Органолептические показатели. Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра – Общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин МПФ
Специальность –060103 Педиатрия
Форма обучения - очная
Дисциплина – Гигиена
Задачи курсового экзамена
для студентов 3 курса педиатрического факультета
(2013 – 2014 учебный год)
Задача №1
Суточные энергетические траты женщины 32 лет, работающей врачом-педиатром в стационаре, подсчитанные табличным методом с учетом бюджета времени, составляют 1900 ккал. Химический состав суточного пищевого рациона:. количество белков – 62 г (в т.ч. животного происхождения - 23 г), жиров - 83 г (из них растительных -12 г), углеводов – 365 г, фосфора – 1475 мг, кальция – 520 мг, магния – 403 мг, витамина С – 44 мг, калорийность 2455 ккал.
Оцените рацион питания. Перечислите возможные последствия его влияния на состояние здоровья. Укажите пути рационализации рациона. Перечислите основные источники кальция и витамина С.
Задача №2
Сколько витамина С получит подросток, если в его суточный рацион входит 250 г картофеля, 150 г капусты, 100 г моркови, 1 яблоко массой 120 г. Несъедобная часть картофеля составляет 20%, капусты и моркови – 10%, яблока – 5%. При каком виде термической обработки овощей потери витамина С минимальны: при варке в воде, тушении, при жарении во фритюре?
Путем включения каких продуктов можно довести содержание витамина С до суточной потребности? Что такое «оживление блюд»?
Задача №3
В пищеблок летнего оздоровительного лагеря поступило мясо – говядина, вынужденного убоя со справкой и клеймом ветнадзора. Одновременно доставлены непастеризованное молоко во флягах и творог из непастеризованного молока. Цвет молока синеватый, со стенок посуды молоко быстро стекает, удельный вес – 1,015. Срок их реализации не истек, органолептические показатели творога соответствуют требованиям ГОСТ.
Какое решение должен принять врач лагеря в отношении приемки и реализации этих продуктов? Какие формы врачебного контроля должны осуществляться на пищеблоках для профилактики пищевых отравлений?
Задача №4
В дошкольном учреждении с круглосуточным пребыванием завтрак дети 3-4 лет получают в 8 ч 30 мин, обед – в 14 ч, полдник – в 16 ч, ужин – в 18 ч. При этом завтрак составил 20%, обед – 30%, полдник – 15% и ужин 35% суточного рациона. В суточном рационе питания ежедневно присутствуют мясо, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный, овощи; 1 раз в 2-3 дня дети получают рыбу, яйца, сыр, творог.
Калорийность рациона составила 1800 ккал, белки – 60 г (в том числе животного происхождения 30 г), жиры – 60 г (в том числе животного происхождения 45 г), углеводы – 270 г, соли кальция – 1000 мг, фосфора – 1500 мг, витамин А – 400 мг, рибофлавин – 1,5 мг, аскорбиновая кислоты – 40 мг.
Дайте оценку рациона питания и свои соображения по улучшению питания детей в дошкольном учреждении.
Задача №5
При плановом обследовании детского санатория ведущим специалистом отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по РБ было установлено, что в кладовой пищеблока хранится партия рыбных консервов в количестве 150 банок. Отдельные банки несколько вздуты, у части банок этикетки отсутствуют.
Какие заболевания могут возникнуть при употреблении таких консервов? Предложите методы исследования консервов. Каковы причины истинного и ложного бомбажа? Укажите примерные сроки и условия хранения мясных и рыбных консервов. Расшифруйте следующие варианты маркировки консервных банок:
050411 130811
1 103 065201
А196 1Р
Задача №6
К врачу дома отдыха утром обратилось 6 человек с жалобами на тошноту, рвоту, боли в животе, жидкий стул 6-8 раз, слабость, озноб, повышение температуры до 38-39º. Заболевшие были госпитализированы. Все остальные отдыхающие чувствовали себя хорошо. Заболевшие обычно вместе проводили время. Накануне за ужином они ели огурцы, помидоры, копченую колбасу, утку домашнего копчения вынужденного убоя, торт.
