И развития детей в изобразительной деятельности 9 страница
При оценке детского рисунка эти характеристики могут быть дифференцированы (Н.П.Сакулина, Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, В.С.Щербаков и др.). Известный художник и педагог В.С.Щербаков писал, что в отличие от профессионального изображения, где грамотность и выразительность теснейшим образом переплетены, в детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения. Ребенок рисует человека: руки - палочки, ноги - палочки, шеи не видно, но на лице сияет улыбка, огромные глаза распахнуты. Случайным движением карандаша передана динамика, и девочка в платье всех цветов радуги, действительно, закружилась в танце. «Я танцую», - прокомментировала свой рисунок маленькая художница, и мы видим, чувствуем, как нравится ей танцевать. По мнению В.С.Щербакова, нередко при вмешательстве взрослого рисунок становится более грамотным, но утрачивает выразительность.
Н.П.Сакулина, говоря о возможностях развития изобразительной стороны образа в рисунке дошкольников, поясняла: «...совершенно правильным, т.е. соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может... По отношению к детскому рисунку можно говорить о тенденциях реализма, имея в виду конечную цель изображения - приблизиться к возможно большей правдивости и полноте отражания реальной действительности»1. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений дети должны уметь относительно свободно выражать свои впечатления, чувства, желания. Считая эту задачу главной, Н.П.Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.
Итак, выразительность - качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок 5 лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку. В отличие от 5-летнего старший дошкольник понимает, что
1 Сакулипа Н. П. Рисование в дошкольном возрасте. - М., 1965. - С. 10.
для его любимого котенка клеточка - не украшение. Как же изобразить его веселым? И котенок изображен стоящим на задних лапках. Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.
Какие средства выразительности использует ребенок в своем рисунке?
Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему дошкольному возрасту ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому-то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это - предпочтение или равнодушие к цвету?
Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» (Е.А.Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением является применение нескольких ярких цветов сразу. Так, 5-летний ребенок под впечатлением Новогоднего праздника, красивой елки изобразил дерево со стволом, похожим на морковку, а ствол старательно раскрасил чередующимися полосками синего и красного цвета. Ритмичное чередование цветных полосок сделало рисунок ярким, праздничным, декоративным. Другой малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги («Моя мама красивая»).
Использование своего «неподражательного» цвета характерно для выразительных средств дошкольника. Многие исследователи детского рисунка отмечают, что ребенок применяет цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами малыш обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») - нелюбимых, злых персонажей и печальные явления. В исследованиях известного психолога В.С.Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а неприятных - холодные. По мере освоения ребенком изобразительного опыта, познания им окружающего мира цвет в детском рисунке становится более реалистическим (по данным Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, В.С.Мухиной и др.). Он по-прежнему остается средством выражения замысла, но теперь уже более осознанным и обоснованным. Под-
растая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках дошкольников.
Исследователи детского рисунка отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава -зеленая и т.п. То есть цвет не перестает быть выражением отношения ребенка, а служит лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.
Н.П.Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать, цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и «подражательный», близкий к реальному, и «неподражателъный»1. У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будут выразительными. Надо учитывать при этом, что буйство красок на рисунке не всегда выражает настроение ребенка и его замысел.
Дошкольник может рисовать всеми красками, подражая при этом соседу по столу или рисуя «наизусть» не раз найденный образ.
Другое средство выразительности, используемое дошкольником, - линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.
Составляющими компонентами декоративности являются ритм форм или цветовых пятен, симметрия. (Малыш строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. На доме флаги - слева и справа. Цветочек - с одной стороны и с другой.)
Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображенном предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.
Малыш 4 лет нарисовал гостей, которые пришли на его день рождения. Это были взрослые люди, папины и мамины друзья. Ребенок нарисовал много фигур с неправдоподобно длинными
Термины введены В.С.Мухиной.
ногами. Малышу запомнился «лес» ног, среди которых он блуждал. Нелегко маленькому человечку поднимать голову вверх, чтобы видеть лица.
Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значимый для него образ дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположением отдельных элементов рисунка. Например, старший дошкольник, изображая охрану границы, выстроил в ряд солдат, ружье, пограничный столб, собаку, еще солдат, снова ружье и столб и т.д. Так близко, тесно, компактно - мышь через границу не пробежит. Ребенок сделал акцент на расположении изображений с минимальным интервалом.
Малышу очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.
Рисуя, малыш использует и такое средство, как агглютинация, -склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, свойств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом). Н.П.Саку-лина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна по средствам и способам.
По мнению Е.А.Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком-дошкольником, важно видеть процесс выполнения рисунка. Комментариями, игровыми действиями ребенок выявляет иногда такие нюансы замысла, которые существенно изменяют наше восприятие и оценку готового результата.
Иногда без учета личностных качеств дошкольника мы оцениваем рисунок ребенка как неграмотный и невыразительный. Но. если рассматривать его как произведение конкретного ребенка, можно сделать другой вывод. Приведем лишь один пример: ребенок среднего дошкольного возраста, не любивший и не умеющий рисовать, на занятиях обычно закрывал рукой от всех свои каракули, не давая никому взглянуть на них. «Каля-маля» -это первая реакция детей на его рисунок. Но однажды ребята получили задание: «пустить» в озеро красивых рыбок с плавничками и с хвостиками. А в озере жила злая щука, старая и беззубая, скучно ей было одной. Красивыми рыбками она любовалась, а за некрасивыми - охотилась. Дети увлеченно рисовали. В конце занятия этот малыш принес свой рисунок на общий стенд. На рисунке была красная ромашка: с овальной серединой и лепестками вокруг. Ребенок радостно раскрыл ладошки и, растопырив все пальчики, заявил: «А я вот сколько плавничков ей нарисовал. Она, знаете, как быстро уплывет от щуки?» Это было
подлинное творчество, подчиненное принятой ребенком мотивации и задаче. Что особенно ценно, это был первый творческий порыв малыша.
Педагогу нужно помнить, что оценивать выразительность образов, создаваемых дошкольником, нельзя только на основе анализа самого рисунка. Для верного понимания ребенка, его возможностей в изобразительной деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания образа, учитывать особенности личности маленького художника.
Наряду с выразительностью и грамотностью детских работ следует выделить и такое их качество, как оригинальность.
Своеобразие, неповторимость детских работ - относительно самостоятельное качество. Оно может сочетаться с грамотностью, выразительностью, но может быть и единственной характеристикой образа. То есть рисунок маленького ребенка может быть и неграмотен, и невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи (рыба - ромашка).
Оригинальность образа, продукта детской деятельности, - показатель творческого воображения. В то же время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах - это не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли, широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения образа.
Рисунок обогащает нас пониманием, «открытием» детской души, динамикой ее роста и развития. Ребенок в рисунке рассказывает нам о себе и о том, что он видит и чувствует. Известные педагоги В.А.Сухомлинский, Б.М.Неменский, Е.А.Флерина и др. обращали внимание педагогов, что детское творчество - это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. В. А.Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве (при правильном руководстве) происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. Дети не просто переносят на бумагу предметы и явления окружающего мира, а живут в этом мире красоты. Признавая необходимость обучения, Сухомлинский призывал давать простор для детской фантазии и не подгонять этот чудесный язык фантазии ребенка под язык взрослого. Известный художник и педагог Б.М.Неменский, говоря об искренности, непосредственности детских рисунков, советует не умиляться этому, а беречь их от штампов, потому что это может стать и штампом мышления. Рисование нужно, писал он, чтобы ребенок сам подолгу смотрел и видел мир своими глазами, а не через очки, взятые напрокат у взрослого видения.
Умение и желание ребенка смотреть на мир своими глазами обусловливает и другую особенность детского рисунка -реализм.
