ППФП специалиста в свободное время
Эти самодеятельные занятия не имеют принципиального отличия от аналогичных занятий в рабочее время. Как правило, в этих коллективных (секция ППФП) или индивидуальных самостоятельных занятиях более ярко проявляется личная заинтересованность каждого занимающегося в повышении или поддержании своей специальной психофизической подготовленности. Очень часто стимулом к таким занятиям может быть не только качественное выполнение своих профессиональных функций, но и стремление через повышение личной профессионально-прикладной физической подготовленности занять на конкурсной основе интересующую его должность или отдельные поручения на выполнение интересного для него вида профессиональной деятельности. Такая ситуация чаще всего возникает у профессионалов, связанных с экспедиционными видами работ.
11.6. Дополнительные средства повышения
работоспособности
К дополнительным средствам относятся не только гантели, скакалки, набивные мячи, гимнастические стенки, но и различные тренажеры («бегущая дорожка», «велотренажер» и многие другие развивающие выносливость, силу, быстроту, подвижность суставов. Применение тренажеров повышает интенсивность занятий благодаря дополнительным нагрузкам, избирательному воздействию на отдельные функциональные системы, мышечные группы. Тренажеры позволяют строго дифференцировать физическую нагрузку. В настоящее время используются тренажеры с обратной информационной связью, позволяющие регулировать нагрузку в зависимости от реакции организма. Для восстановительных процедур применяются различные массажеры.
Физические упражнения могут сочетаться или последовательно применяться с водно-тепловыми процедурами, способствующими расслаблению, восстановлению работоспособности (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и другими вариантами водных потоков; подводный массаж, русские бани и сауны). С этой же целью используются музыкальное сопровождение физических упражнений и восстановительных процедур, комнаты психологической разгрузки со специальными креслами для релаксации и видео- и аудиоэффектами. В помещении психологической разгрузки через средства аэрации воздуха могут поступать запахи цветов, хвойного леса, травы, скошенного сена, что также положительно влияет на процесс восстановления после профессионального труда.
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической культуры
Статистически доказано, что здоровый, физически подготовленный человек меньше подвержен случайным и профессиональным травмам в силу хорошей реакции, достаточных скоростно-силовых возможностей. У него более высокая устойчивость против заболеваний, проникающей радиации.
Основная задача физических упражнений профилактической направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда. К ним относятся: перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде; гипокинезия — ограничение количества и объема движений; монотония. Связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме увеличивается вероятность травматизма), рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).
Чтобы снизить эти неблагоприятные воздействия, в свободное время проводится так называемая профилактическая гимнастика. Это комплекс упражнений, подобранных для профилактики неблагоприятных влияний в процессе труда и снижения профессионального травматизма. Количество упражнений, темп их выполнения, продолжительность комплекса в каждом отдельном случае различные.
Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.
В качестве примера приводим упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:
1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).
2. То же в сочетании с движениями рук.
3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).
4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).
5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).
6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).
7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.
11.8. Влияние индивидуальных особенностей,
географо-климатических факторов на
содержание производственной физической
культуры специалистов
На содержание производственной физической культуры как в рабочее, так и в свободное время оказывают влияние индивидуальные особенности человека. При выборе форм и при упражнениях ПФК учитывают половые отличия занимающихся.
Так, например, при продолжительной работе в положении сидя у женщин чаще, чем у мужчин возникают и в большей степени проявляются неблагоприятные последствия застойных явлений в области малого таза. При выполнении работы преимущественно в положении стоя у женщин чаще бывают осложнения, связанные с нарушением венозного кровообращения в нижних конечностях. Предрасположенность к таким нарушениям может носить наследственный характер. Все это должно учитываться как при определении, например, количества физкультминуток в течение рабочего дня, так и при подборе специальных упражнений.
Возрастные отличия обычно влияют на продолжительность физкультурных пауз, интенсивность выполнения комплекса отдельных упражнений. Общая физическая нагрузка в утренней гигиенической или специализированной гимнастике по-разному переносится «совами» и «жаворонками», поэтому важно учитывать индивидуальные различия в переносимости физической нагрузки различными людьми в разное время суток.
Географо-климатические условия также могут оказывать свое влияние на содержание ПФК. Например, длинная полярная ночь и длинный полярный день на Севере вносят определенный дисбаланс в нормальное функционирование организма, нарушая его естественный биологический ритм.