Какое заболевание можно заподозрить? Какие продукты могли послужить причиной возникновения заболевания? Какие лабораторные исследования необходимо провести?
Задача №7
В спортлагере спустя 2-3 часа после ужина, во время которого спортсмены ели творожную запеканку, кремовый торт с чаем, возникло массовое заболевание, сопровождающееся у большинства пострадавших болями в эпигастральной области, тошнотой, рвотой, слабостью, потливостью, слабым пульсом. Температура тела у заболевших была в пределах 37-38 градусов. При расследовании случая заболевания было установлено, что торт был приготовлен поваром, у которого впоследствии была обнаружена фолликулярная ангина. Торт хранился в пищеблоке в течение 22 часов.
Какое заболевание возникло у спортсменов? Какие лабораторные исследования необходимо провести для подтверждения диагноза? Укажите меры профилактики.
Задача №8
За обедом семья из 3-х человек съела купленную 2 дня назад на рынке скумбрию холодного копчения, хранившуюся дома при комнатной температуре. На следующий день заболела дочь с симптомами заболевания - головокружение, тошнота, кратковременная боль в животе, неравномерное расширение зрачков, двоение и туман в глазах, опущение век, гнусавая речь, частый пульс, температура 36,5º. Больная была госпитализирована. У родителей подобных явлений не было.
Лабораторная экспертиза в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в РБ не установила наличие в продуктах и смывах с посуды патогенной и условно-патогенной микрофлоры, солей тяжелых металлов и других ядовитых веществ.
Какое заболевание можно заподозрить?
Какие дополнительные исследования необходимо провести для уточнения диагноза?
Укажите меры профилактики данного заболевания.
Задача №9
У детей 4-5 лет, вывезенных с детским садом на летний период на дачу, была замечена вялость, адинамия, некоторые жаловались на головную боль. Через несколько дней врач начал отмечать появление желтушности кожи и слизистых, увеличение печени. Отметив это, врач госпитализировал детей в инфекционную больницу. Принципы групповой изоляции в начале летнего сезона соблюдались не очень строго (заболевание детей началось на четвертой неделе дачного сезона). Никто из обслуживающего персонала и дети других групп аналогичных жалоб не предъявляли.
Детский сад перед открытием сезона был принят комиссией без замечания. Помещения детского сада канализованы, водоснабжение централизованное, качество воды удовлетворяет требованиям ГОСТа «Вода питьевая».
Рацион питания у детей всех пяти групп с момента вызова на дачу одинаков, продукты привозили с продовольственного склада и из совхоза. Сроки реализации продуктов строго соблюдались. Посещений родителей не было. Однако, как выяснилось при опросе, по просьбе родительского актива воспитательница покупала у местного жителя клубнику и после трехкратного промывания в проточной воде, давала ее детям. Заболели только те дети, которые ели купленную клубнику.
Какое заболевание можно заподозрить? Какие обстоятельства могли
привести к его возникновению? Какие лабораторные исследования нужно провести для уточнения диагноза? Укажите меры профилактики.
Задача №10
Через 2-3 часа после лесной прогулки воспитательница детского сада отметила у 8 детей группы резкое возбуждение и бред.
Детям был вызван врач. Врачом было отмечено следующее: сознание спутанное, бред, выраженная тахикардия, пульс слабого наполнения, резко расширенные зрачки. Остальные дети чувствовали себя хорошо. Никаких жалоб не предъявляли и никаких патологических симптомов не было обнаружено. Гуляли дети в лесу всей группой от 9 до 11 часов утра. На завтрак ели следующие блюда: кашу манную, какао, бутерброд с маслом и сыром, бутерброд с вареной колбасой, печенье школьное. В лесу дети играли в мяч, бегали, никаких жалоб не предъявляли. По рассказам детей, оставшихся здоровыми, заболевшие дети ели крупные ягоды, похожие на вишню. Ягоды брали из лукошка, оставленного кем-то на пне срубленного дерева. Один из здоровых мальчиков рассказал, что он тоже попробовал ягоду - она была сладкого вкуса, но не проглотил, вспомнив запрещение воспитателя. Заболевшие дети были срочно госпитализированы в неврологическое отделение детской больницы. Диагноз при госпитализации врач поставить не смог.
