Обследование речи Младших школьников
Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателям:
§ в обследование включается большой блок заданий, направ ленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изоли рованное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок;
§ обследование включает меньшее количество игровых заданий, т. к. у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки).
В наиболее полном и развернутом виде процедура обследования представлена на схеме (см. приложение 3). Так она проводится в том случае, когда запрос сформулирован следующим образом: «Не успевает по программе русского языка и/ или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учителя ставят двойки и грозят выгнать.из школы» и т. п.
Таким образом на первый план выдвигаются проблемы освоения либо программы школьного обучения, либо отдельных ШКольных навыков. Диагностический этап начинается с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности — письменной речи. Прежде чем приступить собственно к процедуре обследования, необходимо установить контакт с ребенком.
На основании данных, полученных при изучении письменных работ ребёнка и только что написанной творческой неподготовленной работы, систематизации и группировки ошибок
Письменная речь
В обследование входят письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности) и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Письмо и чтение обследуются, как правило, оба. Поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности
В начале обследования логопед предлагает ребенку выполнить небольшую творческую письменную работу
Если в процессе анализа письменных работ был обнаружены ошибки, обусловленные несформированцостью языковых средств устной речи, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание, письменные ответы на вопросы.
Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.
Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической'деятельности и каким образом страдают. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тестирования, либо психолог, также владеющий этими методиками. Поскольку изолированные формы недостаточности письма встречаются редко, есть смысл в совместном консультировании логопедом и психологом школьников с проблемами письменной речи.
Устная речь школьников
Школьникам 4-5 года обучения можно предложить тему,при раскрытии которой потребуются элементы рассуждения: «Кем ты хочешь стать и почему?», «Что тебе нравится в школе, что не нравится и почему?» и др.
Связный рассказ становится одним из элементов беседы с ребенком, который не осознает, что его уже начали обследовать
Если ученик не справляется с заданием подобного уровня сложности, ему можно предложить составить повествовательныи рассказ, например более подробно рассказать, что еще он хотел бы написать в своем письменном сочинении, которое он только что закончил.
В особо тяжелых случаях, при обследовании школьников с тяжелой речевой патологией и/или интеллектуальной недостаточностью, включаются задания, аналогичные тем, которые мы предъявляли дошкольникам: рассказы с опорой на картинку или серии картинок.
Поскольку у школьников, уже прошедших некоторый курс обучения, как правило, отсутствует речевой негативизм, то недостаточная развернутость рассказа чаще объясняется отсутствием соответствующей мотивации. Даже у детей с грубым недоразвитием речи или с тяжелыми дефектами звукопроизношения (например, при ДЦП) при выполнении подобных заданий отчетливо выражен эмоциональный подъем и слово-охотливость. Возможно, что этому способствует чувство облегления.
Словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики).
Соответствие звукопроизношения нормам русского языка (в рамках местного диалекта) и возрастным нормативам.