Объект, предмет и задачи педагогики, её основные категории, взаимосвязь категорий.
Педагогика - это наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития. Объектом педагогики принято считать воспитание (в широком педагогическом смысле) как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предмет педагогики - определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.
Функции педагогики - аналитическая, прогностическая, проективно - конструктивная. Аналитическая функция характеризует решение следующих задач педагогической науки: 1) теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно — следственных связей процесса воспитания; 2) анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта. Прогностическая функция: 1) обеспечение научно - обоснованного целеполагания, планирования и развития системы воспитания; 2) обеспечение эффективного управления образовательной политикой. Проективно - конструктивная функция: 1) разработка новых педагогических технологий (содержания, форм, методов, средств воспитания и обучения), педагогических систем, основ инновационной педагогической деятельности; 2) внедрение результатов педагогических исследований в практику; 3) научно - методическое обеспечение управления образовательными структурами.
Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Педагогика широко оперирует и такими общенаучными категориями как развитие, формирование, социализация.
В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного социально - культурного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы, словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни. В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого, в ходе которого формируется система знаний, умений, способов творческой деятельности, а также определенная система взглядов и убеждений личности. Воспитание, в широком педагогическом смысле, включает в себя обучение, образование и воспитание в узком педагогическом смысле. В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Обучение - это специально организованный, целенаправленный, систематический процесс взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на усвоение школьниками системы знаний, умений, навыков, развитие их умственных сил и способностей. Формула педагогической деятельности: обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.
Образование - это, с одной стороны, целостный процесс обучения и воспитания личности, в ходе которого происходит ее формирование и развитие, с другой - это результат обучения и воспитания, т.е. тот объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, а также личностных качеств, которыми овладел школьник по окончании обучения в учебно-воспитательном учреждении. Развитие самое широкое понятие, характеризующее становление личности.
Развитие - это сложный, противоречивый, скачкообразный процесс количественных и качественных изменений в человеке, в ходе которого человек совершенствует имеющиеся свойства, качества своей личности, а также приобретает новые свойства, качества. Уже понятие «формирование». Формирование - это процесс развития личности под влиянием внутренних и внешних факторов (целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных). Еще уже понятие «социализация». Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. По сравнению с процессом формирования социализация, хотя и включает в себя как целенаправленное, так и стихийное воздействие на личность, но ограничивается лишь теми из них, которые носят позитивный характер. Соотношение и взаимосвязь основных понятий: обучение образование воспитание социализация формирование развитие.
Основные задачи педагогики:1. Разработка цели и задач воспитания. Их конкретизация применительно к конкретным соц. условиям; 2. Выявление закономерностей формирования личности. Разработка на их основе принципов воспитания и обучения; 3. Разработка содержания образования;4. Разработка методики воспитательно – образовательной деятельности педагогов; 5. Обобщение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта; 6. Вооружение педагогов знаниями педагогической теории и технологий воспитания и обучения.
Методы научно – пед-их исследований:1. Теоретические ( анализ науч.лит.;анализ арх.док.;анализ перед.опыта);2. Социальные(беседа;рейтинг;анкетир.); 3. Эмпириеские (наблюдение;эксперимент);4. Обработка и объяснение собранного материала(статистическ.;графич.;математич)
Метод исследования – это схема. модель исследовательских действий которая служит доказательству и проверки гипотезы.
Методика исследования – это целенаправленная система методов.обеспечивающая полное решение научной проблемы.
Воспитание – это целенаправленный. непрерывный. противоречивый систематический и сознательно организуемый процесс взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитуемого в ходе которого происходит формирование системы определенных качеств личности ее взглядов и убеждений. Происходит передача и овладение общественно ценным опытом.
Цель воспитания:1. Передача обществ. Ценного опыта от старших младшим;2. Формирование и развитие личности;3. Подготовка детей к общественно и лично значимой деятельности.
Образование – целостный процесс обучения и воспитания личности обеспечивающий ееразвития.