На подбор упражнений ПФК влияют также температурные и климатические особенности времен года в тех или иных регионах.
11.9. Роль личности руководителя во внедрении
физической культуры в
производственный коллектив
Специалисты высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, как правило, становятся руководителями производственного, творческого, управленческого или другого коллектива. От того, насколько сам руководитель осознает роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива, во многом зависит степень ее внедрения. Проблема использования различных форм ПФК не простая, так как часто вступает в противоречия с общими экономическими показателями. При решении вопросов производственной физической культуры руководителю коллектива приходится анализировать плюсы и минусы ее внедрения, сопоставляя гуманистические аспекты этих мероприятий с экономическими возможностями производства, организации.
Однако в любом случае принятие решения во многом зависит от того, насколько сам руководитель понимает суть и значимость воздействия производственной физической культуры на работающего человека, на его здоровье и дееспособность. И здесь важна не только теоретическая подготовка, но и личный практический опыт.
Контрольные вопросы
1. Производственная физическая культура, ее цели и задачи.
2. Методические основы производственной физической культуры.
3. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.
4. Производственная физическая культура в рабочее время.
5. Вводная гимнастика.
6. Физкультурная пауза.
7. Физкультурная минутка.
8. Микропауза активного отдыха.
9. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.
10. Физическая культура и спорт в свободное время.
11. Утренняя гигиеническая гимнастика.
12. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.
13. Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв.
14. Попутная тренировка.
15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.
16. Дополнительные средства повышения работоспособности.
17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
18. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов.
19. Роль личности руководителя во внедрении физкультуры в производственный коллектив.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................................. 2
Глава 1 2
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ2
И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ....................... 2
1.1. Физическая культура и спорт как 2
социальные феномены.................................................................................. 2
1.1.1.Физическая культура — часть общечеловеческой2культуры........ 2
1.1.2. Спорт — явление культурной жизни....................................................................... 2
1.1.3. Компоненты физической культуры........................................................................... 2
1.2. Физическая культура в 2
структуре профессионального образования.............................................. 2
1.2.1. Физическая культура студента....................................................................................... 2
1.2.2. Физическая культура и спорт как средства сохранения
и укрепления здоровья студентов, их физического и
спортивного совершенствования.................................................................................................. 2
1.2.3. Профессиональная направленность
физического воспитания......................................................................................................................... 2
1.2.4. Организационно-правовые основы физической
культуры и спорта........................................................................................................................................ 2
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении.............. 2
1.3.1. Гуманитарная значимость физической культуры...................................... 2
1.3.2. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической культуре............................................................................................................................. 2
1.3.3. Основы организации физического воспитания в вузе........................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 2. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ............................................................................................................................. 2
Часть первая................................................................................................. 2
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся
и саморегулирующаяся биологическая система......................................... 2
2.2. Анатомо-морфологические особенности и
основные физиологические функции организма........................................ 2
2.3. Функциональные системы организма.................................................. 2
2.3.1. Костная система и ее функции......................................................................................... 2
2.3.2. Мышечная система и ее функции
(строение, физиология и биохимия мышечных
сокращений, общий обзор скелетной мускулатуры).............................................. 2
2.3.3. Физиологические системы организма..................................................................... 2
2.4. Внешняя среда и ее воздействие на
организм и жизнедеятельность человека.................................................... 2
2.5. Функциональная активность человека и
взаимосвязь физической и умственной деятельности................................. 2
2.6. Утомление при физической и умственной работе............................... 2
2.7. Биологические ритмы и работоспособность........................................ 2
2.8. Гипокинезия и гиподинамия................................................................. 2
2.9. Средства физической культуры, обеспечивающие
устойчивость к умственной и физической работоспособности.................. 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Часть вторая................................................................................................. 2
2.10. Физиологические механизмы и закономерности
совершенствования отдельных систем организма под
воздействием направленной физической тренировки................................ 2
2.10.1. Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы........................................................................................................................................................................ 2
2.10.2. Обмен веществ и энергии................................................................................................... 2
2.11. Органы пищеварения и выделения.................................................... 2
2.12. Железы внутренней секреции............................................................. 2
2.13. Сенсорные системы............................................................................. 2
2.14. Регуляция деятельности организма в различных условиях....... 2
2.14.1. Особенности функционирования центральной
нервной системы.............................................................................................................................................. 2
2.14.2. Рефлекторная природа двигательной
деятельности. Формирование двигательного навыка............................................. 2
2.14.3. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды......................... 2
2.14.4. Краткая характеристика физиологических состояний организма при занятиях физическими упражнениями и спортом....................................................... 2
2.14.5. Адаптация к нарушению биологических ритмов................................... 2
2.14.6. Внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса. Его сосредоточение и переключение................................................................. 2
2.14.7. Работа в замкнутом пространстве........................................................................... 2
