КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Сущность и общая характеристика национальных ценностей .Воспитательные идеалы в истории России

КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - student2.ru КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - student2.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - student2.ru КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ - student2.ru

КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

IV. Приоритетные направлениявоспитатель­ной работыв учебных заведениях Республики Крым

С целью повышения эффективности вос­питательной работы в целом, противодействия росту различных негативных тенденций, учи­тывая региональные особенности и возмож­ности Республики Крым, избрать приоритетными направлениями воспитательной работы в учебных заведениях РК:

v воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования люб­ви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;

v воспитание толерантности как главно­го демократического принципа, соблюдение ко­торого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, мульти-культурного Крыма;

v воспитание личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.

4.1. Воспитание любви к Отечеству иродному краю — Крыму. Республика Крым имеет бо­гатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки урочища Ташаир близ Бахчисарая, раскопки Боспорского государства, древнегреческих колоний, пещерный город Чуфут-кале, Неаполь Скиф­ский, пещерные города и крепости Инкерман и Мангуп, генуэзские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчиса­рае, мечеть Джума-джами в Евпатории и др.

Гордостью крымчан являются замечатель­ные памятники архитектуры: Ливадийский дво­рец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в горо­де Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе Симферо­поле (архитектор А. Полегенький) и др.

С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого и др.

Территория Крыма была плацдармом ло­кальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя, Керчь и Севастополь. Крым явилмиру высокие образцы патриотизма личного (Даша Севастопольская, Володя Дубинин, Амет-Хан Султан и мн. др.) и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне и двухсотпятидесятидневной обороны этого города в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских по­зиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).

Крым располагает уникальными природ­ными ресурсами. Полуостров омывается дву­мя морями, часть его находится в субтропи­ческой зоне. Ландшафты Крыма исключитель­но разнообразны.

Традиционными отраслями экономики Крыма являются садоводство, виноградарство, виноделие, рыболовство, однако в настоящее время они переживают кризис. Для возрожде­ния этих отраслей необходимы квалифициро­ванные кадры.

Содержанием воспитания по данному на­правлению является привитие любви к «ма­лой родине» — Крыму, являющемуся неотъем­лемой частью «большой родины» — России; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих полуостров; воспитание уважения к Конституции и симво­лике России, Конституции и символам Республики Крым; овладение госу­дарственным , родным языками; ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма (специалисты ку­рортного строительства, сервиса, торговли, рыболовецкого хозяйства, виноградарства, виноделия, садоводства, цветоводства). 4.2. Воспитание толерантности

Территория Крыма является геополитичес­ким перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов . Состав населения Крыма в настоящее вре­мя — это 130 национальностей и 47 конфес­сий. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национально­стей и вероисповеданий.

Ежегодно Крым посещают до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает специ­фические условия социализации молодежи в курортных зонах.

Содержание направления — признание пра­ва на самобытность и развитие каждого наро­да и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимо­сти и уважения к людям всех национальностей и конфессий; формирование умений, составля­ющих поведенческую культуру мира; воспита­ние гостеприимства по отношению к людям, приезжающим в Крым на отдых и лечение.

4.3. Формирование личности, устойчивой в окружающем мире

Социально-экономические изменения в жизни Рес­публики Крым в частности требуют от совре­менной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли лич­ности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчи­вости личности в окружающем мире.

Содержание этой работы составляют вос­питание бережного и заботливого отношения ребенка к собственному здоровью как наивыс­шей человеческой ценности, основному условию реализации потенциальных возможностей лич­ности гражданина России; создание у школь­ников устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни; привитие навыков лич­ной гигиены, сохранения и укрепления здоро­вья как важного компонента общечеловечес­кой культуры и формирования личности; оз­накомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распростра­ненных инфекционных и соматических забо­леваний, несчастных случаев, отравлений и до­рожно-транспортного травматизма; привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химичес­кой зависимости, СПИДа, заболеваний, переда­ющихся половым путем, сохранения репродук­тивного здоровья; ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций.

Формирование у детей и подростков уме­ния адекватно оценивать свои возможности и рационально их использовать; умения управ­лять собой, определять допустимые границы риска, разумно вести себя в типичных опасных ситуациях и стереотипно закреплять их на дли­тельное время; способности действовать в не­предвиденных ситуациях, различать социально приемлемое и социально неприемлемое пове­дение; развитие критического отношения к со­циальному окружению, активного противосто­яния негативному внешнему воздействию; при­обретение позитивного опыта общения внутри и вне школы; целесообразного использования свободного времени; формирование позитивной «Я-концепции»; овладение навыками само­познания, самосовершенствования; формирова­ние умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности; предупреждение вовлечения школьников в нетрадиционные ве­роучения и тоталитарные секты.

Формирование навыков бережного отно­шения, охраны уникального биоразнообразия Крыма и продуктивного взаимодействия с ок­ружающей природой; ознакомление школьни­ков с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации туризма, отдыха и оздоровления.