Поставьте диагноз заболевания. Какие лабораторные исследования следует провести для его подтверждения? Чем могло быть вызвано данное заболевание? Укажите меры профилактики.
Задача №11
Дайте оценку водопроводной воде при следующих значениях ее качества: запах при 20ºС - 2 балла, цветность – 45º, мутность - 2,7 мг/л, сухой остаток – 320 мг/л, хлориды – 153 мг/л, сульфаты – 69 мг/л, железо – 2 мг/л, марганец, медь и цинк не обнаружены, общая жесткость - 6,5 мг-экв/л, водородный показатель (рН) - 7,4, мышьяк - 0,01 мг/л, свинец - 0,02 мг/л, нитраты – 55 мг/л, фтор - 0,4 мг/л, общее микробное число – 64 в 1 мл, общие колиформные бактерии – 3 в 100 мл.
Предложите методы улучшения качества воды. В чем заключается значение нитратов, фтора и жесткости воды?
Задача №12
Проба воды шахтного колодца имеет следующие показатели: осадок – незначительный, светло-буроватого цвета, цветность – 55º, запах - 3 балла, землистый, привкус - отсутствует, общая жесткость - 14мг-экв/л, аммонийные соли - 0,5мг/л, нитриты - 0,08мг/л, окисляемость - 5,6мг/л, нитраты - 65мг/л, хлориды -95мг/л, сульфаты - 120мг/л, железо - 0,7мг/л, фтор - 0,5мг/л, общее микробное число - 180 в 1мл, общие колиформные бактерии – 10 в 100мл.
Оцените качество воды.
Как проводится отбор проб воды для химического исследования?
Каковы особенности отбора проб воды для бактериологического исследования?
Задача №13
Источником хозяйственно-питьевого водоснабжения детского санатория «Салют» является артезианская скважина. Вода подается в водопроводную сеть без хлорирования. В порядке текущего государственного санитарного надзора отобрана проба воды перед подачей в распределительную сеть. Дать заключение о качестве питьевой воды по данным приведенного протокола №120 от 24.06.2013 г. Определите к какому классу относится водоисточник.
ПРОТОКОЛ №120
Органолептические показатели
Запах, баллы | |
Привкус, баллы | |
Цветность, градусы | |
Мутность, мг/л | 1,5 |
Химические показатели | |
Сухой остаток, мг/л | |
Общая жесткость, мг-экв/л | 6,5 |
Водородный показатель (рН) | 7,4 |
Хлориды, мг/л | |
Сульфаты, мг/л | |
Железо, мг/л | 0,2 |
Марганец, мг/л | отс. |
Медь, мг/л | 0,1 |
Цинк, мг/л | 1,0 |
Бериллий, мг/л | 0,0001 |
Молибден, мг/л | 0,2 |
Мышьяк, мг/л | 0,1 |
Нитраты, мг/л | 0,02 |
Свинец, мг/л | отс. |
Селен, мг/л | 0,9 |
Стронций, мг/л | 1,0 |
Фтор, мг/л | 0,8 |
Микробиологические показатели | |
Общее микробное число в 1мл | |
Общие колиформные бактерии в 100мл | отс. |
Термотолерантные колиформные бактерии в 100 мл | отс. |
Колифаги (БОЕ) в 100 мл | отс |
Задача №14
По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в РБ за прошедший год среднесуточные концентрации в воздухе селитебной зоны составляли: сернистый газ - 0,9 мг/куб.м, окись углерода - 0,5 мг/куб.м, двуокись азота - 0,1 мг/куб.м, хлор - 0,04 мг/куб.м, ртуть - 0,0001 мг/куб.м, пыль - 0,4 мг/куб.м.
