Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра пропедевтики внутренних болезней.

Специальность лечебное дело.

Методические рекомендации для студентов

«Диагностическое значение

рентгенологического и

бронхоскопического исследований

органов дыхания»

Тюмень 2013г.

Методические рекомендации предназначены для студентов.

Подготовили: доцент, к.м.н. Яркова В.Г., к.м.н. Решетникова Т.В..

Под редакцией зав.кафедрой, профессора, д.м.н. Жмурова В.А.

Утверждены на заседании кафедры «29» января 2009г.

Заведующий кафедрой,

профессор Жмуров В.А.

1. Тема занятия: Диагностическое значение рентгенологического и бронхоскопического исследований органов дыхания.

2 .Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

3. Значение темы:

Рентгенологические и бронхоскопические методы исследования являются важнейшими диагностическими методами. Они обеспечивают своевременное распознавание различных болезней, в том числе самых частых и грозных повреждение, воспалений, опухолей.

4. Цели обучения:

Научиться распознавать основные рентгенологические и бронхоскопические признаки при поражении легких.

5. Профессиональные компетенции:

ПК-5/способен и готов проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного

Знать:

- средства и методы лучевой диагностики (рентгеноскопия, рентгенография, флюорография, томография).

- строение рентгеновского аппарата и физическая основа метода,

Уметь:

- описать рентгенологический снимок,

- выявить и оценить симптомы, встречающиеся при рентгенологическом исследовании органов дыхания,

- выявить и оценить симптомы, встречающиеся при бронхоскопичеком исследовании органов дыхания

Владеть:

-изложить полученные при исследовании пациента данные в виде разделов истории болезни;

ПК-6. способен и готов проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики с учетом возрастно-половых групп пациентов

Знать:

-общую методологию диагноза, значение медицинской теории для общего развития диагностики; метод и теорию рентгенологического диагноза, перспективы развития диагностики;

-общий план диагностического исследования, этапы диагностического наблюдения и исследования,

Уметь:

-диагностировать основные рентгенологические синдромы:

- поставить рентгенологический диагноз в типичных случаях

Владеть:

-изложить полученные при исследовании пациента данные в виде разделов истории болезни

ПК-16/способен и готов анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов.

Знать: анатомо-физиологические основы и закономерности функционирования органов и систем; современные методики обследования и методы оценки функционального состояния организма детей и подростков

Уметь: использовать в профессиональной деятельности возможности различных методов рентгенологического обследования и оценки функционального состояния организма для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов

Владеть: современными методами анализа, оценки, интерпретации и модификации результатов ренгенологического обследования в практике для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

ПК- 31/ способен и готов изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности.

Знать: - общее представление о рентгенологической клинической медицины - роль в развитии истории диагностики отечественных условий;

- методы обследования больного и общую симптоматологию заболеваний;

Уметь: изучать научно-медицинскую и парамедицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, готовить рефераты, обзоры, доклады; участвовать в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач, соблюдать основные требования информационной безопасности

Владеть: - самостоятельно работать с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения задач.

6. Воспитательный компонент.

Изучая достижения, традиции, опыт исследователей старшего поколения, студент сам набирается опыта, учится систематически последовательно, полно проводить исследование.

7. Место проведения занятия:в учебных комнатах; в палатах клинической больницы.

8. Оснащение занятия.

1. Таблицы.

2. Рентгенологические снимки с основными легочными синдромами.

3. Результаты бронхоскопического исследования.

4. Учебное пособие "Методы исследования".

5. Негатоскоп

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы.

- топографические линии тела (грудной клетки);

- анатомия органов дыхания (доли, сегменты) и скелета грудной клетки

- анатомия органов средостения

10. ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

1. Средства (устройство и принцип работы рентгенологического аппарата) и методы лучевой диагностики (рентгеноскопия, рентгенография, флюорография, томография, бронхография);

2. Основы рентгеноанатомии легких (доли, сегменты), средостения.

