Прочитайте. Определите этапы работы над связным текстом

По мере изучения букв и расширения в связи с этим возможностей применения большего количества слов используются связные тексты.

Методика работы над связным текстом такова (А.П.Коваль, И.Ф. Гудзик):

1) подготовительная работа к чтению текста: вступительное слово учителя - идейно-воспитательная установка (3-4 предложе­ния); актуализация знаний и наблюдений, связанных с со­держанием предстоящего чтения; уточнение понимания зна­чения слов, необходимых для осознания содержания текста; работа над произношением отдельных слов из текста;

2) первичное выразительное чтение текста учителем по состав­ленной партитуре (при закрытых книгах у школьников); уча­щиеся слушают, воспринимают текст на слух. Учитель мо­жет читать текст два раза: первый раз - показательное чте­ние (без объяснения слов и выражений), второй раз — «тол­ковательное» чтение (объясняя отдельные слова и выраже­ния) или наоборот (первый раз - «толковательное» чтение, второй - показательное);

3) краткая предварительная беседа (1-3 вопроса) с целью выяс­нения понимания детьми общего смысла текста, прояснения первичных читательских впечатлений (примерный набор воп­росов: «О чем текст?», «О ком говорится в тексте?», «Поче­му вы смеялись?» и т.д.);

4) «орфоэпическое» чтение текста в соединении с артикуляци­онной гимнастикой и со словарно-орфоэпической работой.

Методика «орфоэпического» (специально учебного) чтения:

учитель читает предложение из текста, затем слово, имеющее орфоэпический «секрет», показывает и разъясняет, как его надо произносить, дети повторяют (хором и индивидуально, вполго­лоса) отдельно слово (слова), затем читают все предложение, подражая учителю. Так организовывается работа над последую­щими предложениями текста.

Артикуляционная гимнастика: повторение слов хором, впол­голоса или индивидуально. В процессе артикуляционной гимнастики учитель может описывать артикуляцию звука, предлагать упражнения для ее закрепления.

Словарно-орфоэпическая работа — это работа над произношени­ем отдельных слов из текста. Слова предварительно записываются на доске или отдельном листе бумаги, при этом они группируются по произносительным трудностям. Учитель подчеркивает места с «секретами» произношения; показывает образец произношения этих слов, дети повторяют. Слово сначала читается «орфографически» («так, как пишут»), затем — «орфоэпически» («так, как говорят») и разъясняются «секреты». При отработке произноше­ния этих слов используются слушание слова, показ об­разца, частичный звуковой анализ, звуковое моделирова­ние (составление звуковых схем) и т. п. Развитию умений читать слова с учетом их «секретов» произношения способствует чтение «по следам звукового анализа» — частичного или полного. Этот методичес­кий прием дает хороший результат, так как представляет возможность учащимся осмыслить звуковой и графический образы слов, соотнести зрительно воспринимаемые буквы с их звуковым значением;

5) повторное чтение текста учителем, учащиеся слушают, следя при этом по учебнику (со временем этот этап исключается);

6) словарная работа: уточнение понимания значения ранее выу­ченных слов;

7) повторное выразительное чтение текста учащимися. На этапе повторного чтения текста учащимися чтение «цепочкой» следует чередовать с чтением вполголоса всех вместе учащихся (3—4 мин). При этом учитель говорит, что он хочет послушать, как читает каждый ученик, пото­му читают все (не выкрикивая и не спеша), а он будет под­ходить к каждому и слушать. Учитель особенно следит за чтением слабых учеников и помогает им, при этом орфоэпические ошиб­ки учащихся исправляются сразу же по ходу чтения, чтобы они не успели закрепиться;

8) работа над усвоением содержания текста: беседа по тексту (ответы на вопросы), пересказ по вопросам, картинкам и т.д.;

9) творческая работа на основе текста (на продвинутом этапе): описание рисунка к тексту, творческий пересказ (описать то, что могло предшествовать ситуации, представленной в тексте; придумать продолжение истории и т.д.), словесное и графичес­кое иллюстрирование, драматизация (чтение по ролям) и т.д.

