КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Сущность и общая характеристика национальных ценностей .Воспитательные идеалы в истории России
КОНЦЕПЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕдениях РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
IV. Приоритетные направлениявоспитательной работыв учебных заведениях Республики Крым
С целью повышения эффективности воспитательной работы в целом, противодействия росту различных негативных тенденций, учитывая региональные особенности и возможности Республики Крым, избрать приоритетными направлениями воспитательной работы в учебных заведениях РК:
v воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирования любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота России;
v воспитание толерантности как главного демократического принципа, соблюдение которого обеспечивает мирное поступательное устойчивое развитие полиэтничного, мульти-культурного Крыма;
v воспитание личности, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем.
4.1. Воспитание любви к Отечеству иродному краю — Крыму. Республика Крым имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки урочища Ташаир близ Бахчисарая, раскопки Боспорского государства, древнегреческих колоний, пещерный город Чуфут-кале, Неаполь Скифский, пещерные города и крепости Инкерман и Мангуп, генуэзские крепости в Феодосии и в Судаке, комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, мечеть Джума-джами в Евпатории и др.
Гордостью крымчан являются замечательные памятники архитектуры: Ливадийский дворец в Ялте (архитектор Н. Краснов), Воронцовский дворец в Алупке (архитектор Э. Блор), комплекс железнодорожного вокзала в городе Симферополе (архитектор А. Душкин), Набережная реки Салгир в городе Симферополе (архитектор А. Полегенький) и др.
С Крымом связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: В. Вернадского, И. Курчатова, К. Щелкина, И. Айвазовского, М. Волошина, И. Гаспринского, А. Пушкина, Л. Толстого и др.
Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На небольшой территории Крымского полуострова находятся два города-героя, Керчь и Севастополь. Крым явилмиру высокие образцы патриотизма личного (Даша Севастопольская, Володя Дубинин, Амет-Хан Султан и мн. др.) и массового (участники обороны Севастополя в Крымской войне и двухсотпятидесятидневной обороны этого города в Великой Отечественной войне, участники Эльтигенского десанта, защитники Ишуньских позиций, участники штурма Перекопа, отважные крымские партизаны и подпольщики).
Крым располагает уникальными природными ресурсами. Полуостров омывается двумя морями, часть его находится в субтропической зоне. Ландшафты Крыма исключительно разнообразны.
Традиционными отраслями экономики Крыма являются садоводство, виноградарство, виноделие, рыболовство, однако в настоящее время они переживают кризис. Для возрождения этих отраслей необходимы квалифицированные кадры.
Содержанием воспитания по данному направлению является привитие любви к «малой родине» — Крыму, являющемуся неотъемлемой частью «большой родины» — России; изучение исторического и культурного наследия народов, населяющих полуостров; воспитание уважения к Конституции и символике России, Конституции и символам Республики Крым; овладение государственным , родным языками; ориентация молодежи на профессии, необходимые для развития экономики Крыма (специалисты курортного строительства, сервиса, торговли, рыболовецкого хозяйства, виноградарства, виноделия, садоводства, цветоводства). 4.2. Воспитание толерантности
Территория Крыма является геополитическим перекрестком эпох и народов, одним из уникальных полиэтнических регионов . Состав населения Крыма в настоящее время — это 130 национальностей и 47 конфессий. Крым является примером многовекового мирного добрососедства разных национальностей и вероисповеданий.
Ежегодно Крым посещают до 5 миллионов отдыхающих и туристов, что создает специфические условия социализации молодежи в курортных зонах.
Содержание направления — признание права на самобытность и развитие каждого народа и каждого человека как фактора взаимного обогащения всех культур; воспитание терпимости и уважения к людям всех национальностей и конфессий; формирование умений, составляющих поведенческую культуру мира; воспитание гостеприимства по отношению к людям, приезжающим в Крым на отдых и лечение.
4.3. Формирование личности, устойчивой в окружающем мире
Социально-экономические изменения в жизни Республики Крым в частности требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире.
Содержание этой работы составляют воспитание бережного и заботливого отношения ребенка к собственному здоровью как наивысшей человеческой ценности, основному условию реализации потенциальных возможностей личности гражданина России; создание у школьников устойчивых мотивационных установок на здоровый образ жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления здоровья как важного компонента общечеловеческой культуры и формирования личности; ознакомление с основными принципами и методами профилактики наиболее распространенных инфекционных и соматических заболеваний, несчастных случаев, отравлений и дорожно-транспортного травматизма; привитие навыков отказа от первичного употребления психоактивных веществ, профилактики химической зависимости, СПИДа, заболеваний, передающихся половым путем, сохранения репродуктивного здоровья; ознакомление учащихся с возможностями служб профилактики и охраны здоровья и медико-генетических консультаций.
