Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося

1.Общие сведения об учащемся:

- Ф. И. О., возраст;

- место обучения, профессия, специальность;

- состояние здоровья;

- состав семьи, социальное положение семьи, родители, жилищные и материальные условия, взаимоотношения в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

Методы: изучение документов, беседа, наблюдение.

2. Направленность личности учащегося:

- интересы учащегося вне учебного заведения: посещение театров, музеев, выставок, спортивных секций и т. д.;

- ценностные ориентации (духовное удовлетворение, материальное благополучие, социальные контакты, собственная индивидуальность, престиж, достижения, саморазвитие, обучение и образование, профессиональная жизнь, семья, увлечения, общественная жизнь);

- независимость, самостоятельность и активность в достижении своих целей (локус контроля);

- профессиональная направленность: уровень сформированности профессиональной направленности; мотивы выбора профессии (самостоятельное решение, советы друзей, родственников, родителей, нежелание учиться в общеобразовательной школе и т. д.), отношение родителей к избранной учащимся профессии; склонности, интересы, их структура, мотивы, предпочтения, профессиональный тип личности;

- самооценка, уровень притязаний.

Методы: беседа, тестирование.

3. Индивидуальная культура учащегося (опыт):

- уровень сформированности профессиональных умений и навыков, наличие развития разносторонних умений и навыков;

- успеваемость по различным предметам;

- отношение к учёбе: дисциплинированность, отношение к различным предметам; систематичность, добросовестность, аккуратность выполнения домашних заданий.

Методы: беседа, наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Характеристика психических процессов учащегося:

- внимание — свойства: объём, распределяемость, переключаемость, избирательность, устойчивость, сосредоточенность (концентрация);

- память — преобладающий вид: образная, словесно-логическая, эмоциональная, двигательная; механическая, смысловая; характеристики продуктивности: объём, точность, скорость запоминания, длительность сохранения информации, лабильность, помехоустойчивость;

- мышление — особенности мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, абстрагирование, конкретизация; преобладающий вид: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое; репродуктивное, продуктивное; особенности: аналитичность, рефлексивность, критичность, самостоятельность, гибкость, подвижность, активность;

- воля — выраженность и генерализованность волевых качеств личности: сила, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание, решительность, настойчивость;

- эмоции — преобладающий фон настроения, эмоциональная сдержанность, тревожность (ситуативная, личностная) и т. д.;

- воображение — яркость представлений, пространственные представления.

Методы: тестирование, эксперимент, наблюдение.

5. Особенности темперамента, характера, способностей учащегося:

- темперамент (экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций, активность; уравновешенность, сила нервной системы; тревожность), сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов).

- характер (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие), акцентуации характера.

- способности (интеллектуальные, творческие).

Методы: тестирование, наблюдение.

6. Учащийся в структуре межличностных отношений:

- особенности восприятия группы (индивидуалистический, коллективистический, прагматический);

- ориентация на задачу, на взаимоотношения в группе, на себя;

- особенности поведения в конфликтных ситуациях;

- положение учащегося в группе, его социометрический статус;

- способность к эмпатии;

- уровень агрессивности;

- коммуникативные и организаторские склонности;

- характер взаимоотношений с окружающими: с родителями, преподавателями, друзьями;

- участие в общественной жизни коллектива: отношение к общественным поручениям, качество их выполнения, активность и самостоятельность учащегося в коллективной деятельности;

Методы: тестирование, беседа, наблюдение.

7. Общие выводы и рекомендации по работе с учащимся:

- какие особенности личности учащегося можно охарактеризовать как сильные, а какие требуют коррекционного воздействия;

- насколько соответствуют профессиональные интересы и склонности учащегося выбранной профессиональной деятельности;

- какие свойства личности учащегося способствуют построению положительных межличностных отношений в группе, развитию каких следует воспрепятствовать;

- на какие сильные стороны личности учащегося следует опираться при организации учебной деятельности, какие затрудняют процесс обучения;

- какие характеристики познавательных процессов требуют развивающего воздействия.

Примечание: при составлении психолого-педагогической характеристики учащегося следует использовать не менее двух психодиагностических методик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Наши рекомендации