В.С.Мухина пишет: «Подлинную картину развития детского рисования можно раскрыть, лишь рассматривая его в конкретных исторических условиях жизни детей, в условиях известной системы воспитания и обучения». Далее, рассуждая на эту тему, она отмечает, что у ребенка изначально нет постоянного художественного метода. Довольно скоро ребенок овладевает сложившимися в данной культуре способами изображения и в его рисунке могут быть элементы стилевых особенностей разных направлений. «Познание условностей, господствующих в культуре, может привести как к реалистическому способу изображения, так и к любому другому. Все определяют ориентации окружающей ребенка культуры»'. С этими положениями нельзя не согласиться. Взрослые люди, через общение и совместную деятельность с которыми ребенок осваивает социальный опыт (приобретает знания, умения, способности), безусловно, определяют содержание детского рисунка. В условиях специального обучения это тем более обусловлено взрослыми.
Однако сам ребенок тяготеет к реалистическим формам. Не случайно многие исследователи детского рисунка (В. М. Бехтерев, Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, В.С.Мухина и др.) отмечают его реалистическую направленность, стремление адекватно отразить предметы и явления окружающего мира. В замечательной книге А.Жуковой «Оранжевый лев» описано, как американская учительница внедряла абстрактный стиль, беспредметное искусство в изобразительную деятельность американских школьников. Автор заметила, что вопреки всему дети нарисовали на заборе оранжевого льва, очевидно так поразившего их. Она назвала это своеобразным протестом детей, не согласившихся с предложением учителя. В этом протесте «...выражена детская (человеческая) потребность видеть мир таким, каков он есть, и говорить об этом мире правду»2. Возникает вопрос: не осуществляем ли мы насилие над дошкольником, не реализуем ли искусственную акселерацию (А. В. Запорожец), стимулируя в детском творчестве символические абстрактные, сюрреалистические и прочие приемы. Эти формы изображения, может быть и модные, чужды психологии ребенка. Если учесть, что дошкольный возраст сензитивен к развитию восприятия, наглядно-образного мышления, то только реалистический стиль детской изобразительной деятельности может обеспечить соответствующее развитие ребенка в ее условиях. Тем более что реалистический способ изображения ни в коей мере
1 Мухина В. С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального
опыта. -М., 1981.-С. 216.
2 Жукова А. Оранжевый лев. - М., Педагогика, 1971. - С. 269.
не отрицает, а, наоборот, предполагает проявление творчества, а значит, и развитие индивидуальности как наиболее яркой характеристики личности.
Таким образом, по направленности мы относим детскую изобразительную деятельность к сфере реалистического искусства. По уровню возможного развития изобразительная деятельность в дошкольном возрасте в силу ограниченных психофизических возможностей ребенка не может быть в полной мере реалистической. Н. П. Сакулина утверждает, что по отношению к детскому рисунку можно говорить лишь о тенденциях реализма, приближении к возможно большей правдивости и полноте изображения. Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески.
§ 2. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника
Как же ребенок создает художественный образ?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к зрелой деятельности.
Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка, например запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями самого художника, и множество других. Однако главный, доминирующий мотив этой деятельности - стремление художника выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. При этом он может испытывать чувства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.
Художник хочет не просто выразить свои чувства, но вызвать соответствующие чувства и мысли у зрителя: призвать его к сопереживанию, со-радости, со-гордости или вызвать огорчение, чувство возмущения, негодования. Для чего? Чтобы через людей, через их чувства, мысли, а затем и поступки изменять мир. Это -основной мотив художественно-творческой деятельности. Поэтому художник хочет быть понятым и принятым его сообществом.
Сколько трагических судеб, порожденных непониманием, неприятием, непризнанием, знают история и современность художественного мира!
Чем талантливее художник, чем масштабнее и глубже еголич-ность, ярче индивидуальность, тем более насущные проблемы и
темы он поднимает, тем более точные, выразительные и своеобразные средства, способы их воплощения находит.
Другим, не менее важным мотивом, нередко тесно связанным с вышеназванным, являются любовь к данному виду деятельности, потребность в творчестве, в творческой самореализации.
Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель: написать картину. Поставив соответствующую цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. Часть действий, реализующих деятельность, носит ориентировочный характер. К ним относятся восприятие, замысливание образа, контрольно-оценочные действия. Ориентировочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Существенная часть деятельности реализуется непосредственно исполнительскими, изобразительными действиями. С их помощью воплощается замысел.
