Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер

Псевдобульбарная дизартрия- встречатеся наиболее часто и является следствием псевдобульбарного паралича, который обычно развивается в раннем детском возрасте после перенесеной травмы, инфекционных заболеваний (коклюш, минингит) и т. п. Нарушение моторики речедвигательного аппарата имеет широкий характер, страдают практически все группы мышц, принимающих участие в формировании звука. Кроме того, часто страдает и моторика верхней части лица, вследствии чего лицо становится неподвижным, маскообразным, аммичным; наблюдается общая моторная неловкость, неуклюжесть. Ребенок не может сам одеться, обуться, не бегает, не прыгает. Естественно, что все функции неречевого характера, в которых необходимо участие языка, губ и других частей речевого аппарата, оказываются также неполноценными: ребенок плохо пережевывает пищу, плохо глотает, не умеет вовремя проглотить и задержать усиленно выделяющуюся слюну, поэтому обычно наблюдается слюнотечение (саливация). Псевдобульбарная дизартрия наблюдается и у взрослых, особенно у пожилых людей, в результате нарушения мозгового кровобращения (после инсульта). В остром периоде, сразу после инсульта, как правило, наблюдается полная потеря речи. Одновременно отмечается слюнотечение и затруднении при глотании. жевании. Если в этом периоде обследовать речевую моторику, то обнаружится почти полная неподвижность губ, языка, мягкого нёба. Понимание речи сохраняется. По мере восстановления мозгового кровоснабжения больные начинают говорить, но крайне неясно, гнусаво. Постепенно она становится более ясной и оказывается, что несколько пострадал словарный состав и грамматический строй, а навыки письма и чтения сохранились.

Подкорковая дизартрия- наблюдается у больных хореей (при ревматическом поражении головного мозга. Постоянные насильственные движения в речевой мускулатуре приводят к тому, что речь больного становится отрывистой, отдельные слоги произносятся быстро и громко, как бы "выталкиваются", а другие не произносятся совсем, "проглатываются".

Мозжечковая дизартрия- при повреждениях и заболеваниях мозжечка разрушается речь, больные не могут связывать звуки в слоги и слова. Мозжечок управляет, регулирует тонус мышц и при его поражении наступает диссеметрия, выражающаяся в неправильном сокращении мускулатуры голосового аппарата. При этом нарушается плавность, громкость, темп речи. Речь приобретает форму сканирования.

Многочисленные исследования причин возникновения нарушенй речи позволяют отнести к группе моторных дизартрий такие дефекты артикуляции, как нарушение темпа речи и заикание.

Нарушение тема речи- может проявляться в ускорении или замедлении речи. При ускоренном темпе речи (тахилалии) речь теряет смысл, становится неясной, смазанной. Встречается гораздо чаще, речь сопровождается повторением и проглатыванием слогов, искажением звуков, при этом слушателю очень трудно уследить за содержанием речи. Как правило, тахилалия скрывает за собой более глубокие нарушения речи, затрагивающие словарь, грамматический строй, письменную речь. Замедленный темп речи (брадилалия) сочетается с монотонностью, нечеткостью, смазанностью произношения. Причиной являются общая вялость, паретичность речевой мускулатуры вследствие поражения подкорковых структур головного мозга.

Заикание- нарушение координации всех движений, участвующих в речи, не только дыхательных, фонаторных и артикуляционных, но и мимических и жестикуляционных. Причины развития заикания многообразны, но в их основе лежат нарушения центрального речевого аппарата.

Читать дальше

Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Обследование ребенка

Перейти на главную страницу

Неврологический статус

Исследование нервной системы у детей раннего возраста имеет специфические особенности, связанные с возрастной физиологией этого периода развития. Интенсивное формирование нервной системы в первые годы жизни приводит к усложнению поведения ребенка, поэтому неврологическое обследование детей этой группы должно быть динамичным и строиться с учетом эволюции основных функций.