Дайте гигиеническую оценку состояния атмосферного воздуха в данной точке населенного пункта.
Перечислите основные источники загрязнения атмосферного воздуха в городах.
Укажите меры по оздоровлению воздушного бассейна населенных мест.
Задача №15
По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в РБ, в лекционной аудитории медицинского университета с естественной вентиляцией в зимнее время к концу лекции температура воздуха с 19ºС поднимается до 24ºС, влажность воздуха - с 58% до 78%, содержание углекислого газа - с 0,7‰ до 1,6‰, скорость движения воздуха снижается с 0,4 до 0,1м/с. Кратность воздухообмена составляет 1,5 раза за час.
Оцените микроклиматические условия в аудитории и дайте рекомендации по их улучшению. Перечислите приборы, необходимые для исследования микроклимата.
Задача №16
Рассчитайте кратность воздухообмена в учебном классе, если площадь класса равна 60 м2, высота 3,2 м и занимаются в нем 25 учеников. Каждый ученик выдыхает 22,6 литра углекислого газа в час. Оцените имеющийся воздухообмен в классе, если площадь фрамуг составляет 0,6 м2 , а скорость движения воздуха – 0,4м/сек.
Дайте определение кратности воздухообмена. Укажите гигиеническое значение углекислого газа.
Задача №17
В районе предполагаемого строительства нефтеперерабатывающего завода проводилось изучение частоты повторяемости ветров. Получены следующие результаты: румбы/частота – С/5%, СВ/30%, СЗ/15%, 3/15%, ЮЗ/10%, Ю/10%, ЮВ/10%, В/5%.
Постройте розу ветров. Найдите господствующее направление ветра в данной местности. Как должно быть расположено данное предприятие по отношению к жилой (селитебной) зоне города? Изложите методы и необходимые приборы для определения скорости движения воздуха.
Задача №18
Асептическая операционная размещена на III этаже 4-х этажного хирургического корпуса, на IV этаже - операционная септического отделения. Окна операционных ориентированы на запад. Площадь операционных составляет 30 м2, высота 3,5 м, в них размещено по 1 операционному столу.
В асептической операционной температура воздуха — 24,5ºС, относительная влажность — 89%, скорость движения воздуха — 0,07 м/сек, бактериальная обсемененность 1870 в 1 м3. Потолок побелен, стены покрашены масляной краской в розовый цвет, на полу — линолеум. По приточно-вытяжной вентиляции подается 400 м3 воздуха, а удаляется — 550 м3.
Оцените представленные данные. Укажите методы определения бактериального загрязнения и методы санации воздуха.
Задача №19
В палатную секцию детского отделения центральной районной больницы для детей старше 1 года входят: 2 палаты на 6 коек, 1 палата на 5 коек, 4 палаты на 2 койки и 1 палата на 1 койку. Площадь палат соответственно составляет: 30, 25, 12 и 9 кв.м, высота - 3,2м. В день обследования относительная влажность воздуха - 55%, температура - по горизонтали у наружной стены 20ºС, внутренней 22ºС, по вертикали - 18, 21, 23ºС. Коридор имеет ширину 1,4 м, есть веранда, игровая комната для детей отсутствует.
Дайте санитарно-гигиеническое заключение указанным условиям. Каковы принципы секционной планировки в детских отделениях?
Задача №20
В детской больнице участились случаи возникновения внутрибольничных острых респираторных заболеваний. В больнице 1 лестничная клетка и лифт. Строгой изоляции между отделениями нет.
При санитарно-эпидемиологическом исследовании установлено, что в отделении для детей до 1 года вместимость палат рассчитана на 3 койки, палаты объединены в отсеки по 12 коек. В отделении для детей старше 1 года палаты рассчитаны на 4-6 коек, площадь, приходящаяся на 1 ребенка - 4,5-6 кв.м. Расстояние от коек до стен с окнами 0,4 м, расстояние между торцами коек 1,0 м, расстояние между сторонами коек 0,8 м.