2.14.8. Устойчивость к резко меняющимся погодным условиям и микроклимату............................................................................................................................................................................................ 2
2.14.9. Устойчивость к вибрации, укачиванию, невесомости........................ 2
2.14.10. Повышение устойчивости организма к воздействию проникающей радиации.................................................................................................................................................................. 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 3. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
СТУДЕНТА. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ.................................................................... 2
3.1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии............................... 2
3.2. Функциональное проявление здоровья в
различных сферах жизнедеятельности....................................................... 2
3.3. Образ жизни студентов и его влияние на здоровье............................. 2
3.4. Здоровый образ жизни студента.......................................................... 2
3.5. Влияние окружающей среды на здоровье........................................... 2
3.6. Наследственность и ее влияние на здоровье........................................ 2
3.7. Здоровье в иерархии потребностей и
ценностей культурного человека................................................................. 2
3.8. Направленность поведения человека
на обеспечение собственного здоровья, его самооценка............................ 2
3.9. Ценностные ориентации студентов на здоровый
образ жизни и их отражение в жизнедеятельности.................................... 2
3.10. Содержательные характеристики
составляющих здорового образа жизни..................................................... 2
3.10.1. Режим труда и отдыха.......................................................................................................... 2
3.10.2. Организация сна.......................................................................................................................... 2
3.10.3. Организация режима питания...................................................................................... 2
3.10.4. Организация двигательной активности.............................................................. 2
3.10.5. Личная гигиена и закаливание..................................................................................... 2
3.10.6. Профилактика вредных привычек.......................................................................... 2
3.10.7. Культура межличностного общения..................................................................... 2
3.10.8. Психофизическая регуляция организма........................................................... 2
3.10.9. Культура сексуального поведения.......................................................................... 2
3.10.10. Критерии эффективности использования здорового образа жизни 2
3.11. Физическое самовоспитание и
самосовершенствование — условие здорового образа жизни..................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 4. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ................. 2
4.1. Объективные и субъективные факторы
обучения и реакция на них организма студентов....................................... 2
4.2. Изменение состояния организма студента под
влиянием различных режимов и условий обучения.................................. 2
4.3. Работоспособность и влияние на нее
различных факторов.................................................................................... 2
4.4. Влияние на работоспособность периодичности
ритмических процессов в организме........................................................... 2
4.5. Общие закономерности изменения
работоспособности студентов в процессе обучения................................... 2
4.6. Типы изменений умственной работоспособности студентов.............. 2
4.7. Состояние и работоспособность студентов
в экзаменационный период.......................................................................... 2
4.8. Средства физической культуры в регулировании
психоэмоционального и функционального
состояния студентов в экзаменационный период....................................... 2
4.9. Использование «малых форм» физической
культуры в режиме учебного труда студентов.......................................... 2
4.10. Работоспособность студентов в условиях
оздоровительно-спортивного лагеря.......................................................... 2
4.11. Особенности проведения учебных занятий
по физическому воспитанию для повышения
работоспособности студентов..................................................................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 5. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ, СПЕЦИАЛЬНАЯ И СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.............................................. 2
Часть первая................................................................................................. 2
5.1. Методические принципы физического воспитания............................. 2
5.2. Средства и методы физического воспитания....................................... 2
5.2.1. Средства физического воспитания.............................................................................. 2
5.2.2. Методы физического воспитания...................................................... 2
5.3. Основы обучения движениям. Этапы обучения движениям............... 2
5.4. Воспитание физических качеств........................................................... 2
5.5. Формирование психических качеств, черт,
свойств личности в процессе физического воспитания.............................. 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Часть вторая................................................................................................. 2
5.6. Общая физическая подготовка............................................................. 2
5.7. Специальная физическая подготовка................................................... 2
5.7.1. Спортивная подготовка.......................................................................................................... 2
5.7.2. Профессионально-прикладная физическая подготовка как разновидность специальной физической подготовки....................................................................................... 2
5.8. Интенсивность физических нагрузок................................................... 2
5.9. Энергозатраты при физических нагрузках разной интенсивности.... 2
5.10. Значение мышечной релаксации (расслабления................................ 2
5.11. Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 2
5.12. Формы занятий физическими упражнениями.................................... 2
5.13. Построение и структура учебно-тренировочного занятия............... 2
5.14. Общая и моторная плотность занятия............................................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 6. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ............................................................. 2
6.1. Мотивация и целенаправленность
самостоятельных занятий............................................................................ 2
6.1.1. Оптимальная двигательная активность
и ее воздействие на здоровье и работоспособность................................................. 2
6.1.2. Формирование мотивов и организация
самостоятельных занятий физическими упражнениями...................................... 2
6.2. Формы и содержание самостоятельных занятий................................. 2
6.2.1. Формы самостоятельных занятий............................................................................... 2
6.2.2. Содержание самостоятельных занятий.................................................................. 2
6.2.3. Возрастные особенности содержания занятий.