Неврологическое обследование новорожденного начинают с осмотра. Сначала наблюдают за поведением ребенка во время кормления, бодрствования и сна: за положением головы, туловища и конечностей, а также за спонтанными движениями. У ребенка первых месяцев жизни преобладает физеологическая гипертония мышц сгибательной группы, конечности новорожденного согнуты во всех суставах, руки прижаты к туловищу, а ноги слегка отведены в бедрах. Мышечный тонус симметричен, голова - по средней линии или слегка запрокинута назад из - за повышения тонуса в разгибателях головы и шеи. Новорожденный совершает и разгибательные движения, но сгибательная поза преобладает, особенно в верхних конечностях, т. е. ребенок находится в привычной для него эмбриональной позе. Необходимо описать положение головы, форму черепа, его размеры, состояние черепных швов и родничков (втяжение, пульсация, выбухание), смещение, дефекты черепных костей.

В норме размер черепа при рождении составляет 35,5 см., в 1 - й месяц - 37,2 см, во 2 - ой - 39,2 см., в 3 - ий - 40,4 см., в 6 - ой месяц - 43,4 см., в 9 - ый месяц - 45,3 см., а к 12 - му месяцу - 46,6 см. Данные окружности головы имеют средний показатель, так как вес и другие показатели при рождении варьируются. Так, нормальный вес при рождении может составлять от 2500 до 4000 гр. При замедленном росте черепа, быстром замыкании черепных швов и преждевременном закрытии родничка следует думать о тяжелом поражении нервной системы. В ряде случаев имеет значение выражение лица ребенка. Нужно определить, нет ли врожденных черепно - лицевых ассиметрий и других специфических черт, которые имеют место при болезни Дауна, при гликогенозах, мукополисахаридозе и муколипеодозе.

Самой сложной и важной задачей у новорожденных является исследование функций черепных нервов. Необходимо учитывать эволюцию функций и незрелость структур мозга.

1 пара черепных нервов - обонятельный нерв - на резкие запахи новорожденные реагируют с неудовольствием: становятся беспокойные, кричат, сморщивают лицо.

2 пара - зрительный нерв - все отделы глазного яблока у детей сформированы в достаточной степени. У новорожденных наблюдается физиологическая дальнозоркость. При раздражении искусственным светом новорожденный рефлекторно смыкает веки и слегка отбрасывает голову назад. Нарушение зрения может быть при кровоизлиянии в сетчатску при тяжелых родах.

3, 4 и 6 праы черепных нервов - глазодвигательный, блоковый и отводящий нервы. У новорожденного зрачки одинаковой величины, с живой прямой и содружественной реакциями на свет.Движения глазных яблок осуществляются раздельно, так как отсутсвует бинокулярное зрение. Глазные яблоки часто спонтанно конвертируют к средней линии, что может способствовать сходящемуся косоглазию. При постоянном схождении, имеет место поражение центральной нервной системы. Движения глазных яблок у новорожденных толчкообразные, в дальнейшем взор фиксируется и ребенок начинает следить за предметами. Важно учитывать величину глазных щелей. Парезы взора чаще врожденные, так как их причиной является недоразвитие ствола головного мозга.

5 пара - троичный нерв - проверяется двигательный рефлекс во время сосания. При поражение этого нерва нижняя челюсть отвисает, смещается в больную сторону, затрудняется процесс сосания , жевательная мускулатура атрофируется на поврежденной стороне.

7 пара - лицевой нерв - при его поражении нарушается мимическая мускулатура. Периферический парез лицевого нерва проявляется в перетягивании угла рта в здоровую сторону. При центральном поражении отмечается ассиметрия носогубных складок.

