Обязанности обучающегося во время прохождения производственной практики
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
|
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский Университет Технологии и Дизайна
Северо-Западный Институт Печати»
составители : Дмитриева Е. Е.,
Клименко А. Д., Николаюк Н. Г., Гушанская Е. М.
Введение
Практика является обязательным разделом образовательной программы магистратуры и представляет собой вид занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. Магистр по направлению подготовки «Издательское дело» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, научно-педагогическая, редакционная подготовка печатных и электронных изданий, управление издательскими процессами, издательский маркетинг, распространение издательской продукции. Для выработки навыка решения профессиональных задач предусмотрены педагогическая, научно-исследовательская, производственная и научно-производственная практики.
Педагогическая практика поможет студенту-магистру овладеть методикой преподавания профессиональных дисциплин, познакомиться с особенностями проведения воспитательной работы в высшем учебном заведении.
Научно-исследовательская практика проводится с целью сбора научного материала, связанного с изучением опыта отечественного и зарубежного книжного дела, с анализом основных тенденций развития отечественного и зарубежного рынков печатных и электронных изданий.
Производственная практика призвана познакомить магистра с особенностями организации современного редакционно-издательского процесса, с планированием и организацией работы структурных подразделений издающих организаций.
Научно-производственная практика предполагает применение научных и профессиональных знаний, полученных студентом-магистром в ходе обучения в вузе, так как в ходе этой практики необходимо разработать самостоятельный издательский проект, связанный с темой магистерской диссертации.
Практики могут проходить как в сторонних организациях Санкт-Петербурга (издательства, научно-исследовательские центры, архивы), так и на базе кафедры книгоиздания и книжной торговли СЗИП СПГУТД.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Методические указания
Цель педагогической практики
Целью педагогической практики является изучение магистрами основ педагогической, учебно-методической и воспитательной работы в высших учебных заведениях, овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедры.
Задачи педагогической практики
· Изучить современные образовательные технологии в высшей школе;
· Познакомиться с опытом педагогической работы преподавателей кафедры Книгоиздания и книжной торговли СЗИП СПГУТД;
· Овладеть методикой преподавания профессиональных дисциплин;
· Получить опыт проведения лекционных и практических занятий по специальным дисциплинам направления «Издательское дело»;
· Выработать навык создания учебно-методического обеспечения профессиональных дисциплин.
Структура и содержание педагогической практики
Педагогическая практика проходит в несколько этапов, на каждом из которых обучающийся приобретает определенные навыки, необходимые для педагогической деятельности.
Этап 1. Ознакомление с государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по образовательной программе «Издательское дело». Изучение современных образовательных технологий высшей школы.
Этап 2. Знакомство с методикой преподавания дисциплин в высшем учебном заведении. Посещение занятий опытных преподавателей кафедры книгоиздания и книжной торговли
.
Этап 3. Изучение учебно-методической литературы по дисциплинам учебного плана. Подготовка учебного материала по требуемой тематике лекции или практического занятия.
Этап 4. Проведение занятия (лекционного или практического) по выбранной тематике в рамках специальной дисциплины, проверка контрольных работ, курсовых работ.
Этап 5. Анализ занятия, проведенного, другими студентами- магистрами Подготовка отчета по педагогической практике. Предоставление отчета руководителю практики, сдача зачета по практике.
Требования к отчету
В отчете по педагогической практике должны быть отражены виды и результаты проделанной работы, приведен перечень и тематика посещенных магистром лекций и практических занятий, представлен конспект лекции (план практического занятия), проведенной студентом-магистром, сделан дидактический анализ занятий, проведенных другими студентами-магистрами. В случае, если студент-магистр в ходе практики выполнял иные поручения, то информация об этом должна быть представлена в отчете.
Обязанности обучающегося во время прохождения педагогической практики
В ходе прохождения практики обучающийся обязан:
· Познакомиться с государственным образовательным стандартом и рабочим планом по специальности «Издательское дело»;
· Изучить учебно-методическую литературу по дисциплинам учебного плана;
· Подготовить и провести занятие (лекционного или практического типа) по выбранной тематике;
· Посетить и проанализировать занятия, проведенные другими студентами-магистрантами;
· Представить на кафедру отчет о проделанной в ходе практики работе.