Формирование у детей и подростков умения адекватно оценивать свои возможности и рационально их использовать; умения управлять собой, определять допустимые границы риска, разумно вести себя в типичных опасных ситуациях и стереотипно закреплять их на длительное время; способности действовать в непредвиденных ситуациях, различать социально приемлемое и социально неприемлемое поведение; развитие критического отношения к социальному окружению, активного противостояния негативному внешнему воздействию; приобретение позитивного опыта общения внутри и вне школы; целесообразного использования свободного времени; формирование позитивной «Я-концепции»; овладение навыками самопознания, самосовершенствования; формирование умения использовать знания по вопросам правовой защиты личности; предупреждение вовлечения школьников в нетрадиционные вероучения и тоталитарные секты.
Формирование навыков бережного отношения, охраны уникального биоразнообразия Крыма и продуктивного взаимодействия с окружающей природой; ознакомление школьников с рекреационным потенциалом Крыма, возможностями организации туризма, отдыха и оздоровления.
V. Выбор форм и методов реализации концепции
Формы и методы реализации концепции (приоритетных направлений воспитательной работы) избираются в зависимости от возрастных и психофизических особенностей детей и подростков, статуса учебного заведения, основных целей и задач его деятельности и с учетом следующих подходов к реализации концепции:
v деятельностный подход, в соответствии с которым реализация концепции обеспечивается целенаправленной активной социально полезной деятельностью каждого участника учебно-воспитательного процесса;
v конкретно-исторический подход, предусматривающий реализацию концепции с учетом конкретной ситуации, специфики и возможности каждого региона, населенного пункта, учебного заведения;
v системный подход, предусматривающий реализацию концепции как многоуровневый взаимосвязанный процесс воспитания во всех учебных заведениях, на всех этапах учебно-воспитательной работы;
v духовно-содержательный подход, предусматривающий в ходе реализации концепции использование всего духовно-нравственного и культурно-исторического потенциала крымского общества;
v личностно-ориентированный подход, направленный на активизацию позитивных качеств всех участников учебно-воспитательного процесса, ориентированный на высокий уровень индивидуальной работы и обеспечивающий формирование ценностей в иерархии « человек—народ—государство ».
VI. Ожидаемые результаты реализации концепции
v позитивные тенденции в ученической и молодежной среде, снижение показателей различных негативных тенденций;
v стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных смотров, секций, соревнований;
v рост органов ученического самоуправления и молодежных общественных организаций, усиление их роли в жизни молодежи;
v активизация работы с интеллектуально, художественно и социально одаренными детьми;
v увеличение числа участников мероприятий и акций мультинационального характер
v рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера;
v усиление взаимодействия учебных заведений с учреждениями культуры, искусства, вузами, средствами массовой информации;
активизация взаимодействия с семьей, усиление влияния родительской общественности на воспитательную работу в учебных заведениях
19.Основные задачи образовательной политики государства на современном этапе.
ОБРАЗОВАНИЕ — процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, навыков, умений. Существенным условием успеха образования является самообразование. Психологияобразования и самообразования изучает проблемы оптимизации их содержания, средств и методов в интересах эффективного формирования личности, подготовки ее к профессиональному труду, а также психологические условия успешного обучения и воспитания с учетом профиля учебного заведения. Различают общее и специальное образование. Общее образование (начальное и среднее) вооружает знаниями, умениями, навыками, необходимыми каждому человеку в трудовой деятельности, повседневной жизни. Специальное образование вооружает знаниями, навыками, умениями, необходимыми для работника определенной области труда. В единстве общее образование и специальноеобразование играют большую роль в развитии личности, подготовке ее к жизни.
В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Другими словами образование всегда играло, играет и, конечно, будет играть ключевую роль в развитии и даже в сохранении человечества как такового.
Отметим, что важнейшей задачей образовательной политики на современном этапе является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, гуманизации общества, роста культуры, это важная составляющая политики государства, повышения темпов социально-экономического и научно-технического развития. Образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
Обучение подрастающего поколения известно, как уже научно доказано, у различных видов животных, но лишь у человека такое обучение становится систематическим процессом, заботу о котором проявляет всё сообщество. Причём такое обучение в сочетании с воспитанием осуществляется специализированными усилиями, а разделение труда в этой сфере происходит на ранних стадиях развития человеческого опыта. Уже в условиях первобытнообщинного строя, как показывают этнографические и исторические исследования, практически у всех народов обучением детей занимаются назначенные для этого лица. У некоторых народов в целях обучения дети (чаще всего мальчики) с определённого возраста поселяются отдельно от родителей и занимаются исключительно учёбой. Во все эпохи та или иная часть населения (временами эта часть сокращалась, временами увеличивалась) имела и имеет доступ к образованию, но без системы образования человечество никогда не обходилось. Собственно, благодаря образованию в широком смысле и системе образования в более узком и происходило развитие цивилизации. Образование всегда сочетало обучение знаниям, умению, навыкам с воспитанием, т. е. готовило человека, прежде всего детей и молодёжь, к различным видам деятельности, способствуя при этом их социализации. В то же время в любую эпоху передовое образование создавало и создаёт наилучшие условия для поступательного развития общества.1
Термин «образовательная политика» достаточно широко применяется в различных документах и материалах, обозначая главным образом основные направления деятельности государства по решению наиболее важных задач и проблем, стоящих перед системой образования. В то же время в научных исследованиях отсутствует четкое понимание теоретико-методологических основ образовательной политики.