Все ориентировочные и исполнительные действия находятся во взаимосвязи, взаимодополнении. Как они представлены и реализуются в творческом процессе?
Применительно к зрелой художественной деятельности выявлена примерная модель творческого акта, в результате которого создается художественный образ.
Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Художник, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изучая жизнь, он не остается беспристрастным наблюдателем. Чем богаче, глубже личность художника, тем более неравнодушен он к тому, что видит и знает. Художник может испытывать разные по характеру (позитивные и негативные), силе, глубине, степени осознанности чувства. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие мира рождает потребность выразить свое отношение. В отличие от остальных людей художник выражает себя средствами того или иного искусства, в художественных образах. Личностное отношение художника к миру - непременное условие искусства. Художественный образ - это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности художника, неповторимости его внутреннего мира. Итак, окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально-интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.
Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Сначала появляются замысел, представление результата работы, некоторых
способов ее воплощения. А.П.Чехов сравнивал замысел с чуть забрезжившим ранним рассветом, когда писатель, художник еще сам не знает, что из этого выйдет. Толчком для появления конкретного замысла может быть случайный момент. Известно, что у В.И.Сурикова замысел картины «Боярыня Морозова» возник, когда тот увидел ворону на снегу. Черная ворона на белом снегу подсказала образ, композицию картины. И таких примеров множество. Объединяет их способность художника видеть в обычном необычное. Это особенность продуктивного воображения, отмеченная психологами: «...в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, т.к. он позволяет соединять предметное содержание разлитых объектов»'. Эта особенность проявляется в метафорах, символах и т. п.
Следующий этап - «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Художник стремится приобрести дополнительную информацию из разных источников (литература, архивные материалы, встречи и беседы с людьми, наблюдения). Нередко на этом этапе работы он использует собственные исполнительские действия:' зарисовки, эскизы. Все мысли и чувства художника подчинены определенной цели, и в итоге это вызывает у него яркое видение образа, идет интенсивная работа воображения.
В процессе художественного творчества активизируется личность художника в целом. Психологи отмечают включенность в воображение всего опыта субъекта: перцептивного, абстрактно-логического, эмоционально-чувственного. Благодаря восприятию возможно приобретение информации, благодаря памяти - ее сохранение, накопление. В нужный момент эта информация актуализируется. Без мышления невозможны анализ, отбор информации, целенаправленное оперирование представлениями, а без воображения вообще невозможно творчество.
Следующий этап творческой деятельности - «исполнение, реализация замысла». Суть его - в переводе представления в конкретный образ. Процесс этот нельзя назвать только репродуктивным. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться. И.Е.Репин признавался, что когда писал
1 Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996. - С. 11 — 12.
портрет соседки, то думал о ней как о милом и приятном человеке, а на портрете вышла ханжа и лицемерка.
В литературе описывается способность у О.Бальзака до галлюцинаций видеть образ, который он создавал. Такая способность «вживаться» в художественный материал, в создаваемые образы накладывает отпечаток на поведение, настроение, чувства автора. Художник Ю.М. Непринцев специально прибегал к приему «психологического проигрывания» ролей тех персонажей, кого изображал. Это помогало ему вживаться, перевоплотиться в образ и тогда легче было найти средства для его выражения. Однако художественное перевоплощение, наглядное видение образа -реакция, всегда контролируемая сознанием. Об этом писали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский и др. «Живое» видение образа в творческом акте входит в структуру целенаправленной работы воображения.
Процесс творчества связан с чувствами. Отмечаемая психологами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П. М.Якобсон, В.К.Вилюнас и др.) особенно ярко проявляются в творческой деятельности.
