Цель воспитания в современных педагогических учениях Запада
Со времен эпохи Возрождения и даже античной древности (Платон, Аристотель) развиваются педагогические теории, отличающиеся от рассмотренной выше своей практической направленностью в понимании ведущих целей воспитания. Наиболее завершенный вид они получили в наше время. Среди выдвигаемых в этих теориях целей можно выделить следующие:
Воспитание гражданина. Целью воспитания должно быть формирование чувства гражданской ответственности, уважения к закону. Результатом воспитания является освоение воспитанниками принципов демократии, понимание и реализация прав и обязанностей гражданина.
Воспитание с целью самореализации личности. Эта цель ставится в качестве противовеса политике стандартизации личности, усреднения мышления и поведения, подавления индивидуальности. Каждый человек должен развиваться как неповторимая личность, индивидуальное должно преобладать в нем над общественным, гражданским. Поэтому целью воспитания должно быть создание условий для реализации природных задатков воспитанника, развития его индивидуальности.
Воспитание гуманистическое. Воспитание должно преследовать цель формирования и развития гуманистических начал у человека, способности понимать себя и других людей, устанавливать контакты с другими людьми. Не конфронтация, не конфликты, а сознательное партнерство - вот что должно быть ориентиром для воспитателей и воспитанников в воспитании.
Воспитание с целью обеспечения выживания. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы) ставит человека в исключительные условия, когда в результате деятельности людей их жизнь на Земле может стать невозможной. В этих условиях целью воспитания должно быть объединение всех людей для защиты жизни на Земле, подготовка каждого человека к пониманию целей деятельности других, к сотрудничеству с ними, взаимопониманию во имя общей цели - сохранения жизни на Земле.
В главе I упоминалось о том, что К.Д. Ушинский считал целью воспитания подготовку к труду, в котором человек обретет счастье. В начале XX в. в российской педагогике популярной была идея воспитания с целью подготовки к служению истине, добру и красоте. Есть и другие цели.
Нужно ли учитывать эти и другие разнообразные цели? Какую из них следует избрать в качестве ориентира в практической деятельности?
В ответе на первый вопрос следует подчеркнуть, что каждая из указанных целей имеет достаточно глубокое обоснование. Для определенных условий или в качестве составной части общего идеала та или иная цель, безусловно, актуальна. Это относится к целям и воспитания гражданина, и воспитания для выживания, и подготовки к труду как источнику и основе счастья, ко всем другим. Поскольку же под условиями для воспитания мы понимаем и особенности воспитанника (т.е. сочетание внешних условий и внутренних, индивидуальных особенностей восприятия индивидом этих внешних условий), то, естественно, знание различных подходов к формированию общей цели воспитания имеет для воспитателя большое практическое значение.
Отвечая на второй вопрос, отметим: из всех названных целей наиболее полно интересам человека и общества отвечает цель всестороннего и гармоничного развития личности. Обусловлено это как вышеназванными причинами, так и тем, что она является условием для реализации всех остальных целей воспитания: всесторонне развитый человек в наибольшей мере отвечает требованиям к нему как к гражданину, он быстрее и лучше найдет себе любимую работу для личного счастья, будет подготовлен к выживанию в самых экстремальных условиях и т.д. Именно поэтому во всех развитых странах сейчас неуклонно растет уровень общего среднего образования, которое получают до 90-98% молодых людей в течение 10-12 и более лет ученической (школьной) жизни. В содержание их общего образования включается все больший объем знаний о природе и обществе и, что не менее важно, умений и навыков применения знаний, общения с людьми других национальностей, религиозных верований и убеждений.