Развитие навыков чтения по-русски на данном этапе обу­чения осложняется фактами частого несоответствия между графемами и фонемами а словах русского языка. Практика показывает, что когда дети читают, то стремятся произ­носить слова так, как они написаны («орфографическое» чтение), даже те, произношение которых им известно. Та­кое неправильное чтение при недостаточной сформированности навыков можно объяснить тем, что с процессе чтения на данном этапе обучения самое сильное воздействие идет через зрительное восприятие текста (читают так, как напе­чатано). Для выработки орфоэпического произношения слов при чтении нужно систематически корректировать зритель­ные восприятия: «Написано слово сад, читать надо [сат]».

Учитель применяет различные приемы проверки пони­мания читаемого. Самыми распространенными из них на данном этапе обучения являются ответы на вопросы по тексту и выборочное чтение с заданиями типа: прочитай слова, которые обозначают фрукты (овощи, одежду); ка­кой хлеб выпекают на хлебном заводе (сушку, ватрушки, батоны) и т. п. На продвинутом этапе в обучении чтению можно предлагать детям составить вопрос (вопросы) к тексту.

При работе над текстом целью обучения является не только усвоение содержания высказывания, но и его язы­ковое оформление. Последнее обеспечивается на основе подражания тексту, так как сознательное грамматическое оформление лексического материала может осуществлять­ся только на последующих этапах обучения, после зна­комства с грамматической теорией.

Содержательная сторона вместе с языковым оформлением текста усваивается в процессе ответов на вопросы, различ­ных видов пересказа (близкого к тексту, выборочного, творческого — по аналогии с данным сюжетом, с поступ­ками действующих лиц); чтения диалога в лицах.

Основное внимание сосредоточивает­ся на развитии способа и правильности чтения (плавное, с соблюдением орфоэпических норм, без пропусков, пере­становок, повторения, замены букв, слогов, слов). Именно эта работа необходима для понимания содержания читае­мого и выразительного чтения его, для обучения в после­дующие годы.

Законспектируйте.

Этапы начального обучения письму соответствуют этапам начального обучения чтению:

1) письмо слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской орфографии;

2) написание слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике;

3) совершенствование навыков письма.

Задачи начального обучения письму (И.Ф.Гудзик): развитие каллиграфических навыков и скорости письма;

- обучение употреблению букв, специфических для русской гра­фики;

- формирование понятия о несоответствии произношения и написания в русском языке;

- развитие орфографической зоркости;

- формирование умений и навыков применения отдельных ор­фографических правил.

Приёмы работы по дальнейшему формированию каллиграфических навыков и развитию скорости письма:

- каллиграфические минутки;

- поэлементный анализ буквы;

-. показ образца написания буквы;

- взаимопроверка учащимися написанного с точки зрения кал­лиграфического оформления («Найдите буквы, написанные вашим товарищем неправильно», «Проверьте, все ли соеди­нения букв правильны»; «Укажите своему соседу по парте на неправильные соединения букв. Объясните, в чем ошибка»; «Объясните товарищу, некие ошибки в написании букв он допустил» и т.д. Нетрудно заметить, что задания, подобные последним двум, способствуют и развитию умений говорить по-русски (естественные речевые ситуации)): письмо «подсчет» учителя;

- списывание на скорость («Кто быстрее каллиграфически спи­шет?»);

- замеры скорости письма при списывании (норма на конец года -20-25 знаков в минуту).

Приемы, используемые для формирования навыка право­писания:

- параллельное орфоэпическое и орфографическое проговаривание: материал, который предстоит записать, вначале читают (учитель, школьники) в соответствии с правилами произно­шения, затем его рассматривают для запоминания особеннос­тей правописания, после этого проговаривают орфографичес­ки, при этом особенно четко произносятся части слова с «ор­фографической опасностью»;

- списывание с одновременным орфографическим проговариванием;

- запоминание написания слов;

- письмо по памяти: учитель диктует материал, соблюдая пра­вила произношения, дети заучивают материал и пишут его по памяти, полушепотом проговаривая слово так, «как его пишут»;

- самостоятельное списывание с предварительным орфоэпичес­ким и орфографическим проговариванием;

- отработка отдельных правил;

- графические сравнения (с целью предупреждения ошибок в смешении русских и украинских бука: рус. и - укр.і »; рус. ы - укр. и).

Наши рекомендации