Особенности занятий для женщин............................................................................................... 2
6.2.4. Особенности самостоятельных занятий для женщин............................. 2
6.3. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями
различной направленности.......................................................................... 2
6.3.1. Планирование объема и интенсивности физических
упражнений с учетом умственной учебной нагрузки.
Расчет часов самостоятельных занятий................................................................................. 2
6.3.2. Управление самостоятельными занятиями. Определение цели. Учет индивидуальных особенностей и проделанной работы. Корректировка тренировочных планов............................................................................................................................ 2
6.4. Граница интенсивности физической нагрузки для лиц студенческого возраста. Взаимосвязь между интенсивностью занятий
и ЧСС. Признаки чрезмерной нагрузки..................................................... 2
6.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной
нагрузки для лиц студенческого возраста.................................................. 2
6.6. Энергозатраты при физической нагрузке
разной интенсивности.................................................................................. 2
6.7. Гигиена самостоятельных занятий....................................................... 2
6.7.1. Гигиена питания, питьевого режима,
уход за кожей. Закаливание................................................................................................................ 2
6.7.2. Гигиенические требования при проведении
занятий: места занятий, одежда, обувь................................................................................... 2
6.8. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Профилактика травматизма........................................................................ 2
6.9. Участие в соревнованиях в процессе
самостоятельных занятий............................................................................ 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ..................................................................... 2
7.1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное
отличие от других видов занятий физическими упражнениями................ 2
7.2. Массовый спорт. Спорт высших достижений...................................... 2
7.3. Единая спортивная классификация. Национальные виды спорта в
спортивной классификации.......................................................................... 2
7.4. Студенческий спорт. Его организационные особенности................... 2
7.4.1. Спорт в высшем учебном заведении........................................................................ 2
7.4.2. Спорт в свободное время студентов. Разновидности
занятий и их организационная основа.................................................................................... 2
7.5. Студенческие спортивные соревнования............................................. 2
7.5.1. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки и контроля их эффективности.................................................................................................................................................... 2
7.5.2. Система студенческих спортивных соревнований..................................... 2
7.6. Студенческие спортивные организации............................................... 2
7.7. Нетрадиционные системы физических упражнений............................ 2
7.8. Обоснование индивидуального выбора видов
спорта или систем физических упражнений............................................... 2
7.8.1. Мотивационные варианты и обоснование
индивидуального выбора студентов......................................................................................... 2
7.8.2. Краткая психофизическая характеристика основных групп видов спорта и современных систем физических упражнений................................................................ 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ................................................ 2
8.1. Историческая справка........................................................................... 2
8.2. Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и
психические качества................................................................................... 2
8.3. Модельные характеристики спортсмена высокого класса.................. 2
8.4. Планирование тренировки в избранном виде
спорта или системе физических упражнений.............................................. 2
8.4.1. Перспективное планирование многолетней подготовки..................... 2
8.4.2. Годичное планирование......................................................................................................... 2
8.4.3. Текущее и оперативное планирование................................................................... 2
8.5. Пути достижения физической, технической,
тактической и психической подготовленности........................................... 2
8.6. Виды и методы контроля за эффективностью
тренировочных занятий............................................................................... 2
8.7. Специальные зачетные требования и нормативы
по годам (семестрам) обучения студентов.................................................. 2
8.8. Календарь студенческих внутривузовских и
вневузовских соревнований......................................................................... 2
8.9. Требования спортивной классификации и правил соревнований по избранному виду спорта....................................................................................................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 9. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ................................. 2
9.1. Диагностика и самодиагностика организма при
регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом................. 2
9.2. Виды диагностики, ее цели и задачи.................................................... 2
9.3. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями и спортом, его содержание и периодичность........................ 2
