VI. Аттестация учащихся на факультативных занятиях музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности

С учетом пункта 8 статьи 158 Кодекса следует, что текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся на факультативных занятиях музыкальной, театральной, хореографической и художественной направленности осуществляется на содержательно-оценочной основе без выставления отметок в баллах.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке заполнения документов об образовании, приложений к ним, документов об обучении, учета и выдачи документов об образовании, приложений к ним, золотой, серебряной медалей, документов об обучении, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.07.2011 № 194, в бланки свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой, серебряной медалью) без выставления отметок производится запись названий усвоенных учебных программ факультативных занятий.

В свидетельстве об общем базовом образовании или аттестате об общем среднем образовании оформляется соответствующая запись. Например: ”Кроме того, успешно освоил программу факультативных занятий ”Хоровой класс“, ”Вокальный ансамбль“.

Приложение 23

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основы безопасности жизнедеятельности (далее – ОБЖ) изучаются с целью воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

Важнейшими задачами учреждений общего среднего образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

обучение учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;

раскрытие системы знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;

привитие учащимся навыков защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;

формирование основ знаний самосохранительного поведения человека в современных условиях жизни (безопасность питания, пребывания в местах отдыха и массового скопления людей, поведенческие риски и др.).

В дополнение к нормативным правовым актам, указанным в части II инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» при обучении ОБЖ следует также руководствоваться:

Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения»;

Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. «О гражданской обороне»;

Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О дорожном движении»;

Концепцией обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2006 г. № 757;

Правилами автомобильных перевозок пассажиров, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 (главы 11 и 11-1 в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2014 г. № 1087);

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 апреля 2001 г. № 495 «О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 1623 «О внесении изменений и дополнений в Устав республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасания на водах» и утверждении Правил охраны жизни людей на водах Республики Беларусь».

1.1. В соответствии с Положением об учреждении общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования от 20.12.2011 №283,осуществляется изучение учащимисяОБЖ, а в учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, дополнительно проводятся занятия по радиационной безопасности.

1.2. В соответствии с Директивой Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента Республики от 12 октября 2015 г. № 420) в учреждениях общего среднего образования поэтапно вводится час обучения основам безопасности жизнедеятельности: в 2016/2017 учебном году час ОБЖ вводится во II и V классах; в ІІІ, ІV, VІ–ІХ классах продолжается изучение ОБЖ на факультативных занятиях.

В 2016/2017 учебном году используются следующие учебные программы:

для ІІ, V классов:

Учебная программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. II – VIII классы – Минск : Национальный институт образования, 2016;

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. II – VIII класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016.

для – ІІІ, ІV, VІ–ІХ классов:

Учебная программа факультативных занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. II – ІХ классы – Минск : Национальный институт образования, 2014;

Вучэбная праграма факультатыўных заняткаў «Асновы бяспекі жыццядзейнасці» для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. II – ІХ класы. – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2014.

Рекомендованные Научно-методическим учреждением «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь учебные программы размещены на Национальном образовательном портале(www.adu.by / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/?p=7575 / Учебные программы).

Занятия по радиационной безопасности в учреждениях общего среднего образования, расположенных на территории радиационного загрязнения, проводятся по учебной программе «Основы радиационной безопасности» (2016) (www.adu.by / Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования http://adu.by/?p=7575 / Учебные программы) за счет использования учебных часов, установленных Типовым учебным планом средней школы на проведение факультативных занятий, и записываются в журнале на отдельной странице: в І–ІV классах – по 4 занятия, в V–ІХ классах – по 8.

Необходимо спланировать методическое сопровождение образовательного процесса по основам безопасности жизнедеятельности на региональном уровне, т.е. разработать и реализовать систему непрерывного повышения квалификации, в том числе в период между сроками повышения квалификации, максимально используя резервы областных (Минского городского) институтов развития образования, районных (городских) учебно-методических кабинетов. До начала 2016/2017 учебного года все педагогические работники, которые будут обучать ОБЖ учащихся ІІ и V классов, должны повысить свою квалификацию (в рамках курсовой подготовки, обучающих курсов или иных формах).

Наши рекомендации