Средства социального проектирования
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средств, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются знаковые сообщения, словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. В настоящее время широкое распространение получили технические средства проектирования, в том числе системы автоматизированного проектирования.
Социальный заказ
Социальный заказ – комплекс мер организационно-правового характера, направленных на решение социальной проблемы в масштабах всего государства или отдельной административно-территориальной единицы, которые осуществляются некоммерческими организациями за счёт средств бюджета и других источников на основе социального контракта с органами государственной власти или местного самоуправления. При этом решение социальных проблем осуществляется, как правило, с помощью целевых социальных программ (социальных проектов), а исполнитель социального заказа определяется на конкурсной основе.
Цельсоциального заказа – удовлетворение социальных потребностей целевой социальной группы путем решения социальной проблемы (комплекса социальных проблем).
Заказчик социального заказа – орган государственной исполнительной власти, орган местного самоуправления, уполномоченный субъектом, ответственным за решение социальной проблемы, выступить в качестве заказчика – стороны в социальном контракте – и выполнять возложенные на него функции в процессе осуществления социального заказа.
Фандрейзинг – это как разработка стратегии, формирование команды, наличие ответственного за привлечение средств в организацию, так и проведение общественных компаний, информирование общественности, СМИ.
Понимание специфики деятельности органов власти, донорских структур и коммерческих предприятий (понимание их интересов и выгод, бюджетных циклов, ответственных за финансовые вопросы), умение преподнести информацию о своей организации – залог успеха фандрейзинга. Интернет, электронная почта также являются инструментами хорошего фандрейзинга.
Жизненный цикл проекта
На первой стадии происходит выявление и формулирование социальной проблемы целевой социальной группы. Органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за решение той или иной социальной проблемы и наделены для этого соответствующими ресурсами, формируют задание на решение указанной проблемы. Внешкольное учреждение со своей стороны может выступить с инициативой решения этой проблемы.
На второй стадии проводится конкурс заказчиков социального заказа среди подразделений органов власти, а также конкурсы среди школьных учреждений на разработку наилучших вариантов социальных программ и проектов, направленных на решение объявленной социальной проблемы, и на право стать исполнителем разработанной и утвержденной социальной программы (социального проекта).
На третьей стадии между заказчиком и исполнителем социального заказа заключается социальный контракт. Заказчик выделяет исполнителю предварительное финансирование, предоставляет ему в пользование имущество, объекты недвижимости, необходимые для реализации целевой социальной программы (социального проекта). Исполнитель за счёт собственных возможностей или с привлечением спонсоров обеспечивает обусловленный объем дополнительных ресурсов.
На четвертой стадии исполнитель при соответствующем контроле заказчика осуществляет все необходимые процедуры по выполнению заданий, предусмотренных условиями социального контракта. Данный этап завершается оформлением акта сдачи-приёмки выполненных работ, на основе которого заказчик производит окончательное финансирование исполнителя.
На пятой стадии заказчик и исполнитель социального заказа в течение срока, обусловленного социальным контрактом, осуществляют мониторинг целевой социальной группы на удовлетворение интересов, на которые было направлено выполнение социального заказа. Данные мониторинга могут служить основанием для формирования нового заказа на решение социальной проблемы и начала нового жизненного цикла социального заказа.
Оценка проекта
Оценка– это срез информации и анализ результатов деятельности (полученного эффекта), сравнение запланированных результатов с реальными. По результатам оценки делаются выводы про эффективность программы или работы организации и вырабатываются рекомендации на будущее.
Проведение оценки
1. Оценка проводится внешним экспертом или персоналом внутри организации. Процесс оценки начинается с формулировки цели, после чего определяются задания и вопросы, ответы на которые должна предоставить оценка. Затем следует процесс планирования, определения методов и инструментов сбора информации, составления графика работ. Следующая стадия – сбор информации, после чего идет анализ информации и подготовка отчёта о проведенной оценке.
2. Оценку проектов проводят специалисты или эксперты. Однако одних знаний о жизненном цикле проекта и менеджменте организации тут недостаточно: необходимо знать, что такое оценка, иметь практические навыки оценивания и уметь анализировать.
Часто оценщика воспринимают как проверяющего, хотя основная цель оценки – это получение объективной информации, свежий взгляд на проект и анализ, который может усовершенствовать услуги и развивать проект