Спортивно-массовая работа направлена на вовлечение всех слушателей в регулярные занятия спортом, чтобы повысить уровень их физической подготовленности и спортивного мастерства, воспитать волю к победе. Одновременно она решает задачи организации здорового быта и разумного досуга слушателей, что способствует укреплению дисциплины, товарищества, сплочению коллектива.
Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие слушателям научно обоснованный объем двигательной активности (не менее 9 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и спорту.