9.4. Методы стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности............................................................................................. 2
9.5. Педагогический контроль. Содержание, виды
педагогического контроля........................................................................... 2
9.6. Врачебно-педагогический контроль, его содержание......................... 2
9.7. Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования.................. 2
9.8. Дневник самоконтроля.......................................................................... 2
9.9. Субъективные и объективные показатели самоконтроля.................... 2
9.10. Методика определения нагрузки по показаниям пульса, жизненной емкости легких и частоте дыхания................................................................................ 2
9.11. Методика определения тяжести нагрузки по
изменениям массы тела и динамометрии.................................................... 2
9.12. Оценка функциональной подготовленности
по задержке дыхания на вдохе и выдохе.................................................... 2
9.13. Методика оценки состояния центральной
нервной системы по пульсу и кожно-сосудистой реакции........................ 2
9.14. Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу)...................................................................... 2
9.15. Методика оценки быстроты и гибкости............................................. 2
9.16. Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям................. 2
9.17. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями по результатам самоконтроля............................................................................. 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 10. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ............................................ 2
Часть первая................................................................................................. 2
10.1. Общие положения профессионально-прикладной
физической подготовки студентов............................................................... 2
10.1.1. Краткая историческая справка
о направленном использовании физическихупражнений для подготовки к труду............................................................................................................................................................................................ 2
10.1.2.Личная и социально-экономическая необходимость
специальной психофизической подготовки человека
к труду в современных условиях.................................................................................................. 2
10.1.3. Определение понятия ППФП, ее цель и задачи........................................ 2
10.1.4. Место ППФП в системе физического воспитания студентов...... 2
10.1.5. Основные факторы, определяющие содержание ППФП................ 2
10.1.6. Дополнительные факторы, определяющие содержание ППФП 2
10.1.7. Методика подбора средств ППФП студентов............................................. 2
10.1.8. Организация и формы ППФП в вузе.................................................................... 2
10.1.9. Система контроля ППФП студентов............................................... 2
Часть вторая................................................................................................. 2
10.2. Методические указания по изложению лекционного материала по ППФП студентам отдельного факультета................................................................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2
Глава 11. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА.................................................................... 2
11.1. Производственная физическая культура, ее цель и задачи ............. 2
11.2. Методические основы производственной
физической культуры................................................................................................................................ 2
11.3. Влияние условий труда и быта специалиста на
выбор форм, методов и средств ПФК......................................................... 2
11.4. Производственная физическая культура в рабочее время............... 2
11.4.1. Производственная гимнастика..................................................................................... 2
11.4.2. Методика составления комплексов упражнений
в различных видах производственной гимнастики и
определение их места в течение рабочего дня................................................................ 2
11.4.3. ППФП в режиме рабочего дня.................................................................................... 2
11.5. Физическая культура и спорт в свободное время............................. 2
11.5.1. Утренняя гигиеиическая гимнастика..................................................................... 2
11.5.2. Утренние или вечерние специально
направленные физические упражнения.................................................................................. 2
11.5.3. Краткие занятия физическими упражнениями
в обеденный перерыв................................................................................................................................. 2
11.5.4. Попутная тренировка............................................................................................................ 2
11.5.5. Физкультурно-спортивные занятия для активного
отдыха и повышения функциональных возможностей......................................... 2
11.5.6. ППФП специалиста в свободное время.............................................................. 2
11.6. Дополнительные средства повышения работоспособности.............. 2
11.7. Профилактика профессиональных заболеваний
и травматизма средствами физической культуры...................................... 2
11.8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры специалистов............ 2
11.9. Роль личности руководителя во внедрении физической культуры в
производственный коллектив...................................................................... 2
Контрольные вопросы................................................................................. 2