Составьте комплекс гигиенических мероприятий, направленных снижение заболеваемости. Назовите элементы неспецифической профилактики внутрибольничной инфекции.
Задача №21
Детское отделение на 70 коек многопрофильной больницы расположено на одном из этажей главного корпуса. Прием больных детей осуществляется в общем приемном отделении больницы. Вместимость палатной секции для детей до 1 года - 32 койки, для детей старше 1 года - 38 коек. В палатах для детей до 1 года находится 3-4 койки, в палатах для остальных детей 4-5 коек. Площадь на койку в палатах составляет от 4,4 до 5,3 кв.м. В палатах размещаются дети различного возраста. Для матерей, дети которых находятся в отделении, предусмотрена комната отдыха - столовая.
Дайте гигиеническую оценку архитектурно-планировочному решению данного отделения к условиям пребывания пациентов.
Задача №22
В кузнечном цехе Уфимского завода горного оборудования нагретые слитки металла подвергаются ковке, штамповке и прессованию. В помещении цеха расположены кузнечные прессы и нагревательные печи. Температура воздуха в рабочей зоне +34ºС (температура наружного воздуха +25ºС), относительная влажность воздуха — 40%, его подвижность — 0,1 м/с. Интенсивность лучистого тепла до 1950 Вт/м2. В воздухе рабочей зоны констатировано повышенное содержание окиси углерода, сернистого газа. Труд кузнеца характеризуется как тяжелый.
Оцените условия микроклимата и возможное влияние его на здоровье работающих. Как должен быть организован воздухообмен в этом цехе? Изложите методику определения интенсивности лучистого тепла на рабочем месте.
Задача №23
В одном из цехов авторемзавода испытываются автомобильные двигатели. Выхлопные газы посредством гибких шлангов, присоединенных к выхлопным трубам двигателей, выводятся в атмосферу. Общая механическая приточная система вентиляции производительностью 6 тыс. м3/час подает воздух в рабочую зону. Общее валовое выделение окиси углерода в помещение составляет 200000мг/час. Анализы воздуха рабочей зоны показали, что содержание в ней окиси углерода превышает ПДК.
Определите объем воздуха, необходимый для разбавления окиси углерода до ПДК. Изложите методы отбора и исследования проб воздуха на содержание химических веществ.
Задача №24
Согласно данным лаборатории ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в воздухе рабочей зоны прядильного цеха УХБК содержание хлопковой пыли составляет от 8 до 18 мг/м3. Дайте санитарно-гигиеническую оценку запыленности воздуха данного предприятия. Укажите на основные направления оздоровительных мероприятий.
Рассчитайте содержание пыли в воздухе, если исходный вес пылевого фильтра равен 0,060500 г, после пропускания через него воздуха в течение 20 минут со скоростью
10 л/мин, вес его стал 0,06300 г. Изложите методы определения запыленности воздуха.
Задача №25
Юноша 15 лет 2 мес., имеет рост 182 см, вес 50 кг, окружность грудной клетки 83,5 см. Страдает частыми острыми респираторными заболеваниями (5-6 раз в год).
Оцените физическое развитие методом сигмальных отклонений. Дайте сравнительную характеристику методов исследования физического развития. Определите группу здоровья и физвоспитания.
Задача №26
Девушка 15 лет 4 мес. 25 дней имеет рост 173 см, вес 60 кг, окружность грудной клетки 82 см. За год выросла на 2 см, постоянных зубов 28, половое развитие – Р3Ма3Ах2,3. Пульс 80 уд. в мин., АД 100/60 мм рт.ст., частота дыхания 19 в мин. При врачебном осмотре с участием специалистов выявлена миопия слабой степени (visus ОS: –0,5 ОD: –0,7).
Оцените физическое развитие по шкалам регрессии и комплексным методом. Определите группу здоровья и физвоспитания.