8 пара - слуховой и вестибулярный нервы - на резкие звук новорожденный смыкает веки, пугется, возникает двигательное беспокойство, изменяется дыхательный ритм и т. д. По мере роста и развития ребенок вначале реагирует на голос матери, а к 3 - му месяцу на другие звуки. Вестибулярный анализатор начинает функционировать еще во внутриутробном периоде. Продвижение плода по родовым путям вызывает возбуждение вестибулярного аппарата, поэтому при рождении может наблюдаться непродолжительный спонтанный мелкоразмашистый горизонтальный нистагм. Если он носит постоянный характер, то это говорит и поражении нервной системы.

9 - 10 пары - языкоглоточный и блуждающий нервы - исследуют функционирование данных нервов при сосании, глотании и дыхании, оценивая их синхронность. При поражении ребенок держит молоко во рту, долго его не проглатывая, с трудом берет грудь, кричит во время кормления, захлебывается.

11 пара - добавочный нерв - при его поражении у новорожденного отсутствует поворот головы в противоположную сторону, отмечается запрокидывание головы назад, подергивание головы и спастическая кривошея. В большом проценте случаев повреждение добавочного нерва сочетается с повреждением плечевого сплетения во время родов. При тяжелом центральном параличе голова постоянно наклонена вбок, приводя к спастической кривошее.

12 пара - подъязычный нерв - оценивается положение языка во рту, его подвижность, участие в акте сосания. При центральном параличе, двустороннем поражении кортико - нуклеарных путей функции языка нарушаются (псевдобульбарный синдром). Атрофии мышц языка при этом не выявляются. При пороках развития может быть макроглоссия (увеличение размеров языка) или врожденное недоразвитие языка (синдром Гроба).

Читать дальше

Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер - student2.ru

Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Обследование ребенка

Перейти на главную страницу

Осмотр новорожденного

Осмотр новорожденного ребенка обычно начинается с оценки его состояния. Различают 3 степени состояния: удовлетворительное, средней тяжести и тяжелое. Кроме этого существует крайне тяжелое или предагональное (терминальное) состояние. Тяжесть состояния новорожденного может меняться не только в течение суток, но и даже часов.

Шкала Апгар - для оценки тяжести состояния только что родившегося ребенка применяется шкала Апгар - оценка состояния путем исследования частоты дыхания, сердцебиения, мышечного тонуса и активности движений, окраски кожи. Каждый исследуемый признак тестируется и оценивается по трехбальной системе:

2 балла - хорошо выраженный признак;

1 балл - недостаточно выраженный;

0 баллов - отсутствие или извращение признака.

Обычно подсчет баллов проводится на первой минуте жизни ребенка и значения суммируются. Состояние ребенка суммой баллов 7 - 10 рассматривается как хорошее, оптимальное; 4 - 6 балла - свидетельствуют о легком отклонении в состоянии здоровья; 3 - 4 балла - состояние средней тяжести; 0 - 2 балла - серьезные отклонения в состоянии новорожденного.

Внешний осмотр - для здорового новорожденного при осмотре характерно спокойное выражение лица, своеобразная живая мимика. Начало осмотра нередко сопровождается громким эмоциональным криком, длительность и сила которого характеризуют показатель зрелости ребенка. Движения новорожденного в основном бессознательные, избыточные, некоординированные, атетозоподобные. Обычно новорожденный лежит на спине, голова приведена к груди, руки, согнутые в локтях прижаты к боковой поверхности груди, кисти сжаты в кулачки, ножки согнуты в коленных и тазобедренных суставах. В положении ребенка на боку - голова иногда запрокинута. Это эмбриональная поза (поза флексии за счет физиологического усиления тонуса мышц сгибателей).

При осмотре отмечаются различные вржденные дефекты: косоглазие, паралич лицевого нерва, опущение верхнего века, нистагм. У новрожденный имеется обычный запах. Своеобразный запах, исходящий от новорожденного, может быть одним из ранних симптомов наследственных заболеваний обмена веществ.

