Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Билет №23 1. Дошкольный возраст. Развитие общения и межличностных отношений дошкольников со сверстниками. Процесс дифференциации детских коллективов.
На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняется содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы».
От двух до семи лет отмечаются два таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй – около шести. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребёнка. Если к моменту своего возникновения потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребёнку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у четырёхлетних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Эти переломные моменты можно рассматривать как временные границы трёх этапов развития общения детей.
Первая из них – эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками (2-4 года). В младшем дошкольном возрасте содержание потребности в общении сохраняется в том виде, как оно сложилось к концу раннего возраста: ребёнок ждёт от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырем годам и остается наиболее типичной до шестилетнего возраста. В этом общении дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Такого рода взаимодействие было названо сотрудничеством.
Третья форма общения – внеситуативно-деловая. (6-7 лет). Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциациив детском коллективе: одни дети становятся популярными, а другие – отвергаемыми.
Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах
Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие.
Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:с одним ребенком; с подгруппой детей;
с целой группой детей.
Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:
В утренние и вечерние часы
На прогулке
При проведении режимных моментов.
Цели образовательной деятельности в режиме дня:Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)Формирование у детей положительного отношения к труду.
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; Оздоровительные и закаливающие процедуры, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков; Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,
Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;
Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
3. Технологии развития связной речи: обучение рассказыванию по картине, рассказывание по игрушкам, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.
Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует более лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи.
Виды занятий по обучению рассказу - составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; - составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; - пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти); - составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
Приемы обучения детей рассказыванию: Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме. Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства. Дети 2-3 лет – 5 предложений; Дети 3-5 лет – 6-7 предложений; Дети 5-7 лет – 12 предложений. План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы: - о том, как звери собираются в гости; - как договариваются о подарке; - как справляли, поздравляли.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию. Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ. Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.
Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить. Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка. Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.
Важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Педагог ставит ряд вопросов, которые намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для повествования.