Задача №27
Юноша 15 лет 10 мес. 11дней имеет рост 190см, вес 65кг, окружность грудной клетки 92см. Болен хроническим пиелонефритом с редкими обострениями, жалоб нет. За год вырос на 4см, постоянных зубов 28, половое развитие РзАх2. Мускулатура умеренно выражена, жировая складка 1см. Пульс 70 уд/мин., АД 115/70, ЧД 18/мин.
Оцените физическое развитие по центильным шкалам и комплексным методом. Определите группу здоровья и физвоспитания.
Задача №28
Городская школа расположена в зоне жилой застройки на глинистой почве с уровнем стояния грунтовых вод 1,5 м. Пешеходная доступность для обучающихся - до 1,5 км. Четырехэтажное здание построено на межквартальном проезде и имеет блочную систему постройки. Озеленение территории составляет 30%. Деверья посажены на расстоянии 10 м, а кустарники на расстоянии 5 м от здания учреждения. На территории школы выделены учебно-опытная зона и зона отдыха с площадками для игр. Хозяйственная зона расположена с подветренной стороны от здания школы, отдельного въезда не имеет. Для сбора отходов на территории хозяйственной зоны на расстоянии 15 м от здания школы оборудована площадка с водонепроницаемым твердым покрытием, на которой установлены мусоросборники. Размеры площадки превышают площадь основания контейнеров на 0,5 м во все стороны. Территория школы имеет наружное искусственное освещение, уровень которого составляет 5 лк на земле.
Дайте гигиеническую характеристику земельного участка школы.
Задача №29
Количество учащихся в городской школе – 1000 чел. Система застройки – централизованная. Здание имеет два входа. На 1 этаже школы находятся кабинет директора, учительская, гардероб, столовая, актовый зал, спортивный зал размерами 24 х 12 х 4 м с двумя раздевалками. Столовая включает обеденный зал на 100 посадочных мест, площадь столовой – 600 м2.
На 2 этаже расположены медицинский кабинет, кабинеты труда, учебные классы для младших и средних классов. На 3 этаже – кабинеты химии, физики, биологии. Смежно с кабинетами имеются лаборантские площадью 10 м2. В классах и кабинетах на 1 обучающегося приходится 2 м2.
Дайте санитарно-гигиеническую характеристику планировке школьного здания.
Задача №30
Кабинет химии, расположенный на 1 этаже школы, имеет длину 10 м, ширину – 6 м, высоту – 3 м. Три окна ориентированы на юг, их размеры по 2 на 1,5 м, рамы отнимают 10% площади. Показания люксметра на улице - 15000 лк, на 3 ряду - 150 лк. Столы ученические двухместные, расставлены в 3 ряда, покрашены в темно-коричневый цвет. Демонстрационный стол имеет обычное покрытие. Классная доска черного цвета расположена на расстоянии 1,8 м от первой парты. Угол видимости доски составляет 25º. Имеется вытяжной шкаф. Лаборантская, площадью 16 кв. м, расположена со стороны задних столов.
Дайте санитарно-гигиеническую характеристику условиям обучения учащихся. Какие внутренние факторы влияют на уровень естественной освещенности в учебном помещении?
Задача №31
28 учащихся 3 класса занимается в учебном помещении, расположенном на 4-м этаже школы. Класс прямоугольной конфигурации, имеет размеры 8,9 м на 6,2 м. Температура воздуха 19 градусов, относительная влажность 57%, скорость движения воздуха 0,3 м/с.
Класс оборудован партами, расположенными в 3 ряда. Расстояние от наружной стены до первого ряда парт - 0,6 м, от внутренней стены до 3 ряда парт - 0,3 м, от задней стены - 0,3 м, от классной доски - 2,1 м, между рядами - 0,8 м.
В классе 5 парт с маркировкой №2 и 9 парт №3. Рост 8 учащихся 126-129 см,
18 учащихся 130-144 см, 2 учащихся 150 и 154 см.
Дайте санитарно-гигиеническую оценку условиям обучения учащихся.