Кожа у зрелого доношенного новорожденного нежная, эластичная, розовая, бархатистая на ощупь и чуть суховатая. При попытке собрать ее в скалдку моментально расправляется. Сразу после рождения покрыта первородной смазкой (казеозная сыровидная смазка) - белессоватого цвета жирная, вязкая масса. У некоторых новорожденных на крыльях и спинке носа, реже в области носогубного треугольника обнаруживаются беловато - желтоватые точки (милиа), телеенгиэктазии - красновато - синюшные сосудистые пятна, петехиальные кровоизлияния. Могут обнаруживаться монгольские пятна, которые располагаются в области крестца, ягодицах, реже на бедрах, представляют собой пигментные пятна синюшного цвета; родимые пятна коричневого цвета возможны в любой области тела новорожденного. Точечные пузырьки в виде капелек росы встречаются в области носа - ретенционные кисты потовых желез.

Кожа новорожденного покрыта сетью капилляров, которые легко просматриваются сквозь кожу. Окраска кожи у здорового новорожденного ребенка может быть различной. В первые минуты после рождения возможен цианоз вокруг рта, синюшность рук и ног, кистей и стоп. Но через некоторое время кожа приобретает ярко - красный оттенок, в последующем возможен желтушный оттенок в результате появляения физиологической желтухи новорожденного. Кожа здорового новорожденного ребенка теплая на ощупь, хотя в первые часы после рождения может быть прохладной (особенно конечности) за счет физиологического понижения температуры тела.

Оценивая состояние кожи учитывается цвет склер глаз и видимых слизистых. Осмотр глаз затруднен, так как галза в основном закрыты. При осмотре глаз видно, что глаза у здорового ребенка ясные, роговица прозрачная, зрачки круглые в диаметре около 3 мм., реакция на свет живая. При движении глазных яблок периодически может возникать сходящееся косоглазие. При перемене положения головы, иногда в покое возможен кратковременный размашистый горизонтальный нистагм. Глаза блестящие, слезы при крике обычно не появляются.

Обязательно следует обращать внимание на волосы, ногти и пушковые волосы (лануго) малыша, которые обычно располагаются на плечевом поясе. Подкожная клетчатка довольно хорошо развита, особенно на лице, конечностях, груди и спине. Тургор мягких тканей здорового ребенка дает ощущение упругости и эластичности. Голова новорожденного покрыта волосами длиной 2 см., ресницы и брови почти незаметны, ногти плотные, доходят до кончиков пальцев. Кости черепа новорожденного эластичные, не сращены друг с другом. В местах сращения кости остаются мягкими - это неокостеневшие участки соединительной ткани - роднички. Большой родничок имеет форму ромба, определеяется там, где происходит соединение теменной и лобной костей, размеры его 1,5 - 2 см, 5 - 3 см. Маленький родничок располагается в месте, где расположены теменная и затылочная кости, имеет треугольную форму, чаще всего бывает закрытым. Окружность головы новорожденного на 1 - 2 см. превышает окружность груди, а длина тела длинее нижних конечностей, также как и руки длинее ног, высота головы - 1/4 длины тела. Грудная клетка широкая и короткая (бочкообазная), ребра расположены горизонтально.

Мышечная система развита слабо, но уже сформирована, основная масса мышц приходится на мышцы туловища, по отношеню к массе всего тела масса мышц составляте 1/4; диаметр мышечного волокна - около 7 мкм. Двигательные навыки вследствие незрелости системы отсутствуют. Позвоночник не имеет физиологических изгибов, состоит из хрящевой ткани. Суставы обладают большой подвижностью.

Костная ткань новорожденного имеет волокнисто - пучковое строение (у взрослых - пластинчатое). При осмотре обращают особое внимание на целостность ключиц (они могут повреждаться в момент выведения плечиков) и на разведение ножек в тазобедренных суставах. При неврологической патологии и врожденных заболеваниях опороно - двигательного аппарата могут отмечаться симптомы "когтистой лапки", свисающей кисти, "лапки тюленя", свисающей стопы.

