Занятие 8. Разработка наглядных средств к уроку и дидактических материалов.
Вопросы:
1.Современные приемы и средства обучения.
2.Классификация и требования, предъявляемые к средствам и приемам обучения.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составьте классификацию средств наглядности на основе изучения рекомендуемой литературы и проанализируйте возможность использования этих средств на уроках.
2. Разработайте презентацию с использованием программы «PowerPoint» по выбранной Вами теме урока.
Рекомендации при подготовке презентации:
• Избегайте длинных фраз на слайдах. Старайтесь придерживаться минимума в 7-10 строк. Помните: Вам необходимо показать не только слова, но и рисунки. Используйте только ключевые слова и короткие фразы.
Вашим слушателям будет не интересно читать длинные тексты.
• Шрифт Вашего текста должен быть достаточно большим, но не должен превышать 20-32-й кегль. Ваш заголовок должен быть в пределах 32-50-го кегля.
• Определите количество слайдов. Люди не смогут понять все, если у Вас будет огромное количество слайдов, которые необходимо будет показать за короткий промежуток времени. Постарайтесь уделять, по меньшей мере, 45 секунд на слайд и не торопитесь. Пусть Ваши идеи достигнут сознания аудитории. Говорите с выражением, делайте паузы, когда это необходимо. Все это добавит положительный эффект от Вашей презентации.
• Не создавайте слишком красочные слайды. Ориентируйтесь на традиционный белый фон с темным текстом. Это наиболее подходящий вариант для освещенной комнаты. Если Вы собираетесь показывать Вашу презентацию в темной комнате, то используйте двухцветные слайды. Нужно равномерно распределить словесные и иллюстративные слайды.
• Рационально используйте анимацию, иначе появится риск создания путаницы и отвлечения внимания от основной темы. Каждая презентация должна иметь простую навигацию и быть легкой в использовании. Для предотвращения непредвиденных ситуаций каждый слайд должен меняться по щелчку мыши.
•Важно определить время выступления. Если у Вас ограничено время на проведение презентации, то проверьте, сколько занимает времени проведение Вашей презентации.
3. Проанализируйте свой ученический опыт использования средств обучения в школе и вузе. Какие из этих средств оказались наиболее эффективными для Вашего образования? Почему?
4. Выберите фильм для изучения и определите место киноурока в системе занятий по теме (разделу) программы. Для этого ответьте на вопросы:
• Как сочетать киноурок с другими видами уроков?
• На каком этапе занятия показать фильм?
• Как будет сочетаться видеометод с другими методами, используемыми на уроке?
Просмотрите фильм и решите следующие задачи:
• Выделите в содержании фильма значимые факты, объекты и явления, время необходимых остановок и перерывов в демонстрации для беседы с учащимися с целью привлечения их внимания к важным моментам видеоряда.
• Решите вопрос о продолжительности демонстрации фильма в целом.
5. После предварительного просмотра фильма составьте план проведения киноурока, включающий:
• содержание вводного объяснения перед демонстрацией кинофильма;
• содержание беседы в ходе демонстрации;
• вопросы, на которые учащиеся должны ответить после просмотра;
• индивидуальные задания для учащихся (зарисовать конкретный
демонстрируемый объект, продемонстрировать аналогичный объект, при
ем запоминания и т. д.);
• содержание заключительной беседы по окончании демонстрации,
обобщение сведений по ответам учащихся на поставленные вопросы и индивидальные задания, диагностирующие уровень усвоения учащимися
материала киноурока.
6.Изготовьте «кубик Блума» по теме «Разработка дидактических материалов» и продумайте вопросы и задания для каждой грани:
• Почему?
• Объясни.
• Назови.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
В парах поиграйте в кубик.
7. Разработайте задания по конкретной теме на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез и оценку, используя предложенный список
дидактических глаголов действий и «Конструктор задач».
Список рекомендуемой литературы
1.Гребенюк О. С. Теория обучения: учебник для студентов высших учебных заведений / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Москва: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. С. 146-152.
2.Загрекова Л. В. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.
В. Загрекова, В. В. Николина. Москва: Высшая школа, 2007. С. 266-278.
3. Илюшин Л. С Конструктор задач [Электронный ресурс] / J1. С. Илюшин. Режим доступа: http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc.
5.Оконь В. Введение в общую дидактику / В. Оконь; пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. Москва: Высшая школа, 1990. С. 295-309.
5. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого; Пед. о-во России. Москва, 2006. С. 284-308.
Занятие 9. Формы организации учебного процесса в школе
Вопросы:
1. Понятие о формах организации обучения
2. Урок, как основная форма организации учебного процесса. Сущность и требования современного урока.
3. Классификация и структура уроков.
4. Характеристика форм организации обучения (семинар, практикум, факультатив, домашняя работа)
Задания для самостоятельной работы:
1. Назовите конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы,конференции.
2. Разработайте фрагмент занятия с использованием одной из форм
организации обучения (лекция, семинар, экскурсия, практикум, конференция и др.). В плане занятия укажите предмет, тему, класс, цели занятия, виды деятельности учащихся на отдельных этапах, планируемые результаты, формы их контроля и оценки.
3. Продумайте, на материале какой темы можно организовать групповую деятельность учащихся.
4. Из работ В. А. Сухомлинского выберите примеры организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
5. Представьте, что Вы готовите парную работу на уроке. Какие факторы дифференцированного обучения Вы будете учитывать? (Это могут быть
мотивы изучения предмета; характер межличностных отношений в группе;
уровень подготовки; поведение учащихся; особенности объема памяти.)
6. Вы готовите индивидуальные задания для учащихся. Какие данные Вам потребуются в первую очередь? (Здесь, как правило, учитывают уровень подготовки, кратковременную память, мышление, внимание, реакцию.)
7. На основе разработанного календарного плана выберите тему занятия и составьте по ней развернутый план-конспект. Последовательность Ваших действий:
• Ознакомьтесь с составленным календарно-тематическим планом, определите место занятия, для которого составляется план-конспект, в системе занятий по теме.
• Ознакомьтесь с методической и специальной литературой по теме, уточните тему, цели и содержание занятия.
• Детально изучите учебники и другие пособия и отберите материал, который необходимо сообщить учащимся на занятии. Отметьте новые термины, понятия, выделите новые операции и приемы их выполнения.
• Определите структуру занятия и продумайте методику проведения отдельных его этапов.
• Распределите время по этапам занятия.
• Составьте план-конспект занятия.
Список рекомендуемой литературы
1. Дидактические материалы к конструированию и анализу урока [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hosting.ulstu.ru/sc25/5_l.htm.
1.Коротаева Е. В. Педагогика взаимодействий: учебное пособие / Е. В. Коротаева; Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. 147 с.
2. Педагогика: учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого; Пед. о-во России. Москва, 2006. С. 378-385.
3. Поташник М. М. Требования к современному уроку: методическое пособие / М. М. Поташник; Центр педагогического образования. Москва, 2007. 272 с.
4. Теория обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. И. П. Андриади. М.: Академия, 2010. С. 150-170.
5. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов / А. В. Хуторской. Санкт-Петербург: Питер, 2001. С. 297-316