Процесс творчества сопровождают разные по силе чувства. От легкого волнения до глубоких, сильных переживаний и даже аффектов. Именно на этом этапе творчества к художнику нередко приходит вдохновение. Состояние, при котором обостряются чувства, проясняются мысли, когда пишется легко, как бы само собой. В минуты особого накала чувств человек делает неожиданные моментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу. Как правило, художник (ученый) не может объяснить, как произошло «прозрение», открытие, пришло именно это решение. Явление интуиции мало изучено. Определенно ясно, что интуитивное решение возможно только в структуре целенаправленного поиска путей решения задачи, нередко длительного и мучительного. Оно проявляется в системе логических рассуждений, но в условиях субъективно или объективно неполной информации. Эта познавательная способность, когда воображение мгновенно отбирает единственно верный вариант решения. Предполагается, что в условиях особой напряженности, сосредоточенности мыслей и особенно чувств на решении задачи неожиданно актуализируется материал из сферы неосознанного опыта. Знание нередко накладывает запрет на нестандартное решение, вернее, встает на пути к нестандартному решению. Поэтому интуитивное решение приходит иногда и в состоянии заторможенного сознания, например во сне.
Известный психотерапевт В.Райков, исследования и практическая деятельность которого посвящены мобилизации творческих потенций человека в состоянии гипноза, также отмечает большую
U0
роль в творчестве интуиции (невербального момента). Он считает, что интуиция является более древней в эволюции человека и потому дает более богатые ассоциации, чем сознание, что и проявляется в творчестве. Потому он широко использует в своем методе невербальные приемы активизации творческих потенций человека, в частности музыку. Для этого им разработана специальная программы творческого гипноза с применением музыки'. Однако интуиция, как правило, помогает только при условии предварительного упорного, страстного поиска человеком ответа на решаемый вопрос или при сильном накале чувств.
При всем разнообразии внешнего выражения связь воображения с эмоциями и чувствами несомненна.
Эмоции и чувства порождаются не только содержанием образа, но и удовлетворением или неудовлетворением художника формой его воплощения. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, к самому процессу творчества, радости от конкретной возможности реализовать себя, свои устремления.
Не случайно одной из функций воображения, выделенных в психологии, является защитная функция. Она обусловлена связью воображения с эмоциональной сферой личности. Процесс создания нового образа, предмета и т.п. снимает у человека вынужденное напряжение. Именно поэтому художественная деятельность входит в систему лечения, применяемую психотерапевтами.
Процесс реализации замысла может быть длительным. Классический пример этому - творчество художника А.А.Иванова, писавшего картину «Явление Христа народу» около тридцати лет. Но существует также масса примеров быстрого протекания этого периода. Иногда под воздействием внешней ситуации (особая общественная необходимость) и сильнейшей эмоциональной реакции художника или его особого интереса к теме резко сокращается процесс исполнительства. На длительность воплощения образа могут влиять и личностные особенности, темперамент художника.
Последний этап - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Художник, получив результат и не будучи удовлетворен, а может быть, под влиянием сильного увлечения пытается переработать образ. Известен факт, когда П.М.Третьяков, купив картины И.Е.Репина и экспонируя их в своей галерее, распорядился не пускать туда художника, так как тот не раз пытался переписывать свои полотна. Нередко пристрастие к теме, образу находит отражение в неоднократном вариативном копировании первоначального образа самим художником.
1 Райков В. Прикладная психология и психоанализ. — № 1. — 1998. -С. 15.
Такова примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности.
Освоение изобразительной деятельности ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. Чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи сравнили его с творчеством взрослых (Н. П. Сакулина, Н. Б. Хале-зова, Н.А.Ветпугина и др.). Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Почти все исследователи детского творчества подчеркивают его реалистическую основу (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Е.А.Флерина, Г.В.Лабунская, Н. П. Сакулина и др.). На истоках детского творчества следует остановиться особо.
Эмоционально-интеллектуальный опыт детей, складывающийся в процессе общения с миром, отражается в специфических моделирующих видах деятельности, игре, изодеятельности, конструировании и др. К сожалению, в практике обучения детей этот фактор слабо учитывается.
Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве игрушки при этом использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех «этапов творческого процесса. Так, этап появления, замысла характерен и для деятельности дошкольника. Однако развивается, развертывается он не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.