При осмотре полости рта слизистая оболочка рта нежная, легкоранимая, богато васкулизированная. Окраска слизистых ярко - розовая, обычно суховата из - за незначитеьного слюноотделения.Слизистая губ имеет поперечную исчерченность и образует подушечки, покрытые у некоторых детей беловатым налетом. В полости рта виден достаточно большой язык. Складка на деснах вдоль челюстных отростоков обеспечивает герметичность полости рта при сосании груди матери. В толще щек имеются плотные скопления жировой ткани - комочки Биша, придающие упругость щекам. На слизистой оболочке твердого нёба вдоль медиальной линии можно увидеть желтоватые точки. Характерно низкое твердое нёбо.

Осмотр сердечно - сосудистой системы оценивает частоту сердечных сокращений, размеры сердца, характер сердечных тонов, наличие шумов в сердце. Сердце здорового ребенка имеет округлую форму. Размеры правого и левого желудочков примерно одинаковы.В периоде новорожденности границы сердца смещаются вправо. Частота пульса новорожденного 120 - 140 ударов в мин. Артериальное давление в первый день жизни в среднем - 66 / 36 мм. рт. ст. У здоровых детей можно наблюдать слабую пульсацию сонной артерии.

Дыхательная система характеризуется описанием формы грудной клетки. У новорожденных носовые ходы узкие, с нежной слизистой оболочокй, покрытой большим количеством кровеносных сосудов. Хрящи носа мягкие. Вследствие горизонтального положения ребер и слабого развития дыхательных мышц дыхание новорожденного поверхностное, осуществляется во многом за счет диафрагмы. Дыхательный объем легких - 11,5 мл., минутный объем дыхания - 635 мл. В период новорожденности дыхание аритмичное, частота составляет 40 - 60 вдохов в 1 мин.

При осмотре живота и органов брюшной полости обращают внимание на участие брюшной стенки в акте дыхания. В норме передняя брюшная стенка не выходит за плоскость, которая является продолжением грудной клетки. При внешнем осмотре определеятеся округлость живота, увеличение или его западение, имеется ли ассиметрия. Живот при пальпации у новрожденного при спокойном поведении мягкий, печень выступает из - под края реберной дуги не более 2 см. по среднеключичной линии. Селезенку удается пропальпировать у края реберной дуги, а почки можно прощупать лишь у детей со слабо выраженным подкожным - жировым слоем. Число мочеиспусканий - 5 - 6 раз в сутки считается норомй.

У здоровых доношенных мальчиков характерно опущение яичек в мошонку, головка полового члена скрыта под крайней плотью и из - под нее обычно полностью не выводится. Размеры полового члена и мошонки строго индивидуальны. У здоровых доношенных девочек малые половые губы прикрыты большими губами. Небольшой отек слизистых половых губ, также наличие слизистых или кровянистых выделений считается нормой.

Читать дальше

Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер - student2.ru

ON - LINE ЛОГОПЕД

Обследование ребенка

Перейти на главную страницу

Рефлексы новорожденного

При внутриутробных, интранатальных и постнатальных поражениях нервной системы страдает прежде всего развитие моторики, поэтому необходимо тщательно проанализировать двигательную активность, объем активных и пассивных движений в различных положениях - на спине, на животе, в вертикальном положении. На данном этапе необходимо исследовать все рефлексы, обратить внимание на их реакцию. Угасание рефлексов говорит о включении сложных моторных актов. Задержка угасания рефлексов указывает на задержку развития ребенка. Но нужно учитывать, что ребенок быстро истощается и результат может быть ложным. Поэтому следует определить группу наиболее важных для дигностики рефлексов.

К ним относятся: сосательный, рефлекс Робинсона, Моро, Бабинского, Бауэра, рефлекс опоры и автоматической походки, Переза, поисковый, хоботковый, ладонно - ротовой, подошвенное сгибание пальцев, рефлекс отдергивания ноги, пяточный рефлекс Аршавского, сопнтанное ползание, рефлекс Галанта, верхний и нижний рефлекс Ландау, ассиметричный шейный тонический рефлекс Магнуса Клейна. При исследовании надсегментных позотонических автоматизмов оценивается моторное развитие ребенка - способность поднимать голову, сидеть, стоять и ходить.