3.Схема описания рентгенологического снимка органов дыхания;

4. Основные рентгенологические синдромы болезней легких:

а) обширное затемнение легочного поля

б) ограниченное затемнение

в) круглая тень

г) кольцевидная тень

д) очаги и ограниченные диссеминации

е) распространенные диссеминации

ж) патологические изменения легочного рисунка

з) патологические изменения корня легкого

и) обширное просветление легочного поля

5.Методика бронхоскопии.

6. Данные результатов бронхоскопического исследования.

11.Графлогическая структура темы прилагается?

Практическая работа.

1.Описание рентгенологических снимков с различными легочными синдромами.

2. Обсуждение данных исследования каждого снимка.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Вариант 1

1. Рентгенологический синдром - это

а) совокупность скиалогических признаков патологической тени

б) совокупность рентгенологических симптомов, объединенных единым патогенезом

в) теневая картина, требующая проведения дифференциальной диагностики

г) нарушение функционального состояния органа

2. Первый рентгеновский аппарат в России сконструировал

а) М.И.Неменов

б) А.С.Попов

в) А.Ф.Иоффе

г) М.С.Овощников

3. Единица измерения мощности дозы рентгеновского излучения

а) Рентген

б) Рад

в) Рентген/мин

г) Грей

4. Рентгеноскопия дает возможность изучить

а) легочный рисунок

б) подвижность диафрагмы

в) состояние междолевой плевры

г) мелкие очаговые тени

5. Для выявления бронхоэктазов наиболее информативной методикой исследования является

а) рентгенография

б) томография

в) бронхография

г) ангиопульмонография

6. Для изучения структуры "круглой" тени наиболее информативны

а) рентгеноскопия

б) рентгенография

в) рентгенография с прямым увеличением

г) томография

7. Структура патологической тени в дифференциальной диагностике

а) значения не имеет

б) имеет значение только в сочетании с размерами тени

в) имеет существенное значение

г) имеет значение весьма относительное

8. Наиболее важный диагностический признак "шаровидных" образований легких

а) структура

б) форма

в) размеры

г) очертания

9. Смещение средостения в здоровую сторону характерно

а) для рака легкого

б) для экссудативного плеврита

в) для прогрессирующей легочной дистрофии

г) для хронической пневмонии

10. О четкости рентгенограммы грудной клетки судят по контурам

а) средостения

б) диафрагмы

в) магистральных сосудов

г) ребер

11. Для дренирующего острого абсцесса легкого наиболее характерны

а) горизонтальный уровень жидкости

б) наличие "секвестра"

в) наличие "дорожки" к корню

г) нет признаков

12. Наиболее характерно для эмфиземы легких

а) усиление и деформация легочного рисунка

б) расширение легочных корней

в) повышение прозрачности легочных полей

и обеднение легочного рисунка

г) очаговая диссеминация

13. Окружающая легочная ткань при периферическом раке легкого

а) имеет иногда тяжистую дорожку от опухоли к корню

б) не изменяется

в) нередко имеет вокруг очаговые тени

г) опухоль всегда связана широкой дорожкой с корнем

14. При тотальном экссудативном плеврите затемнение имеет

а) неоднородный характер, интенсивность повышенную

б) однородный характер, среднюю интенсивность

в) однородный характер, высокую интенсивность

г) неоднородный характер, малую интенсивность

15. Для бронхоскопической картины при острой пневмонии характерно:

а) слизистая оболочка ярко гиперемирована
б) слизистая оболочка умеренно гиперемирована
в) устья сегментарных бронхов деформированы
г) устья бронхов резко сужены
д) секрет гнойный