Процедура аттестации
Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты одобренного отчета и отзыва руководителя практики (преподавателя, ведущего курс, в рамках которого магистр проводил занятия). По итогам аттестации магистру выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно)
. Критерии выставления оценки за педагогическую практику
Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
Отлично | Студент подготовил и провел занятие (лекционное или практическое) в соответствии со всеми требованиями методики преподавания в высшей школе. В отчете представлен развернутый конспект лекции (или план практического занятия), сделан детальный анализ занятий, проведенных другими студентами. |
Хорошо | Студент подготовил и провел занятие (лекционное или практическое) в соответствии с основными требованиями методики преподавания в высшей школе. В отчете представлен тезисный план лекции (или план практического занятия), не сделан детальный анализ занятий, проведенных другими студентами. |
Удовлетворительно | Студент подготовил и провел занятие (лекционное или практическое) на недостаточно высоком методическом уровне. В отчете представлен тезисный план лекции (или практического занятия), сделан неполный анализ занятий, проведенных другими студентами. |
Неудовлетворительно | Студент не смог подготовить и провести занятие в группе студентов-бакалавров. Не посетил занятия, проведенные другими студентами |
Методические указания по подготовке отчета по педагогической практике.
Примерный план анализа занятия, посещенного студентом.
1. Дата:
2. Группа:
3. Тема: «Работа редактора над стилистико-речевыми ошибками. Стилистически окрашенная лексика».
4. Тип занятия: практическое занятие
5. ФИО преподавателя – магистра:
Этап занятия | Содержание | Примечания |
Начало занятия. | Преподаватель формулирует тему занятия, знакомит студентов с его планом. | Тема сформулирована четко. Студенты получили информацию о ходе занятия. Преподаватель установил контакт с группой. |
Проверка домашнего задания. | Студенты вспоминают основные типы ошибок, нарушающих точность речи. Приводят примеры, подобранные в текстах СМИ. | Преподаватель дает возможность студентам показать все, что они подготовили дома, однако не всегда комментирует ответы студентов, не предлагает группе проанализировать наиболее интересные примеры. |
Изучение нового материала | Преподаватель предлагает студентам дать определение стилистически окрашенной лексики, вспомнить ошибки при ее употреблении (материал прослушанной студентами лекции). Затем выполняются упражнения, подобранные преподавателем. | Преподавателю удалось хорошо организовать работу группы: студенты рассматривают несколько возможных вариантов правки предложений, обосновывают свою точку зрения. Преподаватель уточняет ответы студентов, обращает внимание на важные для изучения темы аспекты. Задания, подобранные преподавателем, дают возможность студентам выработать навык поиска и исправления стилистических ошибок. |
Подведение итогов занятия | Преподаватель просит студентов охарактеризовать типичные ошибки при употреблении стилистически окрашенной лексики, назвать приемы их исправления. | Студенты самостоятельно подводят итоги занятия, но ничего не говорят о стилистических приемах использования рассмотренных групп лексики, так как этот материал не был проанализирован на занятии. |
Студент – практикант (ФИО) сумел организовать работу группы. Цель занятия – выработка навыка стилистической правки текста была достигнута .Преподаватель сумел установить контакт с группой, строго, но доброжелательно оценивал ответы студентов. Постоянно поддерживался интерес студентов к изучаемому материалу, чему способствовал анализ примеров, подобранных из текстов СМИ преподавателем. Продумана логика изложения материала: от рассмотрения простых примеров к анализу текста.
К недочетам занятия можно отнести отсутствие материала, который бы дал возможность студентам получить представление о стилистических функциях стилистически маркированной лексики в художественных и публицистических текстах, что важно для развития языкового чутья и овладения стилистическими нормами.
Учебная литература и другие информационные источники
а) основная учебная литература
1. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 447 с.
2. Батколина В.В. Инновационные подходы в образовании взрослых [Электронный ресурс]: монография/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21276.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Современные образовательные технологии / под ред. Н.В. Бордовской. – М: Кнорус, 2013. – 432 с.
б) дополнительная литература и другие информационные источники
4. Щербинина Ю.В. Педагогический дискурс: мыслить – говорить – действовать: учебное пособие. - М.: Флинта : Наука, 2010. – 440 с.
