Формы гигиенического воспитания
Задание 1
Методы гигиенического воспитания.
Метод – это способ управления познавательной деятельностью людей. В гигиеническом воспитании используются следующие методы:
· Информационно-рецептивный метод (сообщения, лекции, дискуссии, обучение) – решает проблемы санитарного просвещения.
· Репродуктивный метод (дискуссии, тестирование, «школы здоровья», экзамены) – служит организации воспроизведения знаний.
· Метод проблемного изложения информации (социальная реклама, моделирование типичной ситуации и схемы её решения) заключается в постановке задачи и объяснении логики её решения.
· Эвристический метод (постановка задачи с той целью, чтобы обучаемый сам её решил и логически объяснил свои действия) – конечный этап обучения и гигиенического воспитания; формирование навыка творческого подхода к решению проблемы.
Средства гигиенического воспитания
1. Речевые средства. Данные средства подразделяются на устные и письменные. Устные средства – это речь непосредственная или в записи. Письменные средства включают в себя информационный листок (обычный информационный материал); листовку (информационный материал, в котором есть лозунг или агитационный призыв); рецепт-рекомендацию по здоровому образу жизни; буклет (информационный материал имеет форму гармошки); памятку (информационный материал содержит конкретные советы и оформлен в виде книжки); газеты; журналы (журнал «Здаровы лад жыцця»); книги (обязательно имеют рецензию); «бегущую строку» (носит исключительно информационный характер); компьютерные программы.
2. Изобразительные средства включают в себя плакаты, фотографии, слайды, аппликации, календари, наклейки, значки, открытки, закладки, этикетки, картотеки, обучающие муляжи.
3. Изобразительно-речевые средства: кино, театр, телевидение.
4. Действия – приёмы, используемые на практике (обработка и дезинфекция посуды, медицинского инструментария и т.п.).
5. Предметные средства (зубная щетка, расческа, шприц, бинт, жгут).
Лозунг – самостоятельное средство, объединяющее различные действия в единую программу
Логотип означает, что информация, на которой он размещён, подаётся в рамках проведения определенной программы.
Формы гигиенического воспитания
Формы гигиенического воспитания – это способы применения отдельных средств в определенной последовательности. Они подразделяются на формы индивидуального, группового и массового воздействия.
Индивидуальное воздействие – беседа, консультирование, инструктаж, индивидуальное консультирование по телефону или через личную корреспонденцию – позволяет учитывать все особенности личности. Однако, не всегда возможно заниматься с каждым отдельным человеком; кроме того групповое воздействие во многих случаях оказывается более эффективным.
Формы группового воздействия – групповая беседа, беседа за «круглым столом2 (обсуждение проблемы специалистами при участии зрительской аудитории), дискуссия, игра (деловая, физкультурная), практические занятия, занятия по решению задач,, урок, курсовое обучение (лектории, «школы здоровья») – наиболее эффективны, не требуют большого количества сил и средств, дают возможность для опробации новых методик. Эффективность работы в группе зависит от однородности группы (по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, определенной проблеме). К недостаткам данной формы можно отнести отсутствие учета индивидуальных особенностей каждого участника группы.
Массовые формы гигиенического воспитания экономят средства и время специалиста. Работа ведется через средства массовой информации (СМИ). Эти формы имеют много достоинств: массовость, доступность, относительную дешевизну, авторитетность. Недостатками их является то, что они – это всегда монолог, авторитарность, нередко – навязывание информации, а также отсутствие учета индивидуальных особенностей личности и связи с аудиторией. Виды такой работы могут быть различными: это и статьи, и пресс-конференции, лекции, ассамблеи, оздоровительные пробеги, спартакиады, экспонирования, акции, «Дни здоровья».
Работа со средствами массовой информации требуют соблюдения ряда условий. Прежде всего, для каждого конкретного вида требуется правильно подобрать СМИ (телевидение, пресса, радио). Подаваемая информация должна быть актуальной и научно достоверной, иметь доступную форму изложения с учётом исходного уровня знаний аудитории, содержать конкретные рекомендации. Желательно, чтобы информация была адресной (т.е. предназначенной для конкретной аудитории – подростки, женщины, пожилые люди и т.д.). для достижения наилучшего эффекта информация должна быть дозированной и последовательной, часто повторяемой (например, цикл лекций или телепередач). Очень важно, чтобы информация, поступающая от различных медицинских источников, была аналогичной, не содержала противоречивых данных. Перед встречей специалиста с журналистами желательно подготовить пресс-релиз (отпечатанное краткое изложение информации, которая будет предоставляться широкой аудитории).