V. Выбор форм и методов реализации концепции

Формы и методы реализации концепции (приоритетных направлений воспитательной работы) избираются в зависимости от возраст­ных и психофизических особенностей детей и подростков, статуса учебного заведения, ос­новных целей и задач его деятельности и с учетом следующих подходов к реализации кон­цепции:

v деятельностный подход, в соответствии с которым реализация концепции обеспечива­ется целенаправленной активной социально полезной деятельностью каждого участника учебно-воспитательного процесса;

v конкретно-исторический подход, пре­дусматривающий реализацию концепции с уче­том конкретной ситуации, специфики и воз­можности каждого региона, населенного пунк­та, учебного заведения;

v системный подход, предусматривающий реализацию концепции как многоуровневый взаимосвязанный процесс воспитания во всех учебных заведениях, на всех этапах учебно-воспитательной работы;

v духовно-содержательный подход, пре­дусматривающий в ходе реализации концеп­ции использование всего духовно-нравствен­ного и культурно-исторического потенциала крымского общества;

v личностно-ориентированный подход, направленный на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитатель­ного процесса, ориентированный на высокий уровень индивидуальной работы и обеспечи­вающий формирование ценностей в иерархии « человек—народ—государство ».

VI. Ожидаемые результаты реализации кон­цепции

v позитивные тенденции в ученической и молодежной среде, снижение показателей раз­личных негативных тенденций;

v стабильная динамика укрепления здо­ровья, рост числа участников спортивных смот­ров, секций, соревнований;

v рост органов ученического самоуправ­ления и молодежных общественных организа­ций, усиление их роли в жизни молодежи;

v активизация работы с интеллектуаль­но, художественно и социально одаренными детьми;

v увеличение числа участников мероприя­тий и акций мультинационального характер

v рост числа участников олимпиад, кон­курсов, соревнований интеллектуального ха­рактера;

v усиление взаимодействия учебных за­ведений с учреждениями культуры, искусст­ва, вузами, средствами массовой информации;

активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественно­сти на воспитательную работу в учебных заве­дениях

19.Основные задачи образовательной политики государства на современном этапе.

ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Существенным условием успеха образования является самообразование. Психологияобразования и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания с учетом профиля учебного заведения. Различают общее и специальное образование. Общее образование (начальное и среднее) вооружает знаниями, умениями, навыками, необходимыми каждому человеку в трудовой деятельности, повседневной жизни. Специальное образование вооружает знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работника определенной области труда. В единстве общее образование и специальноеобразование играют большую роль в развитии личности, подготовке ее к жизни.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами образование всегда играло, играет и, конечно, будет играть ключевую роль в развитии и даже в сохранении человечества как такового.

Отметим, что важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.

Обучение подрастающего поколения известно, как уже научно доказано, у различных видов животных, но лишь у человека такое обучение становится систематическим процессом, заботу о котором проявляет всё сообщество. Причём такое обучение в сочетании с воспитанием осуществляется специализированными усилиями, а разделение труда в этой сфере происходит на ранних стадиях развития человеческого опыта. Уже в условиях первобытнообщинного строя, как показывают этнографические и исторические исследования, практически у всех народов обучением детей занимаются назначенные для этого лица. У некоторых народов в целях обучения дети (чаще всего мальчики) с определённого возраста поселяются отдельно от родителей и занимаются исключительно учёбой. Во все эпохи та или иная часть населения (временами эта часть сокращалась, временами увеличивалась) имела и имеет доступ к образованию, но без системы образования человечество никогда не обходилось. Собственно, благодаря образованию в широком смысле и системе образования в более узком и происходило развитие цивилизации. Образование всегда сочетало обучение знаниям, умению, навыкам с воспитанием, т. е. готовило человека, прежде всего детей и молодёжь, к различным видам деятельности, способствуя при этом их социализации. В то же время в любую эпоху передовое образование создавало и создаёт наилучшие условия для поступательного развития общества.1

Термин «образовательная политика» достаточно широко применяется в различных документах и материалах, обозначая главным образом основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования. В то же время в научных исследованиях отсутствует четкое понимание теоретико-методологических основ образовательной политики.

Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.

Исследователи на сегодняшний день выделяют две тенденции в осуществлении образовательной политики:

· англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг;

· германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.2

Управление системой образования согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. В этой связи «управление системой образования можно определить как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.

Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации:

· принцип научности, предполагающий ориентацию на достижения науки и практики, учет законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления;

· принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;

· принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;

· принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;

· принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;

· принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализе факторов и условий, влияющих на его качество;

· принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий и о наличии либо отсутствии запланированного результата;

· принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, предполагающий выявление главных задач и эффективных способов их реализации;

· принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологией управления;

· принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.3

Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что, в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы, а также на введении нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг и механизмов оценки качества и востребованности данных услуг потребителями.4

Одной из главных целей российского высшего профессионального образования является подготовка выпускников, конкурентоспособных на рынке профессий и труда. По мнению бывшего министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, только 15-20% отечественных высших учебных заведений способны конкурировать с лучшими зарубежными вузами.

Для достижения этой цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:

· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;

· достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;

· формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;

· повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

· развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.

Российской системе образования необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственной и активной роли государства в этой сфере. Все это позволит российскому образованию достойно конкурировать с системами образования передовых стран мира.


26. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая: расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики: обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата; предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;

Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:

реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления); обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отве чающих современных требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;

развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;

Четвертая– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций; систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;

Наши рекомендации