Элементы проблемности в обучении
Привлечение данных о современных достижениях науки и техники,
Показ значимости знаний, умений и навыков,
Организация самостоятельных работ творческого характера и т.п.
Второй компонент учения - учебные действия:
I. Внешние (наблюдаемые)
Предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.),
Перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.),
Символические действия, связанные с использованием речи.
II. Внутренние (ненаблюдаемые):
Мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация),
Действия воображения (имиджентные),
Действия мышления (интеллектуальные).
Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
Логика учебного процесса – это сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися преподаваемого учебного материала.
В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы:
Как поставить познавательную задачу перед учащимися, чтобы она была принята ими,
какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать,
какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и продумывания организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным.
В традиционной практике обучения утвердилась и стала фактически универсальной индуктивно-аналитическая логика обучения от восприятия конкретных предметов и явлений к образованию представлений и от обобщения конкретных представлений к понятиям.
Виды обучения и их характеристика
Исторически первым известным видом систематического обучения является Сократовский метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.
Объяснительно-иллюстративное обучение - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.
Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта (Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, метод проектов и др.): на вводном занятии учитель ставил проблему, указывал литературу, инструктировал учащихся и намечал сроки выполнения задания, а учащиеся осуществляли самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки лабораторных работ, выполнения практических заданий и т.п. Данный вид не обеспечивал систематичности знаний, практически не контролировался ход научения, вследствие пассивной позиции учителя обучение не выполняло всех возложенных на него функций.
Особым видом самостоятельного добывания знаний является программированное обучение, принципы которого сформулировал Б.Скинер:
Подача информации небольшими порциями;
Установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
Предъявление ответа для самоконтроля;
Дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Четвертый пункт может варьироваться в зависимости от построения программ, которое бывает линейным (учащиеся работают над всеми порциями информации) или разветвленным (выбор учеником своего индивидуального способа продвижения по пути познания в зависимости от уровня подготовленности).