Теории и технологии обучения
1. Составить глоссарий педагогических терминов:обучение, учитель, преподавание, ученик, урок, учебная деятельность, метод обучения, прием обучения, содержание образования, педагогическая технология, образовательная среда, просвещение.
Глоссарием называется терминологический словарь. Структура глоссария следующая: термин — определение его сущности — ассоциация, которую вызывает в сознании данный термин. Давая определение, обратите внимание на четкость формулировки термина. Обязательно должна быть ссылка на автора и источник определения.
2. Сделать презентацию на тему «Современные дидактические концепции»
Презентация должна содержать текстовый и иллюстративный материал, раскрывающий тему. В презентации должно быть не менее 12-15 слайдов. Первый слайд должен содержать название работы, фамилию автора. На втором слайде должен быть план изложения материала. В презентации должны быть четко выделены понятия на которых строится текст. Автор презентации должен быть готов к выступлению с данной презентацией в учебной группе и к ответу на вопросы по теме презентации.
3. Сделать сравнительную таблицу «Анализ современных дидактических теорий»
Основная задача при выполнении задания сравнить концепции, идеи по определенным критериям (признакам). При этом в данный вид таблицы выносится материал в сжатой форме и позволяющий сравнить объекты. В таблице должно быть не менее 3-х теорий.
Название дидактической теории, авторы | Цель обучения | Средства обучения | Организационные формы |
За основу возьмите классификацию изложенную в книге: Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. – М., 2002, с. 86-89.
Написать характеристику основных форм организации обучения: урок, консультация, лекция, семинар, факультатив, учебная экскурсия, экзамен, зачет; показать отличия одной формы от другой.
Написать с указанием автора несколько классификаций методов обучения. Дать характеристику методов в соответствии с одной классификацией.
6. Выбрать одну из современных образовательных технологий: проблемное обучение, метод проектов, игровая технология, технология уровневой дифференциации, интерактивные технологии, технология развития критического мышления, информационные технологии и др.
Написать алгоритм действий учителя и ученика в соответствии с одной из образовательных технологий, заполнив таблицу. Алгоритм предполагает описание четких последовательных действий учителя и ученика. Действие описывается с помощью глаголов.
Этап урока (этап организации деятельности) | Действия учителя | Действия ученика |
1. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. – Ростов-на-Дону, 2003.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Посетить урок в одном из классов среднего звена и сделать анализ урока с точки зрения основных этапов его проектирования, планирования, проведения и анализа
Схема анализа:
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
· готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;
· подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;
· подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.
4. Организационная структура урока:
· мобилизующее начало урока;
· последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;
· насыщенность урока и темп его проведения и т.д.
5Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала;
- связь с жизнью и практикой и т.д.
6. Выполнение общепедагогических и дидактических требований к уроку:
5. цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
6. обоснованность выбора методов обучения;
7. пути реализации дидактических принципов в обучении;
8. индивидуализация и дифференциация в обучении;
9. взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.
7. Деятельность учителя:
7. научность и доступность изложения новых знаний;
8. использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;
9. организация закрепления учебного материала;
10. организация самостоятельной работы учащихся;
11. проверка и оценка знаний и умений учащихся;
12. вопросы учителя и требования к ответам учащихся;
13. отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;
14. задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
15. пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;
16. эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;
17. контакт учителя с классом и т.д.
8. Деятельность учащихся:
· подготовка рабочего места;
· поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;
· интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
· состояние их устной и.письменной речи;
· знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
· отношение учащихся к учителю;
· степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.
9. Выводы:
6. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели были достигнуты на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
7. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
8. Как учитывались возможности учащихся на уроке?
9. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
10. Эффективно ли сделан выбор методов обучения и их сочетания, формы обучения?
11. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
12. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
13. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
Сделать сравнительный анализ двух имеющихся программ по предмету (русскому языку или литературе;. математике, истории, биологии, химии, физике и т.д.) для основной или старшей школы.
Заполнить таблицу:
Предмет, классы | ||
Автор, выходные данные программы | ||
Цель, задачи обучения по данному предмету в основной школе | ||
Особенности содержания курса на этой ступени образования | ||
Структура курса | ||
Требования к результатам обучения и освоения курса | ||
9. Написать эссе на тему «Перспективы и проблемы введение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»
Эссе представляет собой прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного, оригинального освещения поднимаемой научной проблемы; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Информацию о новых Федеральных государственных образовательных стандартах и их введении необходимо посмотреть на сайте www.standart.edu.ru
10. Выбрать одного ученика среднего звена школы описать его индивидуальный образовательный маршрут включающий:
1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)
2. Обязательный компонент (учебные предметы)
3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)
4. Участие в проектной деятельности
5. Участие в исследовательской деятельности
6. Участие в объединениях дополнительного образования
7. Участие во внеурочной деятельности
8. Формы отчета