Роль и место СД в образовательных стандартах ВПО.
Образование как ресурс и механизм общественного развития. Государственные образовательные стандарты 3 поколения: структура и содержание. Классификация по ОКПО. Уровни высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура. Федеральный и региональный компоненты. Блоки общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к уровню подготовки на базовом уровне. Место СД в образовательных стандартах ВПО.
2. Специальности и дисциплины направления "культура и искусство".
Междисциплинарная природа специальных дисциплин культурологического цикла. Выход на систему межпредметной интеграции. Личностная ориентация предметного содержания. Формирование ключевых компетенций. Информационно-коммуникативная компетенция. Модель Барт-колледжа США. Классификатор направлений подготовки в сфере "культура и искусство". Направление подготовки "социально-культурная деятельность". Специфика становления специальности и перспективы ее развития. Специальные дисциплины СКД. Реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов в практике освоения специальных дисциплин.
Общеметодологические принципы обучения СД.
3.1. Основные педагогические методы.
Технологии построения учебного процесса. Коллективный способ обучения и его принципы: завершенность, ориентация на конечный результат, непрерывность передачи знаний друг другу, сотрудничество и взаимопомощь, разделение труда, работа по способностям Модульная технология обучения. Цели и учебные задачи, методические рекомендации, ориентировочная основа действий и средств контроля, формирование компетенции. Метод проектов. Решения определенной проблемы, значимой для студентов и оформленной в виде некоего конечного продукта. Включенное интернет-обучение.
3.2. Методы контроля знаний.
Методы контроля и самоконтроля в обучении. Методы устного контроля. Программы контроля: контролирующие, тренажерные и обучающе-контролирующие. Методы письменного контроля. Художественно – творческие работы, спектакли и концертные выступления как формы контроля знаний.
Система контроля качества образования. Моделирование систем контроля качества образования: международные стандарты. Итоговый и промежуточный контроль знаний. Ознакомительная, учебная и производственная практики как формы оценки подготовленности студента. Государственная аттестация. Требования к подготовке выпускной квалификационной работы.
3.3. Основные формы организации учебного процесса в средних профессиональных и высших учебных заведениях.
Учебные занятия в системе СПО. Основный принцип подготовки и проведения. Практические занятия. Индивидуальная подготовка учащихся.
Формы учебных занятий в ВПО. Лекции, семинары, практические, лабораторные и индивидуальные занятия. Консультации. Творческие мастерские. Роль руководителей научных школ и направлений. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ, защита проектов. Семестры как форма организации образовательных циклов.
Раздел 2.
Темы занятий:
Методы и формы обучения.
Понятие метода. Метод как сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Словесные методы. Лекция - как один из словесных методов обучения и как форма организации учебного материала. Методика построения проблемной лекции. Дидактические цели. Лекция визуализация и ее технологическое обеспечение. Лекция –полемика. Лекция с заранее запланированными ошибками. Лекция-пресс-конференция. Лекция-беседа. Лекция-дискуссия. Лекция с разбором конкретных ситуаций. Учебные семинары: тематические, проблемные, ориентационные, междисциплинарные, системные.
Учебные дискуссии. Основные формы проведения практических занятий: пресс-конференция, интеллектуальный футбол, деловая игра, блок-опросы, круглые столы. Организация самостоятельной работы.
Экскурсии, факультативы, учебные конференции.
5. Специфика преподавания художественно – творческих дисциплин.
Художественное творчество. Специфика. Методика и методология. Личность мастера и учителя. Индивидуальное и коллективное художественное творчество. Система художественного образования в СССР и РФ. Классификация в сфере художественного творчества.
Специфика образовательного процесса в среднем профессиональном звене и вузах культуры и искусств.