Вариант 2

1. Первые рентгенограммы в России произвел

а) М.И.Неменов

б) И.П.Павлов

в) А.С.Попов

г) Д.И.Менделеев

2. К методам лучевой диагностики не относятся

а) рентгенография

б) термография

в) радиосцинтиграфия

г) электрокардиография

д) сонография

3. Действительный фокус рентгеновской трубки имеет форму

а) круга

б) треугольника

в) прямоугольника

г) квадрата

4. Бронхография позволяет изучить состояние

а) легочной паренхимы

б) плевры

в) средостения

г) бронхов

5. Бронхоскопию следует проводить

а) при ателектазе доли, сегмента

б) при острой долевой, сегментарной пневмонии

в) при экссудативном плеврите

г) при остром абсцессе легкого

6. При пневмотораксе корень легкого смещается

а) кверху

б) книзу

в) медиально

г) кнаружи

7. Наименьшей автономной единицей легкого является

а) ацинус

б) долька

в) сегмент

г) доля

8. Для тотального экссудативного плеврита характерно

а) расширение межреберных промежутков без смещения средостения

б) расширение межреберных промежутков, смещение средостения в здоровую сторону

в) сужение межреберных промежутков, смещение диафрагмы вверх

г) нет характерных признаков

9. Между очаговым туберкулезом и очаговой пневмонией дифференциальную диагностику решает

а) величина очагов

б) очертания очаговых теней

в) отсутствие дорожки к корню

г) динамика процесса

10. Субстратом затемнения в первую стадию развития крупозной пневмонии является

а) лейкоцитарная инфильтрация стромы легкого

б) экссудат в альвеолярной ткани

в) отек альвеолярной ткани

г) отек стромы легкого

11. Определение локализации патологической тени желательно проводить

а) по межреберьям

б) по легочным поясам

в) по сегментам

г) не имеет значения

12. Для изучения структуры корней легких наиболее целесообразны

а) рентгенография в прямой проекции

б) рентгенография в боковой проекции

в) томография

г) многопроекционная рентгеноскопия

13. Расширение корня легкого наблюдается всегда

а) при расширении легочной артерии

б) при опухоли бронха

в) при увеличении лимфатических узлов

г) при пневмонии

д) все ответы правильны

14. Для диффузного бронхита при бронхоскопии характерно:

а) легочное кровотечение
б) распространение на все видимые бронхи
в) верхнедолевые бронхи интактны
г) нижнедолевые бронхи интактны
д) воспаление распространяется только на одну половину бронхиального дерева

15. Дистония при бронхоскопии- это:

а) выпячивание мембранозной части в просвет трахеи и бронхов во время вдоха
б) выпячивание мембранозной части в просвет трахеи и бронхов во время выдоха
в) выпячивание хрящевой части в просвет трахеи и бронхов во время вдоха
г) выпячивание хрящевой части в просвет трахеи и бронхов во время выдоха
д) спадение боковых стенок трахеи и бронхов во время выдоха

Эталоны ответов к тестам:

Вариант1

1. б

2. б

3. в

4. б

5. в

6. г

7. в

8. г

9. б,

10. г

11. а

12. в

13. а

14. в

15. б

Вариант2

1. в

2. г

3. г

4. г

5. а

6. в

7. а

8. б

9. г

10. в

11. в

12. в

13. д

14. б

15. б

Элементы УИРС.

1. Особенности клиники у больных с крупозной пневмонией.

2. Трактовка общего анализа крови у больных острыми пневмониями.

Литература:

Обязательная:

1. «Пропедевтика внутренних болезней» В.А.Жмуров, М.В. Малишевский, С.А.Осколков, В.Г.Яркова, Тюмень 2007.

2. "Пропедевтика внутренних болезней"

АД.Гребенев, М., Медицина . 2002г.

3. «Пропедевтика внутренних болезней», Москва. 2007г.

Дополнительная:

1. «Диагностика болезней внутренних органов» А.Н.Окороков, Москва 2002г.

2. "Пропедевтика внутренних болезней ". В.Т. Ивашкин, В.К.Султанов.

"Питер", Санкт-Петербург, 2003г.

3. "Основы семиотики заболеваний внутренних органов" Струтынский В.А. и др. 2004г.

4. В.А. Жмуров, С.А. Осколков, В.Г.Яркова, О.И. Кокарева « Обследование больных с заболеваниями органов дыхательной системы» (методическое учебное пособие)» для студентов III курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Тюмень, 2008., 63с.

5. Руководство по клиническому обследованию больного для врачей оказывающих первую медицинскую помощь. Под ред. Баранова А.Л., Денисова И.Н., Ивашкина Т.В. и др. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2006.

6. Практикум по пропедевтике внутренних болезней: учебное пособие под редакцией Кобалава Ж.Д., Моисеева В.С. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2008

Наши рекомендации