Задача №32
Врачом по гигиене детей и подростков ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» проведено обследование образовательного учреждения № 511 по использованию компьютерной техники в учебном процессе.
Установлено, что ориентация окон в информатики кабинете – юго-восток. Коэффициент естественной освещенности -1,2%. Расстановка рабочих мест с ВДТ – периметральная с расстоянием между боковыми поверхностями мониторов – от 1,1 до 1,3 м. Площадь на 1 рабочее место – 5,3 м2.
Уровни искусственной освещенности: на поверхности стола – от 160 до 220 лк, на экранах ПЭВМ – от 150 до 180 лк, на классной доске – 220 лк. Показатели микроклимата: температура воздуха – +24,5°С, относительная влажность – 29%.
Для обучающихся в 9-11 классах в расписании уроков предусмотрено по 2-3 урока в день с применением компьютеров, при этом непрерывная длительность занятий непосредственно с ПЭВМ составляет от 15 до 30 минут.
Дайте оценку условиям и режиму обучения школьников.
Задача №33
Трудовое обучение учащихся 5-7 классов проводится в слесарной и столярной мастерских, при этом на 1 рабочее место приходится 5 и 6 кв.м соответственно. В столярной мастерской двухместные верстаки расставлены в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, что свет падает справа. Расстояние между верстаками в передне-заднем направлении составляет 60 см. В слесарной мастерской одноместные верстаки размещены в шахматном порядке, расстояние между рядами верстаков 80 см. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,7 м между их осями. Слесарные верстаки оснащены предохранительной сеткой высотой 0,5 м.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 90 минут. Длительность практической работы на уроках труда составляет в среднем 75% времени занятий.
Дайте гигиеническую оценку организации трудового обучения.
Как правильно провести подбор столярных и слесарных верстаков для учащихся?
Задача №34
Спортивный зал размерами 24х12х5 м размещен на 1 этаже основного здания школы. При спортивном зале имеются следующие вспомогательные помещения: снарядная – 16 м², раздевальные для мальчиков и девочек площадью 9,5 м² каждая, душевые площадью – 9 м²каждая, санитарные узлы для мальчиков и девочек площадью по 7 м², комната для инструктора – 9 м². Температура воздуха в зале - 17ºС, относительная влажность – 40%, скорость движения воздуха в зоне нахождения учащихся 0,2 м/с. КЕО – 1,6%, уровень искусственной освещенности на уровне пола – 200 лк. Моторная плотность урока физкультуры в 5 классе - 55 %. Прирост частоты сердечных сокращений у учащихся по отношению к исходным данным после вводной части в среднем составил 20%, после основной – 50%, восстановление исходного уровня произошло в начале перемены.
Оцените условия и организацию урока физической культуры.
Задача №35
К началу учебного года необходимо оборудовать класс для первоклассников. Согласно данным медицинской карты ребенка (форма Ф-026/у), учащиеся будущего класса имеют рост:
112 см – 4 чел. 120 см – 3 чел. 125 см – 3 чел. 130 см – 2 чел. 131 см – 4 чел. | 134 см – 2 чел 135 см – 2 чел. 140 см – 3 чел. 141 см – 5 чел. 146 см – 1 чел. |
Трое детей с ростом 112 см, 135 см и 141 см, имеют нарушение остроты зрения
0,5-0,7 Д. Снижение слуха выявлено у одного ребенка, рост которого составляет 135 см.
1. Составьте заявку на парты для будущего класса.
2. Разработайте инструкцию для преподавателя по расстановке парт и посадке учащихся.
3. Какие еще размеры школьной мебели важно учитывать при ее подборе?
