Средства целостного педагогического процесса
ПОНЯТИЯ:средства целостного педагогического процесса, классификация средств наглядности, предметная наглядность, изобразительная наглядность, технические средства обучения и воспитания, классификация ТСО, новые информационные технологии оборудования (НИТО), мультимедийная аппаратура, телеконференция, телепроект, дистанционное обучение, медиатека.
КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Средства целостного педагогического процесса — совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции.
Рассмотрим основные виды средств обучения и воспитания и их классификацию. Подходов к классификации средств целостного педагогического процесса достаточно много. В данном пособии используется такая классификация:
Познавательная нагрузка и функции наглядности:
— в наглядных образах отражается многообразие конкрет
ных явлений, предметов окружающего мира;
— организует восприятие и наблюдения учеником реальной
действительности;
— оказывает значительное влияние на сенсорную сферу
школьника, развивает его наблюдательность, мышле
ние, воображение;
— стимулирует познавательную и творческую активность,
способствует развитию интереса к учению;
— создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго
сохраняются памятью;
— с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстрак
ции наполняются конкретным содержанием;
— способствует обобщениям (аллегории или образы литера
турных героев, выраженные словом либо средствами
театрального, изобразительного искусства, носители
обобщенных идей);
— повышает качество усвоения, способствует оснащенности
знаний, их ясному и сознательному пониманию.
Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что неумелое ее использование может увести учеников от решения главной задачи, подменить учебную цель ярким средством, стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существенных связей и закономерностей.
Наглядность — универсальное средство обучения и воспитания, которое одинаково ценно с учащимися разных возрастных групп: чем моложе ученики и воспитанники, тем необходимее и важнее использование наглядности. В старших I классах ее роль столь же значительна, лишь меняются ее виды и пути использования.
Кроме наглядных средств обучения и воспитания, в педагогической практике широко используются технические средства, функциональные возможности и ценность которых подробно будут представлены далее.
Вопросы и задания
1. В школе или в другом образовательном учреждении познакомьтесь
со всеми перечисленными средствами обучения и воспитания.
2. В школе проведите опрос среди учителей разных предметов с це
лью выяснить, какие средства целостного педагогического процесса они
знают, какими пользуются, каково общее отношение к ним. Проанали
зируйте полученный материал, сделайте выводы.