5. Эмих Н.А. Культурная парадигма современного образования [Электронный ресурс]: монография/ Эмих Н.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13006.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 с.— Режим досиупа: http://iprbookshop.ru/9147. — ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Вузовская методика препгодавания лингвистических дисциплин: учебное пособие/ под ред. Ж.В. Ганиева.— М.: Флинта: Наука, 2014.– 352 с.
Научно-исследовательская практика
Методические указания
Цель научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика магистров проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации, получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы.Практика является важнейшей составной частью учебного процесса по подготовке магистров в соответствии с основной образовательной программой, обеспечивает системно-деятельностный подход в подготовке магистров в области научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская практика является основой подготовки магистерской диссертации.
Задачи научно-исследовательской практики:
· углубление и закрепление базовых знаний в области издательского дела;
· изучение и применение на практике методологии научных исследований;
· изучение новейших информационных технологий, позволяющих расширить знания магистра и сократить сроки проведения научно-исследовательских работ;
· изучение принципов системного подхода при использовании современных методов анализа социально значимых экономических и финансовых проблем, поиске, обработке и использовании теоретической и практической информации по изучаемому объекту исследования;
· приобретение навыков в постановке конкретных целей и задач научного исследования, в оценке актуальности проблемы магистерского исследования, определении объекта и предмета исследования;
· приобретение навыков в объективной оценке научной и практической значимости результатов выполненного исследования;
· приобретение опыта логичного изложения результатов исследования в письменной форме, публичной защиты результатов, оформления презентации в электронном виде;
· совершенствовать умения и навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности магистранта;
· формирование у магистрантов базовых знаний и компетентности в сфере научного исследования в области издательского дела.
Исходя из целей и задач научно-исследовательской практики, магистр должен:
1) методологию научных исследований; 2) новейшие информационные технологии, позволяющие расширить знания магистранта и сократить сроки проведения научно-исследовательских работ. | |
1) формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний в области издательского дела; 2) выбирать необходимые методы исследований, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; 3) обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом данных, имеющихся в литературе; 4) вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; 5) представлять итоги проделанной работы, полученные в результате прохождения практики, в виде рефератов (обзор литературы), статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. | |
1) навыками самостоятельного планирования и проведения научных исследований; 2) навыками объективной оценки научной и практической значимости результатов выполненного исследования; 3) методами презентации научных результатов на научных семинарах и конференциях с привлечением современных технических средств. |
Формы проведения научно-исследовательской практики
·архивная
·производственная
Место проведения научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика проводится на базе коммерческих и научно-исследовательских организаций и учреждений г. Санкт-Петербурга (издательства, научно-исследовательские центры, архивы, библиотеки). Прохождение практики в сторонних организациях основывается на договорах, в соответствии с которыми магистрантам предоставляются места практики, оказывается организационная и информационно-методическая помощь в процессе прохождения практики. Магистранты могут самостоятельно осуществлять поиск мест практики. В этом случае они представляют на кафедру все необходимые сведения об организации для заключения договора.
Студенты, не выполнившие программы практик по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программы практик без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, считаются имеющими академическую задолженность.
Требования к отчету
Отчет о научно-исследовательской практике составляется в соответствии с программой практики и дополнительными указаниями научного руководителя практики.
Отчет о практике должен быть изложен на 10-15 страницах. В нем освещаются следующие моменты: место и время прохождения практики; описание выполняемой работы по отдельным разделам программы практики; анализ наиболее сложных и интересных научных предложений, изученных магистрантом на практике; указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики. Отчет о научно-исследовательской практике и все материалы ее прохождения в соответствии с перечнем, указанным в программе и методических указаниях магистр должен представить не позднее, чем за 14 дней до начала сессии.
Структура отчета о результатах научно-исследовательской практики:
· Титульный лист (Приложение );
· Задание (Приложение );
· Основная часть;
· Список использованной литературы;
· Приложения.
К отчету о научно-исследовательской практике магистру необходимо приложить:
1. Индивидуальное задание на научно-исследовательскую практику;
2. Отзыв руководителя практики;
3. Доклад или статья по теме магистерской диссертации.
Структура и содержание научно-исследовательской практики
Наименование и содержание разделов (этапов)
Этап 1. Ознакомление с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы предстоящей работы.
Этап 2. Обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации; методического и практического инструментария исследования, постановка целей и задач исследования, разработка плана проведения исследовательских мероприятий.