В регуляции мышечного тонуса принимают участие центры продолговатого мозга (миелэнцефальные), а в дальнейшем - центры среднего мозга (мезэнцефальные). Несвоевременное развитие того или иного отдела нервной системы приводит к формированию патологической тонической активности и нарушению двигательной функции. К миелэнцефальным позотоническим автоматизмам относятся:

1. Асимметричный шейный тонический рефлекс - голову ребенка, лежащего на спине, поворачивают в сторону так, чтобы подбородок коснулся плеча. При этом происходит разгибание конечностей, к которым обращено лицо, и сгибание противоположных.

2. Симметричный тонический шейный рефлекс - сгибание головы вызывает повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного - в ногах.

3. Тонический лабиринтный рефлекс - в положении лежа на спине отмечается максимальное повышение тонуса в разгибательных группах мышц, а в положении на животе - в сгибательных.

Все эти миелэнцефальные позотонические рефлексы физиологичны до 2 месяцев, а у недоношенных рефлексы сохраняются более длительно - до 3 - 4 месяцев. При поражении нервной системы, протекающем со спастическими явлениями, тонические и шейные рефлексы угасают.

Параллельно постепенно формируются мезэнцефальные установочные рефлексы, которые обеспечивают выпрямление туловища. На 2 - м месяце жизни проявляются в виде выпрямления головы - лабиринтный выпрямляющий установочный рефлекс на голову. Этот рефлекс развивает цепные симметричные рефлексы, которые направлены на приспособление туловища к вертикальному положению. Они обеспечивают установку шеи, туловища, рук, таза и ног ребенка. К таким рефлексам относятся следующие:

1. Шейная выпрямляющая реакция - за поворотом головы в торону следует ротация туловища в ту же сторону. Этот рефлекс выражен при рождении. Его отстутствие или угнетение может быть следствием затяжных родов или гипоксии плода.

2. Туловищная выпрямляющая реакция - при соприкосновении стоп ребенка с опрой происходит выпрямление головы. Отчетливо выражен с конца первого месяца жизни.

3. Выпрямляющий рефлекс туловища - начинает формироваться с рождения и становится выраженным к 6 - 8 месяцу жизни с дальнейшим усовершенствованием и усложнением. Начинается с поворота головы, затем плечевого пояса и наконец таза.

Все вышеперечисленные рефлексы направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Но существуют истинно выпрямляющие рефлексы, они способствуют развитию двигательных реакций. К ним относятся:

1. Защитная реакция рук - разведение рук в тороны, вытягивание вперед, отведение назад в ответ на внезапное перемещение туловища.

2. Рефлекс Ландау (выпрямляющий рефлекс) - если ребенка держать свободно в воздухе лицом вниз, то вначале от поднимет голову, чтобы лицо находилось в вертикальном положении, затем наступает тоническая экстензия спины и ног.

Работу и развитие мозжечка, базальных ганглиев и коры больших полушарий можно оценивать по реакции равновесия. за счет группы рефлекторных реакций ребенок сохраняет равновесие при сидении, стоянии и ходьбе. Данные реакции проявляются и развиваются лишь после окончательной установки реакций выпрямления, а заканчивают свое формирование в период с 18 месяцев до 2 лет. Реакции выпрямления и равновесия являются базой для выполнения двигательных функций. При исследовании двигательных функций грудного ребенка оценивается мышечное развитие, объем и сила активных и пассивных движений, состояние мышечного тонуса и координация.

Мышечное развитие определяется при осмотре, пальпации, измерении симметричных участков сантиметровой лентой. Атрофия мышц у детей говорит об их недоразвитии или нарушении их иннервации (парезы и параличи при травмах или инфекционных поражениях). Гипертрофия мышц у новорожденных встречается редко при миотонии Томсена.

