Тема II. «Сопротивление воспитанию». Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантного поведения (2 часа)
Вопросы для обсуждения:
1. Приходилось ли вам на практике (в собственной жизни или педагогической деятельности) встречаться с явлением «сопротивление воспитанию». Если да, то определите, с вашей точки зрения, его характерные признаки. Каковы причины их появления в каждом конкретном случае?
2. «Сопротивление воспитанию»: понятие и сущность.
3. Причины и условия возникновения «сопротивления воспитанию» в современных условиях (социальные, психологические, педагогические, методические).
4. Основные (возможные) средства, методы и приемы преодоления «сопротивления воспитанию»:
а) деловая игра «Трудные дети? »
· 1гр. «педагоги - теоретики»,
· 2 гр. «родители»,
· 3гр. «трудные»,
· 4гр. «классный руководитель» / «социальный педагог».
б) «педагогический театр»: решение и инсценировка педагогических ситуаций.
Задания к семинару:
1. Подберите и обсудите в микрогруппах социально-педагогические ситуации (банк педагогических задач). Организуйте их инсценировку на семинаре (педагогический театр).
Основные понятия модуля:
Социальное воспитание (цель, принципы), социальный педагог, социальные нормы, права ребенка, опека (попечительство), социальная педагогика, социальная защита, дети-сироты, реабилитация; социализация, социализация личности ребенка, социум; стадии социализации личности (адаптация, самореализация и персонализация, интеграция), дезадаптация; факторы, механизмы и институты социализации личности (семья, дошкольные учреждения, школа, профессиональные учреждения, учреждения дополнительного образования, коллективы и неформальные объединения), педагогическая запущенность, девиантное поведение, безнадзорные дети.
Темы для внеаудиторной учебной работы студентов (12 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности | Продукт деятельности |
Социальная педагогика как наука и как сфера практической деятельности. | 1. Конспект основных положения «Конвенции о правах ребенка» (1989) // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М., 1990. 2.Составьте аннотацию/рецензию работы зарубежного или отечественного автора по проблеме социализации. | Конспект основных положений «Конвенции о правах ребенка» (1989). Аннотация/ рецензия работы (статьи) по проблеме социализации. | ||
Проблемы социализации ребенка в семье. | 1. Составьте кейс- задание, включив примеры положительного и негативного влияния семьи на процесс социализации школьника. 2. Разработайте план-конспект КТД по взаимодействию с семьей /родительского собрания («Семейные традиции», «Самый лучший подарок моей семье», «Я и моя семья», «Мы родом из детства»- на выбор). | Кейс - задание по проблеме «аномальные стили семейного воспитания». План-конспект КТД /план проведения родительского собрания. | ||
Трудные подростки как педагогическая проблема. | 1. Составьте примерный план работы классного руководителя по профилактике правонарушений учащимися на одну четверть. | Воспитательный план работы классного руководителя по профилактике правонарушений подростками (14-15 лет). | ||
Итого: |
Основные направления исследований (рефераты, эссе, педагогические проекты, курсовые и выпускные квалификационные работы и др.):
1. Исторические предпосылки введения института социальной педагогики в России.
2. Психолого-педагогические условия реализации прав детей в семье, образовательных учреждениях, обществе.
3. Педагогическое обеспечение условий социализации ребенка в семье.
4. Коррекция отклонений в поведении ребенка как социально-педагогическая проблема.
5. Социально-педагогические условия подготовки старших школьников к семейной жизни.
6. Формирование социальной компетентности сельских школьников.
7. Социально-педагогические условия подготовки воспитанников интернатного учреждения к самостоятельной семейной жизни.
8. Организация социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения школьников.
9. Детско-юношеские общественные организации как фактор социализации современной молодежи.
10. Личностно-ориентированный подход к трудному подростку в воспитательном процессе.
11. Сохранение и развитие ценностей семейного воспитания сельского школьника.
Список рекомендуемой литературы:
1. Василькова Ю.В. Социальный педагог: педагогический опыт и методы работы. 3-е изд., доп. М.: Academia. 2010. - 208 с.
2. Галагузов А.Н., Галагузова М.А., Ларионова И.А. Социально-педагогические задачи. Издательство: Владос. М., 2008. – 191 с.
3. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками. М.: Academia.М,. 2008. – 240 с.
4. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. − М., 1997.
5. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений. 2010.
6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М. : Гардарики. 2008. – 269 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. 7-е изд., испр. и доп. Academia. 2009. - 224 с.
8. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». – М., 1991.
9. Прилоксин А.М. Дети без семьи. . − М., 1990.
10. Словарь по социальной педагогике /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. − М., 2002.
11. Фромм А. Азбука для родителей. – М., 1994.
12. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе. – М., 2004. - 272 с.
13. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Практикум по социальной педагогике и технологии социально-педагогической деятельности. − М., 2002.
14. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. – Красноярск, 2002. С.5. − 43.
15. Шилова М.И., Яковлева Н.Ф. Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков. − Красноярск, 2006.
16. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. М.: Acadmia. Учебное пособие. 2004. - 352 с.
Педагогические технологии
18 часов (6 ауд + 12 внеауд)
Освоение содержание данного модуля (курса лекций и семинарских занятий) готовит студентов к усвоению и совершенствованию следующих компетенций:
ОК – 1,2, 4. ОПК – 2 ,4. ПК – 2,3,4,8,9,10.
Знать:
· понятие педагогическая технология, признаки педагогической технологии;
· требования к педагогическим технологиям;
· классификации педагогических технологий по различным основаниям;
· причины появления педагогических технологий.
Уметь:
· дать оценку целесообразности (эффективности) применения той или иной педагогической технологии для решения конкретных образовательных (воспитательных) задач;
· разработать урок (серию уроков) с применением элементов одной из педагогических технологий.
Владеть:
· умением использовать на уроках элементы одной из педагогических технологий;
· умением целесообразно комбинировать на уроках элементы различных педагогических технологий.
Виды деятельности:
· анализ подходов разных авторов к понятию педагогическая технология;
· аннотирование / рецензирование журнальных статей в т.ч. в интернет изданиях по проблемам педагогических технологий;
· деловая игра «Внедряем педагогическую технологию в педагогический процесс».
Продукты деятельности:
· таблица, схема, опорный сигнал (по Шаталову) «Современные подходы к понятию педагогическая технология»;
· аннотированный список статей в печатном и электронном виде;
· модель (бизнес-план) внедрения педагогической технологии в педагогический процесс;
· педагогическое эссе-рассуждение «Педагогика: искусство или технология?»;
· веб-страничка «Представляем педагогические технологии», презентация.