Политика поддержки инвалидов в ВО в Европе и России
Согласно Международной классификации функциональности, инвалидности и здоровья, инвалидность — это не качество индивидов, а результат интеракции между индивидом с определенными характеристиками и ограничениями, накладываемыми на него в связи с этими характеристиками, и окружающей средой. Такое представление об инвалидах делает их полноправными членами общества, которые могут заниматься своим развитием так же, как и «здоровые» люди. Оно предполагает, что те трудности, с которыми инвалид сталкивается при обучении, связаны не с его состоянием здоровья или способностями, а с теми препятствиями, которые накладывает на него окружающая среда, социальные институты, предназначенные для «нормальных» людей и не способные удовлетворить его потребности. Национальные политики, использующие такое определение инвалидности, нацелены на интеграцию лиц с ограниченными возможностями в систему обычного высшего образования. Например, немецкое федеральное законодательство, законодательства Земель о высшем образовании устанавливают, что все учреждения высшего образования должны отвечать специальным потребностям инвалидов таким способом, чтобы они не были ущемлены в правах доступа к учебе, имели возможность доступа ко всем отделениям вузов без помощи других. Французское антидискриминационное законодательство (1990) запрещает любые формы дискриминации по отношению к людям на основании их состояния здоровья или инвалидности, полагая, что такие люди должны иметь те же возможности, что и все остальные. Финское законодательство о людях с ограниченными возможностями, принятое в 1988 году, нацелено на создание равных возможностей для инвалидов, в том числе и в системе высшего образования. Например, во Франции инвалидность представляет собой статус, который определяется медицинскими экспертами и влечет за собой определенные привилегии. В Германии также требуется подтверждение эксперта для установления инвалидности, однако многие сервисы становятся доступными просто в случаях, когда студент заявляет о своей потребности в них. Поэтому многие студенты не спешат официально зарегистрировать свою инвалидность из опасения стигматизации. Аналогичная ситуация в Великобритании и Швеции. В соответствии с концепцией Министерства образования РФ, студент и инвалид - это два разных статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между инвалидом, вузом и государством. В качестве студента инвалид подчиняется всем требованиям учебного процесса, и ответственность за качество образования (как обычного студента) лежит на самом вузе. Однако предполагается, что учебный план, по которому студент-инвалид будет учиться, будет иметь корректирующую компоненту, а само высшее образование приобретет для него реабилитационное значение. Корректирующую компоненту учебного процесса финансирует Министерство образования РФ, а реабилитационную компоненту обеспечивают региональные власти. Сам статус инвалида утверждается внешней медицинской экспертизой. Так как объемы финансирования вузов не связаны с реализацией ими собственных программ и инициатив поддержки инвалидов, фактически вузовская политика в этом отношении приобретает форму «доброй воли» или частной инициативы. Тем не менее существует несколько стимулов, которые подталкивают вузы к тому, чтобы обратиться к поддержке студентов-инвалидов:I) Участие в федеральных целевых программах. 2) Финансирование инициатив поддержки инвалидов со стороны внешних фондов и организаций. В настоящее время в России сформировались четыре основных направления деятельности вузов по образованию инвалидов: специальные отделения в вузах, специализированные вузы, центры подготовки инвалидов для поступления в вуз, центры психолого-педагогической помощи инвалидам, обучающимся в вузах. В современной России существует множество барьеров (от неприспособленности зданий до отсутствия необходимого оборудования В результате участие инвалидов в высшем образовании является, как правило, либо результатом усилий родителей студентов-инвалидов, либо частными инициативами отдельных вузов.