Портфолио как одно из средств
НАКОПИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
Портфолио как средство накопительной оценки
1.1. Особенности портфолио как средства оценки.
1.2. Понятие портфолио и его функции.
1.1. Одним из средств индивидуальной накопительной оценки знаний учащегося является портфолио достижений ученика. Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами». Благодаря ему можно судить об учебных, творческих, коммуникативных способностях школьника.
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
В зарубежной образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время.
Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование – со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.
1.2. Определения портфолио (по материалам американских исследований).
1. Коллекция работ учащегося, которая демонстрирует усилия, прогресс и достижения в определенной области.
2. Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а также их самооценку и самоанализ.
3. Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.
4. Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету за данный период обучения.
5. Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемый учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.
Функции портфолио.
· Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.
· Целеполагания – поддерживает учебные цели.
· Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.
· Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
· Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.
· Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.
Философия учебного портфолио предполагает:
- смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;
- интеграцию количественной и качественной оценок;
- перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку школьника [3].
Основной смысл портфолио - дать возможность каждому школьнику показать все, на что он способен, создать для ученика стимул роста. Достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха. Цель портфолио для предпрофильной подготовки - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и наряду с результатами экзаменов определять рейтинг выпускников основной школы.