Этап 3. Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации. Написание реферативного обзора по теме магистерской диссертации.
Этап 4. Организация, проведение и контроль исследовательских процедур, сбор первичных эмпирических данных, их предварительный анализ. Установление окончательной темы исследования магистерской диссертации. Составление плана исследования по магистерской диссертации. Составление библиографии по теме магистерской диссертации.
Этап 5. Обобщение полученных результатов включает научную интерпретацию полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и эмпирических материалов в виде научного отчета по научно-исследовательской практике. Написание научных статей по теме магистерской диссертации. Выступление на научной конференции по теме магистерского исследования.
Этап 6. Заключительное собрание и консультации по практике.
Этап 7. Подготовка отчетной документации по итогам практики.
Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)
Организация проведения научно-исследовательской практики
В ходе практики научный руководитель осуществляет следующие виды деятельности:
· устанавливает связь с руководителями практики от предприятия, учреждения, организации и совместно с ними составляют программу проведения практики;
· разрабатывает индивидуальные задания магистрам;
· определяет общую схему выполнения исследования, график проведения практики, режим работы магистра;
· выдает индивидуальное задание по сбору необходимых материалов для написания магистерской диссертации, оказывает соответствующую консультационную помощь;
· дает рекомендации по изучению специальной литературы;
· осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и ее содержанием;
· оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;
· оценивает результаты выполнения студентами программы практики.
Руководитель со стороны базы практики (в случае его наличия), по согласованию с кафедральным руководителем:
· знакомит студентов с организацией – базой проведения практики,
· коллективом сотрудников, условиями работы,
· создаёт условия для выполнения студентами программы практики,
· дает задания студенту-практиканту, контролирует их исполнение,
· ведет учет посещений студентами базы практики и выполнения ими
· поставленных задач в установленные сроки,
· отмечает ошибки и недочеты студента во время практики, дает советы и консультации,
· оценивает качество работы студента, объективность отчетной документации,
· составляет отзыв о работе каждого студента, проходившего практику на данной базе практики,
· вносит свои предложения по организации и проведению практики.
Для организации практик перед их началом кафедральным руководителем проводится консультация, на которой:
· объясняются цели и задачи практики, порядок и сроки её прохождения, правила отчётности;
· формулируются требования к практикантам, принципы оценки их работы.
Для подведения итогов практики по её окончании кафедральным руководителем проводится итоговое собрание, на котором:
· каждый практикант отчитывается о проделанной в рамках практики работе;
· руководитель выставляет оценки и заносит их в ведомости.
·
В ходе практики магистры осуществляют следующие виды деятельности:
· составляют план научно-исследовательской работы, согласно заданию на практику;
· изучают специальную литературу по выбранной тематике;
· осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации в соответствии с выбранной темой, согласованной с научным руководителем;
· выбирают соответствующие методы научных исследований для подготовки отчета по практике;
· проводят исследование по утвержденной теме в соответствии с графиком прохождения практики;
· отчитываются о выполненной работе в соответствии с установленным графиком прохождения практики.
Обязанности магистранта:
· своевременно и должным образом выполнять индивидуальный план практики и указания её руководителей,
· присутствовать на консультациях,
· четко следовать поставленным целям и задачам практики, правилам её прохождения,
· по окончании практики написать и представить кафедральному руководителю
· отчет по практике, в соответствии с формой,
· информировать кафедрального руководителя о ходе выполнения мероприятий практики,
· следовать этическим и профессиональным нормам при выполнении практических и научно-исследовательских задач.
Процедура аттестации и система оценивания успеваемости и достижений обучающихся
Процедура аттестации
Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва научного руководителя практики. В комиссию по приему практики входят научный руководитель магистерской программы и научный руководитель магистранта. По итогам положительной аттестации магистру выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).