Тонус мышц новорожденного исследуют в спокойном состоянии ребенка, а раздражители не должны быть сильными, иначе оценка будет неверной. При поражении нервной системы (кровоизлияние, родовая травма, асфиксия) наблюдается мышечная гипотония или гипертония. При ряде врожденных заболеваний имеет место гипотония (фенилкетонурия, болезнь Дауна). При оценке спонтанных движений учитывается их объем и симметричность. При нарушении мышечного тонуса движения новорожденного могут быть замедленными или сильными, по типу бросковых. Мышечный тонус новрожденного зависит от положения головы в пространстве или по отношению к туловищу. В норме они симметричны. Их ассиметрия указывает на гемипарез. Из сухожильных рефлексов наиболее развиты коленные, рефлексы сухожилий двуглавой и треглавой мышц. При внутричерепной травме и врожденных нервно - мышечных заболеваниях отмечается угнетение сухожильных рефлексов, а при повышении внутричерепного давления и у возбудимых детей - гиперрефлексия. С помощью специальных диагностических приемов выявляют двигательные нарушения:

1. Проба на тракцию - ребенок лежит на спине, его руки берут за запястья и медленно тянут на себя до положения сидя. В норме ощущается умеренное сопротивление разгибанию рук в локтях. При гипотонии сопротивление ослабленно или отсутсвует. При гипертонии наблюдается чрезмерное сопротивление. может быть и асиметрия мышечного тонуса.

2. Рефлекс отдергивания - новорожденный лежит на спине, а на расслабленные нижние конечности наносят укол иглой на каждую подошву поочередно, при этом одновременно сгибаются бедра, голени и стопы. Оцениваются сила и симметричность. Ослабление рефлекса наблюдается при травме спинного мозга, при врожденных и наследственных нервно - мышечных заболеваниях, мислодисплазиях.

3. Перекрестный рефлекс экстензоров - ребенок лежит на спине, его ногу пассивно разгибают и делают укол в ее подошву. Происходит разгибание и легкое приведение другой ноги. Физиологически данный рефлекс ослаблен в первые дни жизни ребенка. Патологическое ослабление или отсутсвие наблюдается при поражениях спинного мозга и периферических нервов.

4. Проба на отведение нижних конечностей - в положении на спине разогнутые нижние конечности новорожденного быстрым движением отводят в стороны. В норме присутствует умеренное сопротивление, которое ослабленно или отсутсвует при мышечной гипотонии. При повышенном мышечном тонусе сопротивление резко выражено. разведение бедер может быть затруднено при врожденных вывихах и дисплазии тазобедренных суставов.

Исследование чувствительности имеет меньшее значение. У новорожденного развита только поверхностная чувствительность, а глубокая чувствительность развивается к 2 годам, так как к данному возрасту созревает аффрентная система в спином головном мозге. У ребенка хорошо развита тактильная, температурная и болевая чувствительность. Ребенок точно локализует раздражитель и быстро реагирует, но значительной диагностики и значимости данное исследование не несет.

Оценка уровня психического развития новорожденного затруднена. Степень психического развития определяется наблюдением за зрительными и слуховыми реакциями ребенка, его игровой деятельностью, способностью различать близких и незнакомых людей, способами общения со взрослыми и. т. д. К нарушению психического развития приводят ограничение общения ребенка со взрослыми, задержка моторного развития. Достоверное поражение нервной системы наблюдается при выявлении патологических признаков повторно.

Читать дальше

Бульбарная дизартрия- возникает при поражении бульбарных черепно - мозговых нервов и черепно - мозговых ядер - student2.ru

Обследование ребенка

Перейти на главную страницу

Соотношение зрелости и незрелости новорожденного ребенка

Зрелость плода - это такое состояние новорожденного, которое характеризуется готовностью органов и систем к обеспечению его внешнего существования. Зрелость устанавливается по комплексу внешних признаков (пропорций тела, развитие подкожной жировой клетчатки, состояние костей черепа, опущение яичек в мошонку, прикрытие малых половых губ большими и т. д.) Зрелым считается плод массой тела 2600 - 5000 гр., а ростом 48 - 54 см.

