Примерные игры-занятия с элементами экспериментирования для детей от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев
ВОДИЧКА-ВОДИЧКА
ЦЕЛЬ. Закрепить первоначальные представления об объектах неживой природы, в частности о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются); использовать игры с водой для закаливания ребёнка, подчеркнуть целительные свойства воды, использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, подчёркивающие её значимость для всего живого.
МАТЕРИАЛ. Иллюстрация к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображён умывающийся ребёнок), прозрачный кувшин с кипячёной водой, прозрачные стаканчики (по числу участников), резиновая кукла, игрушечный тазик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Покажите ребёнку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка (иллюстрация Ю. Васнецова). Пусть он рассмотрит её в течение двух-трёх минут. Спросите: «Кто изображён на картинке? Что она делает?». Затем прочитайте потешку:
Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Затем спросите: «Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?». Если ребёнок затрудняется ответить, подскажите ему: «Прозрачную».
Затем предложите умыть куклу. Медленно лейте воду над игрушечным тазиком, давая малышу возможность почувствовать значение слов «вода течёт, журчит, булькает...».
В конце занятия разлейте воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Вместе выпейте воду.
КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?
ЦЕЛЬ. Познакомить с приёмом окрашивания воды.
МАТЕРИАЛ. Гуашь, прозрачные стаканчики, наполненные на одну треть чистой водой; белая бумага; трафарет воздушного шара: пакет с прорезью для цветных вкладышей (18*15); кисть.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Обратите внимание ребёнка на краски, уточните их цвет: красная, зелёная, синяя, жёлтая. На листе белой бумаги оставьте след от каждой краски, называя её цвет- лист станет разноцветным. Отложите его. Теперь пусть ребёнок действует самостоятельно под вашим руководством. Дайте четыре краски, Четыре стаканчика с водой, тряпочку для промакивания кисти.
Сначала предложите порисовать красной краской. Покажите приём размывания краски. Пусть ребёнок закрасит весь лист. Обратите внимание на то, что вода в стаканчике стала красной. Отложите красный листочек на просушку, рядом поставьте баночку с окрашенной водой. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит воду можно окрасить». Предложите сделать то же самое с другими красками.
После того как все раскрашенные листы просохнут, соберите их в стопку, вниз положите свой разноцветный листок. Вложите их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой. По очереди вынимайте листочки - шарики будут менять цвет.
Воспитатель Иванова Антонина Александровна
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ»
Под звучание спокойной музыки родители проходят в помещение, где будет происходить собрание, рассаживаются. Собрание начинается с инсценировки короткой сценки. Актерами могут быть дети, педагоги или родители.
Инсценировка:
На импровизированной сцене стол, на котором подготовлено все для занятия по рисованию (краски, кисти и т. д.). Появляется Мальвина, она зовет Артемона и Буратино заниматься. Артемон послушно садится за стол, принимает позу прилежного ученика. Буратино приходится долго упрашивать, он никак не может усидеть на месте, все время отвлекается. Когда наконец все усаживаются, Мальвина менторским тоном произносит:
— Сегодня, дети, мы будем с вами учиться рисовать ромашку. Посмотрите, как это делается.
На большом листе Мальвина рисует ромашку, детально объясняя все свои действия. Артемон внимательно слушает, выполняя все точно так, как объяснила Мальвина. Буратино же чешет в затылке, рассматривает краски, обмакивает кисть в одну из баночек и ставит на лист бумаги большую кляксу. Затем внимательно рассматривает ее, снова обмакивает кисть в краску и ставит рядом еще одну кляксу. Так, методом клякс, он рисует ромашку.
Мальвина рассматривает оба рисунка, хвалит Артемона. ругает Буратино за выполненную работу.
Ведущий. Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки! Эта маленькая инсценировка открывает наш вечер, тема которого — развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Давайте сейчас вместе вернемся к Мальвине. Артемону и Буратино и порассуждаем, кто из них проявил творческие способности, в чем это проявилось и удастся ли при таком руководстве деятельностью детей сохранить и развить их творческие начала.
Родители высказывают свои мнения.
(Настраивает родителей на дискуссию, обмен мнениями, задает вопросы.) Что такое детское творчество? Нужно ли творчество ребенку? В чем оно может проявляться? Можно ли говорить, что детям присуще творчество?