Структура академического курса профессиональной педагогики

Академический курс профессиональной педагогики включает в себя следующие разделы.

Генезис и перспективы развития теории и практики профессионального образования: становление, развитие и современное состояние профессионального образования в России и за рубежом; современные требования к профессионализму; основные направления развития профессионального образования.

Педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении и его проектирование: педагогический процесс в профессиональном образовательном учреждении как целостная система; профессиональное обучения, воспитание и развитие в целостном педагогическом процессе; проектирование содержания, методов, форм и средств профессионального обучения.

Технологии профессионального и производственного обучения: теории обучения, модульное обучение в профессиональной школе; инновационные технологии в профессиональном образовании; теория и методика стадийного профессионального обучения; системы и периоды производственного обучения; технологии дистанционного обучения; выбор технологии обучения.

Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении: сущность, содержание, закономерности, принципы, методы, формы и технологии воспитания, формирование и развитие коллектива обучающихся; воспитательная работа в общежитии; организация, критерии и показатели эффективности воспитания будущих специалистов.

Управление профессиональным образованием: сущность, функции, принципы, система управления профессиональными учебными заведениями; планирование работы профессионального учебного заведения; управление качеством подготовки специалистов; мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности; контроль как функция управления; педагогический коллектив, его формирование и развитие.

Словарь основных понятий

Педагогика начального профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалиста с начальным профессиональным образованием.

Педагогика среднего профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов со средним профессиональным образованием.

Педагогика высшей школы - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.

Педагогика послевузовского профессионального образования - область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс обучения, воспитания и развития специалистов с высшим профессиональным образованием.

Производственная педагогика — область профессиональной педагогики, изучающая систему и процесс подготовки работников на производстве.

Вопросы и задания для самоконтроля

Раскройте объективные предпосылки возникновения педагогики как науки.

Обоснуйте объект, предмет, функции и задачи педагогики.

Охарактеризуйте сложившиеся отрасли педагогики.

Покажите связь педагогики с другими науками.

Раскройте содержание основных категорий педагогики: педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, образование, воспитание (самовоспитание), обучение, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация, развитие, формирование, становление личности, педагогические законы, закономерности, принципы и правила.

В чем сущность методологии педагогики и методической культуры педагога?

Охарактеризуйте уровни методологического знания.

Раскройте конкретно-методологические принципы педагогических исследований.

Охарактеризуйте этапы и методы педагогических исследований.

Покажите сущность педагогического процесса как целостной динамической системы.

Раскройте сущность и направления педагогических инноваций.

Каковы особенности инновационного образовательного учреждения?

Покажите особенности личности и факторы творческого саморазвития педагога-новатора.

Дайте обоснование объекта и предмета профессиональной педагогики, раскройте ее области.

В чем заключаются функции и задачи профессиональной педагогики?

Охарактеризуйте основные категории профессиональной педагогики.

Литература для самостоятельной работы

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - С. 5-71; 171-235; 431-451.

Бондаревская Е.В., Кульневич СВ. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 1999. - С. 7-115.

Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Педагогика, 1990.-168 с.

Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2001. - С. 3-62.

Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособие. - М.: «Гном-Пресс», Моск. гор. пед. общество, 1999. - 192 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. - М.: Владос, 2000. -КнЛ.-С. 6-228.

Профессиональная педагогика. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999.-С. 81-121.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-С. 58-146.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 1999. - С. 8-88; 328-414.

Наши рекомендации