Критерии выставления оценки за научно-исследовательскую практику
Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
Отлично | Студент-магистр разработал четкий план проведения исследовательских мероприятий по теме магистерской диссертации, составил полную библиографию, подготовил научную статью или сделал доклад на научной конференции. Вопросы отчета освещены грамотно, развернуто. |
Хорошо | Студент-магистр разработал план исследования по магистерской диссертации, собрал библиографию по теме исследования, научная статья нуждается в доработке. Отчет оформлен в полном объеме. |
Удовлетворительно | План исследовательских мероприятий по теме диссертации, разработанный студентом-магистром нуждается в серьезной корректировке, библиография составлена небрежно и содержит лакуны, статья по теме исследования не представлена. Отчет оформлен кратко. |
Неудовлетворительно | Материалы прохождения практики не представлены: план проведения исследований не составлен, библиография не собрана, научная статья не представлена. Отчет оформлен небрежно, в существенно меньшем объеме. |
Учебная литература и другие информационные источники
а) основная учебная литература
1. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Рузавин Г.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15399.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Ласковец С.В. Методология научного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ласковец С.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2010.— 32 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10782.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие. - М.: РИОР ИНФРА-М, 2014. – 176 с.
б) дополнительная литература и другие информационные источники
2. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2013.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10947.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Рощин С.М. Как быстро найти нужную информацию в интернете [Электронный ресурс]/ Рощин С.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: ДМК Пресс, 2010.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7981.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
4. Федотова Е.Л., Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. – 336 с.
Методические указания
по проведению производственной практики.
Цель производственной практики
Производственная практика магистров проводится с целью формирования у магистра базовых знаний и компетенций в сфере практической организации редакционно-издательского процесса: получение навыков управления редакционно-издательским процессом, освоение способов формирования издательского портфеля, совершенствование критериев отбора и оценки рукописей.
Задачи производственной практики
· Углубление и закрепление базовых знаний в области издательского дела;
· Изучение и применение на практике принципов предпечатной подготовки издания на каждом её этапе;
· Изучение новейших информационных технологий, позволяющих расширить представления магистра об оптимизации редакционно-издательского процесса;
· Приобретение навыков в постановке конкретных целей и задач организации работы подразделений издательства;
· Приобретение навыков в объективной оценке социальной значимости деятельности издательства;
· Приобретение опыта логичного изложения результатов практической работы в письменной форме, публичной защиты результатов, оформления презентации в электронном виде.
Структура и содержание производственной практики
На организационно-подготовительном этапе следует проанализировать репертуар издательства за последний ( не менее трех лет) период. Используйте для этого сайт издательства, библиотеку издательства, внутрииздательские документы, фиксирующие выпуск продукции (количество названий, тиражи). Приведите эти данные. Изучите планы издательства: перспективный тематический, договорный портфель, план редподготовки, план производственного от дела, план выпуска. Оцените принципы планирования и способы контроля выполнения планов
Последующие действия на организационно-подготовительном этапе связаны с конкретным издательским проектом, над которым вам предстоит работать. Вы можете получить этот проект от руководства издательства (редакции), или выбрать его самостоятельно. Однако, прежде чем начать подготовку издания, выясните следующие обстоятельства: является ли рукопись договорной (лицензионное соглашение, договор заказа) или поступила «самотеком», каковы предполагаемые сроки ее выпуска. Познакомьтесь с внутренними документами издательства, регламентирующими работу редактора: должностные инструкции, нормативы редподготовки, принятой в издательстве схемой предпечатной подготовки, принятым способам взаимодействия подразделений издательства.
Требования к отчету
Обязанности обучающегося во время прохождения производственной практики
· Обучающийся обязан своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
· По завершении практики обучающийся обязан в течение 5 дней представить отчетную документацию, на основании которой руководитель практики оценивает общий объем выполненной работы и степень ее эффективности и значимости.
· По завершении практики обучающийся обязан представить оригинал-макет подготовленного издания.
Критерии выставления оценки за производственную практику
Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
Отлично | Отличное выполнение программы практики с представлением отчета о прохождении практики и результатов работы в издательстве в виде издательского проекта |
Хорошо | У руководителя есть некоторые замечания по выполнению программы практики. В отчете недостаточно полно отражены результаты работы в издательстве. |
Удовлетворительно | Программа практики выполнена с 30% недочетов в составе и структуре отчета о прохождении практики и 30% недочетов в подготовке издательского проекта |
Неудовлетворительно | Материалы о прохождении практики не представлены вовсе или представлены с большим количеством недочетов |
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Цель научно-производственной практики
Научно-производственная практика предполагает овладение навыками создания издательского проекта, что особенно важно в ситуации, когда издательский проект напрямую связан и является составной часть выпускной квалификационной работы студентов-магистров.
