Особенности и проблемы высшего технического образования
Парадигма современного технического образования заключается в переходе от технократического типа мышления к антропоцентрическому, цель которого является формирование индивидуальности человека, научить его мыслить, рефлексировать над собой и окружающим миром, в отличии от нынешней цели образование = сумме знаний-умений-навыков.
Ставя такую масштабную задачу перед системой образования, необходимо определиться с направлениями, по которым пойдет ее реализация; первое – какой будет культурно-образовательная модель в третьем тысячелетии и, второе – каким будет общество Беларуси и окружающих стран в этом столетии.
Нельзя не учитывать и тот факт, что техносфера все усложняется, требования к профессиональным качествам специалиста повышаются, доминирующим из которых является компетентность, которую можно определить как интегративное качество специалиста, включающее системы адекватных профессиональных обобщенных способов решения профессиональных задач. Особенно остро касается создателей самой техносферы, то есть инженеров.
В рамках современной парадигмы образования важным является поддержания интереса к социогуманитарному знанию в технических университетах.
Используя технологию метода объектно-документального анализа (Т-МОДА) представим репрезентацию текущих проблем, существующих в высшей технической школе.
Понятия компетентности и компетенции являются базисными концептами, зафиксированными в документах, регламентирующих вступление Беларуси в Болонский процесс.
Большое количество материалов посвящается проблемам взаимодействия студентов и преподавателей как в аспекте аксиологических установок, так и в контексте ролевого взаимодействия «обучающий–обучающийся»
Возникают проблемы качества преподавания как социогуманитарных дисциплин, так и технического профиля, а также изменения требования к профессорско- преподавательскому составу. Настоятельная реформа белорусского высшего образования….
Проблема формирования многих общих и даже некоторых профессиональных компетенций у выпускников инженерных специальностей тесно связана с обучением на социогуманитарных кафедрах. Необходимо отметить и довольно часто встречающуюся несформированность определённых интеллектуальных навыков современного студента, в частности, не умение связно сформулировать мысли, логически аргументировать высказанные тезисы, клиповость и визуальность восприятия и мышления и др. Эти пробелы можно ликвидировать только с помощью изучения предметов социогуманитарного блока.
Также актуальными являются проблемы, связанные с современной реформой образования, инноваций вообще, и в преподавании частности, лично-ориентированного подхода и интеллектуальных ресурсов, мотивации студентов, анализу изменившихся потребностей в образовании, в частности прагматизму и утилитаризму, междисциплинарности современного научного знания, а также технократизму и проблемам ответственности инженеров. Поэтому сейчас в профессиональном сообществе высшей технической школы актуальными являются темы, которые наиболее обсуждаются:
компетентность и компетенция;
взаимоотношения студентов и преподавателей;
аксиологические проблемы образования;
качество преподавания;
изменение требований к профессорско-преподавательскому составу;
инновации в преподавании;
личностно- ориентированный подход;
интеллектуальные ресурсы;
мотивация студентов;
анализ социальных потребностей и экономический заказ общества;
значимость социогуманитарного блока дисциплин;
технократизм и проблемы профессиональной ответственности.
Разработка новых образовательных программ, встраивающихся в Болонский процесс, идет на интуитивных представлениях, с использованием методов проб и ошибок. Основное препятствие в формировании этих новых программ заключается в неготовности профессорско-преподавательского состава к предстоящим переменам и в усложнении требований к преподавателям университетов.
Однако можно отметить положительные тенденции в наработке конкретных педагогических методик и постепенное их внедрение в учебный процесс, разработке новых концепций и форм взаимодействия преподавателей со студентами и др.
Уже никто не оспаривает тезис о том, что специалист с высшим техническим образованием должен обладать как сугубо профессиональной, так и социально-личностной и межличностной компетентностью. Очевидно, что университет как социокультурный институт является важным агентом социализации молодого человека, призванным обеспечить необходимые социогуманитарные компетенции в области инженерной деятельности. Поэтому необходима их серьезная адаптация для инженерного образования, которые органично должны встроиться в будущую профессиональную деятельность и обогатить социокультурный опыт молодого человека.
Усложненные требования в данных условиях будут предъявляться и к профессорско-преподавательскому составу. Не формальное, а реальное и постоянное повышение квалификации расширение диапазона культурных практик, овладение новыми информационными и образовательными технологиями, развитие креативных способностей и многое др. станут необходимыми для самого преподавателя, чтобы обеспечивалось тесное взаимодействие двух субъектов образовательно-воспитательного процесса – студентов и преподавателей, что обеспечит высокий уровент интеграции знаний.
http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-transformatsii-sistemy-vysshego-tehnicheskogo-obrazovaniya