Движения здорового новорожденного активные, ребенок хорошо берет грудь и высасывает ее. Крик громкий, глаза открыты. Грудная клетка выпуклая, пупочное кольцо расположено в середине между лобком и нижним краем грудины. Кожные покровы равномерно окрашены в бледно - розовый цвет, на коже имеются лишь остатки сыровидной смазки. Подкожно - жировой слой развит достаточно. Незначительное наличие пушковых волос (лануго) лишь на плечевом поясе и верхних отделах спины. Волосы на голове имеют длину около 2 - 3 см., ногти покрывают ногтевое ложе полностью и достаточно плотные. Ушные раковины и хрящи носа упругие. Зрелый новрожденный хорошо удерживает постоянную температуру тела при адекватной температуре окружающей среды. У него достаточно выражены сосательный и глотательный рефлексы, устойчивый и правильный ритм дыхания.

Зрелый новорожденный не срыгивает, проявляет достаточную двигательную активность, совершает периодические "червеобразные" движения конечностями, издает громкие эмоциональные звуки, реагирует на такие сильные раздражители, как свет, звук, осмотр. Зрелыми считаются новорожденные, имеющие следующие половые признаки: у мальчиков - яички опущены в мошонку, у девочек - большие половые губы прикрывают малые.

Новорожденный незрелый- обычно недоношенный ребенок, редко доношенный, но находившийся при неблагоприятных внутриутробных условиях, имеет недостаточно зрелые функциональные системы для поддержания его нормальной жизнедеятельности во внеутробных условиях жизни. Незрелые новорожденные развиты соответсвенно сроку гестации, но не готовые к жизнедеятельности во внешней среде.

Для преждевременно родившихся детей характерны вялость, сонливость, снижение мышечного тонуса, слабый крик и писк, недоразвитие или отсутствие глотательного, сосательного рефлексов, несовершенство терморегуляции. Внешний вид такого ребенка: телосложение непропорциональное, нижние конечности и шея короткие, а голова относительно большая, преобладает лицевой череп больше чем мозговой. Швы и малый родничок открыты, ушные раковины мягкие и плотно прижаты к голове. Кожа тонкая и морщинистая в области спины и плеч, на лбу, щеках и бедрах имеется первородный пушок лангуто. У недоношенных детей (особенно с особой степенью недоношенности) нередко выявляется симптом Финкельштейна: в положении на боку наблюдается разлитая окраска кожи: нижняя половина розового цвета, верхняя - белая. Подкожный жировой слой истончен или отсутствует, сохраняясь лишь на щеках. Ногти нередко не доходят до кончиков пальцев, ногтевые пластинки мягкие.

Место отхождения пуповины смещено к лону. Дыхание недоношенного ребенка отличается меньшей глубиной и более поверхностым характером дыхательных движений, неравномерностью глубины, удлинением отдельных выдохов и вдохов, появлением респираторных пауз различной продолжительности. Частота дыхания подвержена резким колебаниям и составляет 36-82 вдоха в мин. (в среднем 48 - 52). Мышечная нагрузка в виде рефлекторных движений через 5 - 6 вдохов ведет к кратковременной остановке или резкому замедлению дыхания. Функциональные особенности сердечно - сосудистой системы у недоношенных детей выражаются в преобладании симпатического отдела вегетативной нервной системы. любые раздражения вызывают учащенное сердцебиение, повышение артериального давления. Частота сердечных сокращений у недоношенный детей в период новорожденности 140 - 160 ударов в минуту, при плаче частота пульса может достигать 200 ударов в минуту.

Наши рекомендации