Задачи научно-производственной практики
· ознакомить студента с разнообразными видами издательских проектов;
· сформировать у студента представление о возможных путях построения собственного издательского проекта, являющегося частью ВКР;
· овладеть методикой разработки и формирования издательского проекта;
· выработать навыки поиска и сбора материала, т.е. работы с источниками, работы в библиотеках, архивных хранилищах, навыки поиска материалов в электронных ресурсах.
Структура и содержание научно-производственной практики
Научно-производственная практика проводится на заключительном этапе обучения студентов-магистров. она предполагает несколько этапов овладения навыками, необходимыми для формирования издательского проекта.
Этап 1. Ознакомление с алгоритмом-редакционно-издательского процесса
Этап 2. Ознакомление с принципами формирования различных разновидностей издательского проекта (собрание сочинений, серия, библиотека)
Этап 3. Ознакомление с творчеством выбранного автора (проблематикой серии или библиотеки)
Этап 4. Накопление и изучение материалов, связанных с издательским проектом по теме ВКР;
Этап 5 Ознакомление с методикой подготовки конкретного издательского проекта
Этап 6. Разработка и создание издательского проекта по теме ВКР.
Требования к отчету
В отчете по научно-производственной практике должны быть отражены результаты проделанной работы, представленные в виде самого издательского проекта.
Обязанности обучающегося во время прохождения научно-производственной практики
В ходе прохождения практики обучающийся обязан:
· изучить источники - материал по теме ВКР (творческое наследие автора, тематическую или отраслевую литературу)
· создать концепцию издания
· собрать материал по теме будущего проекта
· сформировать издательский проект
· представить издательский проект на кафедру;
Процедура аттестации
Аттестация по итогам научно-производственной практики проводится на основании защиты оформленного отчета и предоставлении издательского проекта. Принимает зачет по научно-производственной практике комиссия, в состав которой входит руководитель практики и научный руководитель магистерской диссертации. По итогам аттестации магистру выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно)
Критерии выставления оценки за научно-производственную практику
Оценка | Критерии оценки степени сформированности компетенций |
Отлично | Отличное выполнение программы практики с предоставлением результатов работы в виде издательского проекта. Состав, стрктура, рубрикация работы, а также язык и стиль изложения безупречны |
Хорошо | Издательский проект выполнен с небольшими погрешностями и недочетами вк в каких-либо элементах издательского проекта. Языки стиль недостаточно отшлифованы |
Удовлетворительно | Оценивается работа, в которой недостаточно полно собран и недостаточно глубоко проанализирован материал. Язык и стиль требуют доработки |
Неудовлетворительно | Издательский проект не выполнен или выполнен с грубейшими недочетами |
Методические указания по подготовке отчета по научно-производственной практике.
1. разработка состава и структуры основного текста;
2. разработка состава и структуры аппарата издания.
Учебная литература и другие информационные источники
а) основная учебная литература
1.Антонова С.Г и др. Редакторская подготовка изданий/ Учебник для вузов - М.,2008.
б) дополнительная литература и другие информационные источники
источник и исследовательская литература по теме ВКР.
Выпускная квалификационная работа
Методические указания
Выпускная квалификационная работа подводит итог обучения студента-магистранта по направлению «Издательское дело».
Выпускная квалификационная работа выполняется в форме магистерской диссертации и представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование, связанное с решением задач редакционной подготовки печатных и электронных изданий. В выпускной квалификационной работе должны быть
· систематизированы и закреплены теоретические знания и практические навыки по специальности;
· продемонстрировано умение применять специальные знания при решении конкретных научных и практических задач;
· продемонстрировано умение применять полученные знания и навыки в самостоятельной исследовательской работе профессиональной практической деятельности.
Выпускная квалификационная работа магистра является академическим исследованием, направленным на получение нового научного знания. Это исследование теоретического характера с обязательными предложениями по реализации результатов проделанного анализа в издательской практике. Магистерская работа должна отличаться фундаментальностью и глубиной проблематики, опираться на прочные общегуманитарные и специальные знания, а также отличаться грамотным выбором методов научного анализа.