Задача №36
Расписание занятий учащихся 7 Б класса школы №47 г. Уфы
Понедельник 1. Русский язык 2. Литература 3. История 4. Математика 5. Физика | Вторник 1. Математика 2. Русский язык 3. Физкультура 4. Биология 5. География | Среда 1. Русский язык 2. Математика 3. Математика 4. Литература 5. Культура РБ 6. Физкультура |
Четверг 1. Музыка 2. География 3. Математика 4. Физкультура 5. Иностранный | Пятница 1. История 2. География 3. Русский язык 4. Математика 5. Физика 6. Биология | Суббота 1. Труд 2. Труд 3. Иностранный 4. Математика 5. Русский язык |
1. Оцените данное расписание.
2. Постройте график недельной нагрузки.
3. Составьте и обоснуйте правильность рекомендуемого Вами расписания.
Задача №37
При оценке организации учебных занятий в 1 классе в сентябре 2011 года установлено следующее. Начало занятий 13.30 часов. Продолжительность урока 40 минут. Перемены: две – по 5 минут, одна – 20 минут.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Чтение | Математика | Русский язык | История РБ | Чтение | |
Русский язык | Русский язык | Чтение | Математика | Математика | |
Математика | Физкультура | Рисование | Чтение | Русский язык | |
Пение | Пение | Математика | Русский язык | Труд |
Оцените организацию учебных занятий. Укажите недостатки.
Составьте расписание с учетом гигиенических требований.
Постройте графики недельной нагрузки (фактического и рекомендуемого расписаний).
Задача №38
В дошкольном учреждении участились случаи возникновения острых респираторных заболеваний. При санитарно-эпидемиологическом обследовании установлено: озеленение территории составляет 40%, очистка и поливка проводится нерегулярно. Здание детских яслей имеет 1 вход на 3 группы. Осмотр детей перед приходом в детский сад не проводится. В группах недостаток обслуживающего персонала (1 няня на 2-3 группы). Контроль за состоянием здоровья персонала учреждения проводится нерегулярно.
В групповых комнатах на каждого ребенка приходится 2 м2 в ясельных и 1,5 м2 в дошкольных группах, в спальнях – 1,2 м2 в ясельных и 1,2 м2 в дошкольных группах. Кровати в спальнях расставлены с разрывом между длинными сторонами 0,5 м, между изголовьями двух кроватей - 0,1 м, от наружных стен - 0,2 м.
Установите причины роста заболеваемости в дошкольном учреждении. Составьте комплекс гигиенических мероприятий, направленных на санацию воздушной среды. Назовите методы неспецифической профилактики простудных заболеваний у детей.
Задача №39
Оцените готовность к обучению в школе Петрова Вани по медицинским критериям, представленным в медико-педагогической карте. При необходимости дайте рекомендации.
Возраст 6 лет 2 месяца.
Детский сад № 118.
Поликлиника по месту жительства №5.
Медицинские критерии:
1. Физиометрические показатели:
Рост 115 см
Вес 20,1 кг
Окружность головы 49 см
Окружность груди 58 см
2. Соматоскопические показатели:
Число постоянных зубов 9
3. Физиометрические показатели:
ЧД - 22 в мин.
ЧСС - 92 уд. в мин.
АД - 90/65 мм рт. ст.
Жизненная емкость легких 1260 мм
Мышечная сила рук правой 7,7 кг
левой 7,4 кг
4. Группа здоровья Д (III)
Диагноз – Хронический бронхит.
В течение года 4 раза перенес ОРВИ .
Задача №40
Оцените готовность к обучению в школе Петрова Вани по психолого-педагогическим критериям, представленным в медико-педагогической карте. При необходимости дайте рекомендации.
Возраст 6 лет 2 месяца.
Детский сад № 118.
Поликлиника по месту жительства №5.
Психолого-педагогические критерии:
1.Тестовая беседа - 14 баллов
2. Тест Керна-Ирасека:
Рисование фигуры - 3 балла
Копирование фразы - 3 балла
Срисовывание точек -3 балла
Сумма - 9 баллов;
3. Мотометрический тест - отриц.
4. Чистота звукопроизношения - отриц. ( не выговаривает звуки «ш», «ч»)
5. Умственная работоспособность по корректурной пробе: Качество - 20% , Точность - 0,29, Продуктивность -12.