Характеристика системы методов и средств обучения
Методы обучения. Классификация методов обучения. Выбор методов. Характеристика методов обучения по источнику получения информации. «Активные» и «интенсивные» методы обучения. Средства обучения, их классификация.
Слово метод греческого происхождения, в переводе на русский язык означает способ, исследование. Философия рассматривает метод как способ достижения целей, определенным образом упорядоченную деятельность. В дидактике под методом обучения понимается способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования.
Теория методов обучения разрабатывалась такими учеными, как М. И. Махмутов, А. Н. Алексюк, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.
Как многомерное понятие метод обучения имеет много сторон, в соответствии с чем методы обучения можно группировать в системы, классифицировать. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку система. Известны десятки таких классификаций.
Одна из первых связана с Б. Всехсвятским, который описал две группы методов: 1) передачи готовых знаний и 2) искания (исследовательские).
Наиболее устойчивой и удобной для практического использования является классификация по источнику информации (знаний) (Е. Я. Голант и др.):
Словесные | Наглядные | Практические |
Рассказ Объяснение Беседа Лекция Дискуссия | демонстрация иллюстрация наблюдение экскурсия | упражнение лабораторная работа практическая работа |
Классификация по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• проблемное изложение;
• частично-поисковый (эвристический);
• исследовательский.
Классификация по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов)
• методы изучения новых знаний:
• методы повторения и закрепления знаний:
• методы контроля.
Наибольшее распространение в дидактике получила классификация методов, основанная на теории деятельности (Ю.К. Бабанский):
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Внутри каждой группы имеется совокупность методов.
Выбор методов обучения зависит от:
• целей и задач обучения и развития;
• содержания изучаемого материала;
• реальных учебных возможностей школьников;
• имеющихся условий и отведенного для обучения времени;
• возможностей учителей и др.
Рассмотрим характеристику методов обучения по источнику получения знаний. К группе словесных методов обучения относятся: объяснение, рассказ, беседа, лекция. Основное назначение методов данной группы – сформировать у учащихся представления и понятия об изучаемых явлениях и процессах и на этой основе сформировать суждения и умозаключения. Достоинство методов – живое слово учителя, его отношение к излагаемому материалу, грамотность и эмоциональность речи, возможность учесть индивидуальные особенности учащихся, сообщение большого количества информации в сжатые сроки, формирование речи учащихся, их словесно-логического мышления, самостоятельности, познавательной активности и т.д. Недостатки – вербализм, опасность отрыва учения от практики, жизни. Характеристику конкретных методов рассмотрим на примере беседы.
Беседа – это вопросно-ответный способ общения, диалог, когда, опираясь на имеющиеся знания, учитель направляет учащихся на самостоятельное овладение новым материалом. Различают следующие виды бесед: вводная, эвристическая, проблемная, катехизическая, контрольная и др. К беседе предъявляются следующие требования:
• предварительная подготовка (запас информации);
• тщательная отработка вопросов;
• наличие возможности коллективного освоения темы;
• необходимость комментариев учителя и др.
Основное назначение группы наглядных методов обучения – включить в процесс усвоения материала чувственное восприятие, т. н. первую сигнальную систему, и создать фундамент для абстрактного мышления.
При организации наблюдения учащихся в процессе иллюстрации или демонстрации необходимо выполнять ряд требований:
• сформулировать, что наблюдать;
• обозначить цель наблюдения;
• дать план и схему наблюдения;
• провести инструктаж по наблюдению;
• обеспечить ценность и яркость демонстрации;
• обеспечить видимость предмета для всех учащихся и др.
Основное назначение практических методов - сформировать у учащихся умения и навыки. В основе их формирования лежит выполнение упражнений, т. е. сознательное и многократное выполнение сходных действий, опирающихся на знания с целью закрепления навыков, физиологической основой которых является выработка динамического стереотипа.
В настоящее время идёт поиск новых методов и средств обучения. К их числу можно отнести дидактические игры, обучение по алгоритму, суггестию, интенсивные способы обучения иностранным языкам, информатизацию образования и др. Рассмотрим некоторые из них.
Драматизация в обучении — инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках (ролями могут наделяться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний).
Инверсия (от лат. inversio — переворачивание, перестановка) — перестановка слов, нарушающая их обычный порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, что только что был доказан.
Метод групповой дискуссии — 1) организация совместной коллективной деятельности, цель которой интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии.
Метод морфологического анализа — один из методов активного обучения, когда вначале выделяются главные характеристики объекта-оси, а затем по каждой из них записываются всевозможные варианты-элементы. Имея записи по всем осям и комбинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число возможных вариантов, порой и самых неожиданных.
Метод фокальных объектов — метод, заключающийся в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматриваемый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию и косность. Рассматривая возникающие сочетания (напр.: «толстолистая личность», «мощная личность», «вечная личность», получившиеся при наложении случайного объекта «фикус» на фокальный - «личность»), можно прийти к оригинальным идеям.
Метод эвристических вопросов – применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Этот метод идет от древнеримского теоретика ораторского искусства Квинтилиана, рекомендовавшего своим ученикам ставить перед собой семь вопросов: кто? (субъект), что? (объект), зачем? (цель), где? (место), чем? (средства), как? (метод), когда? (время). Если эти вопросы в определенной последовательности соединить между собой (1, 1-2, 1-3 и т. д. до 1-7; 2, 2-2 ... 2-7 и т. д.), они порождают массу новых, порой совершенно неожиданных вопросов.
Мозговая атака (брейншторминг) (от англ. brain storming) – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы, предложенный американским психологом А.Осборном. В процессе мозговой атаки обстановка в группе, в которую входит до 10 человек, должна быть непринужденной, люди раскованны, недопустимы критика и самокритика; все идеи, даже парадоксальные и нереальные, принимаются и проходят групповую экспертизу.
Театрализация в обучении – инсценировки разножанровых театральных представлений по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продолжительные по времени, с декорациями и т. п. атрибутами.
Средства обучения – это источник получения знаний и формирования умений. К ним относятся: наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, ТСО, оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ, СМИ и др. Основные функции – информационная, дидактическая, контрольная.
Классификация средств обучения (по В. Оконю)