Основные направления выпускной квалификационной работы:
· проблемы истории и современного состояния издательского дела в России и за рубежом;
· анализ основных тенденций развития отечественного и зарубежного рынка изданий;
· проблемы редакторской подготовки и издания понятийной литературы;
· проблемы редакторской подготовки и издания художественной литературы.
Выпускная квалификационная работа должна иметь соответствующий высокий уровень научно-теоретической подготовки и практическую направленность. Практическая направленность работы выражается в создании издательского проекта, который магистрант должен подготовить в рамках своего исследования.
При разработке концепции и модели издательского проекта, магистрант определяет тип и вид будущего издания, читательский адрес, целевое назначение. Эти признаки определяют требования к публикуемому произведению. Магистрант должен чётко определить все направления работы над проектом – справочным аппаратом, иллюстрациями, внешним и внутренним оформлением, а также сформулировать задачи, связанные с совершенствованием авторского текста.
В число навыков, проявленных при подготовке выпускной квалификационной работы, входят умения:
· ставить и решать исследовательские задачи: обзор и систематизация материала, редакторский анализ издания или группы изданий, редакторский анализ произведения или группы произведений, сравнительный редакторский анализ;
· структурировать исследование и грамотно его компоновать;
· умение анализировать материал в соответствии с поставленными задачами;
· владеть культурой письменной научной речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов:
· введение,
· главы (не менее трех),
· заключение,
· список использованной литературы,
· приложение (одно или несколько - в зависимости от характера исследования).
Рубрикация работы должна оставаться единоуровневой на протяжении всего повествования, главы должны быть соизмеримыми по объему и строиться по принципу «одна глава – одна проблема». Заимствования без ссылок на автора и источник или соответствующее научное исследование не допускаются.
Выпускная квалификационная работа оформляется в виде теоретического исследования объемом не менее 80 стр., 14 кгл. (3-3,5 а.л.). Материалы выпускной квалификационной работы должны быть оформлены по следующим ГОСТам:
ГОСТ 7.1. – 2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
ГОСТ 7.0.5 – 2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
Научное руководство выпускной квалификационной работой магистрантов осуществляется руководителем, имеющим ученую степень и (или) ученое звание и стаж научно-педагогической деятельности не менее 3-х лет, из числа профессорско-преподавательского состава кафедры
Научный руководитель контролирует характер работы магистранта над магистерской диссертацией: помогает студенту выбрать тему исследования, подобрать и структурировать материал, выстроить композицию работы; участвует в выборе источников и источниковедческого материала.; регулярно консультирует студента, как по общим проблемам исследования, так и по локальным вопросам. Руководитель проверяет и вносит коррективы в представленные магистрантом части исследования, участвует в представлении законченной работы на кафедре, он также имеет право не допускать некачественно выполненное исследование к защите.
Защита выпускной квалификационной работы осуществляется в присутствии государственной комиссии с оглашением внешнего отзыва стороннего оппонента. Для рецензирования привлекаются специалисты других вузов и специалисты отрасли.
Защита выпускной квалификационной работы проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК) с участием не менее двух третей ее состава. Для изложения исследования магистранту предоставляется 15 минут. В сообщении должны быть раскрыты цели, задачи и основное содержание работы, а также результаты проделанного анализа.
Результаты защиты выпускной квалификационной работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».
«Отлично» - достаточный объем исследуемого материала, тщательно проделанное исследование, грамотно структурированный и хорошо написанный текст; уместно и правильно использована научная терминология, безупречное библиографическое описание. На защите магистрант демонстрирует свободное владение материалом и способность вести научную дискуссию, отстаивать свои взгляды и концепции.
«Хорошо» - в построении и написании работы присутствуют незначительные погрешности; как в структурировании, так и изложении материала встречаются отдельные недочеты; библиографическое описание выполнено с небольшими ошибками. В процессе защиты при ведении научной дискуссии магистрант не совсем тверд в отстаивании своих позиций.
«Удовлетворительно» - материал недостаточно полно собран, анализ его не всегда глубок и убедителен, в структурировании материала есть недочеты, исследование выполнено с явными погрешностями. Встречаются ошибки в библиографическом описании. На защите студент проявляет неуверенность и не дает убедительных ответов на вопросы комиссии и замечания оппонента.
«Неудовлетворительно» - работа не соответствует требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе. На защите студент не может ответить на поставленный вопрос или допускает ошибки, свидетельствующие о его некомпетентности.