Образовательная политика включает три важнейших элемента. Во-первых, нормативно-правовую политику, как установку границ поведения субъектов образовательного процесса, компетенции. Во-вторых, культурно-идеологическую политику, т.е. ориентации общественного сознания, влияющие на выбор решения. В-третьих, финансовую политику – распределение и использование средств.
Исследователи на сегодняшний день выделяют две тенденции в осуществлении образовательной политики:
· англо-американская ориентация, рассматривающая образование как личное дело каждого человека; система образования представляет собой индустрию образовательных услуг;
· германско-русская ориентация, основанная на государственной ответственности за образование: доступность образования всем слоям населения.2
Управление системой образования согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об образовании» призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. В этой связи «управление системой образования можно определить как специальную деятельность, в которой ее субъекты посредством решения управленческих задач обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем (органов управления и образовательных учреждений) по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.
Обеспечение управления системой образования должно выстраиваться с учетом общих принципов педагогического управления, прописанных в законодательных актах Российской Федерации:
· принцип научности, предполагающий ориентацию на достижения науки и практики, учет законов и закономерностей, которые независимо от субъекта проявляются и действуют в объектах управления;
· принцип гуманизации, проявляющийся в создании благоприятных условий для развития личности педагогов и учащихся, удовлетворения их потребностей;
· принцип демократизации, заключающийся в том, что в решении управленческих задач участвуют все заинтересованные органы и лица, существует возможность выбора решения;
· принцип оптимальности и эффективности, выражающийся в соотношении затрат сил, ресурсов, времени и полученного результата;
· принцип прогностичности управления, проявляющийся в ориентированности на «потребное будущее» внешней и внутренней среды образовательной системы;
· принцип непрерывности, основанный на постоянном изучении состояния образовательного процесса, анализе факторов и условий, влияющих на его качество;
· принцип обратной связи, заключающейся в регулярном получении системой управления информации об эффективности управленческих действий и о наличии либо отсутствии запланированного результата;
· принцип главного звена, обусловленного выбором ведущих направлений деятельности, предполагающий выявление главных задач и эффективных способов их реализации;
· принцип компетенции, основанный на овладении коллективом учреждения технологией управления;
· принцип системности управления предполагает необходимость охвата процессом управления всей совокупности (объектов и субъектов) целостной системы образования.3
Согласно «Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» приоритетными направлениями в образовательной сфере были провозглашены приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. На всех уровнях образования внедряются образовательные стандарты с целью обеспечения компетентностного подхода и взаимосвязи фундаментальных знаний и практических умений, что, в свою очередь, должно отразиться на системе аттестации работников образовательной сферы, а также на введении нормативно-подушевого механизма оплаты образовательных услуг и механизмов оценки качества и востребованности данных услуг потребителями.4
Одной из главных целей российского высшего профессионального образования является подготовка выпускников, конкурентоспособных на рынке профессий и труда. По мнению бывшего министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, только 15-20% отечественных высших учебных заведений способны конкурировать с лучшими зарубежными вузами.
Для достижения этой цели необходимо решение в первую очередь следующих приоритетных, взаимосвязанных задач:
· обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
· достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
· формирование в системе образования эффективных нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования ресурсов;
· повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
· развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Российской системе образования необходимы широкая поддержка проводимой образовательной политики со стороны общественности, восстановление ответственной и активной роли государства в этой сфере. Все это позволит российскому образованию достойно конкурировать с системами образования передовых стран мира.
26. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач. Первая – обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями, включая: расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, модернизация системы образовательных стандартов общего и профессионального образования с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;
Вторая – создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики: обеспечение полномасштабного перехода к уровневому высшему образованию, включая предоставление части программ среднего профессионального образования статуса бакалавриата; предоставление на конкурсной основе поддержки университетам, реализующим во взаимодействии с наукой и бизнесом инновационные программы развития, включая поэтапное формирование научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов;
Третья – обеспечение доступности качественного образования вне зависимости от доходов и местожительства, формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью:
реформирование системы стипендиального обеспечения студентов (существенное увеличение их размера при повышении адресности их предоставления); обеспечение университетов общежитиями и помещениями для внеаудиторных занятий, отве чающих современных требованиям в рамках реализации проектов, финансируемых на конкурсной основе;
развитие механизмов государственной поддержки образовательного кредитования;
Четвертая– создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации и присвоения профессиональных квалификаций; систематизация и обобщение требований к работникам всех квалификационных уровней, установленных в Российской Федерации в единой национальной квалификационной рамке;