Общие и частные характеристики профессиональных этик

Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы:

1) профессиональная этика представляет собой особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;

2) профессиональная этика ценностно и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов;

3) особенность профессиональной этики заключена в том, что она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора.

4) профессиональная этика в современном обществе представляет собой социальный институт морали, что означает переход от индивидуальной этики к социальной этике и подразумевает наличие институтов морали, например, этических центров, этических комитетов, комитетов примирения и т.д.

При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:

1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:

а) идея профессионального призвания и служения;

б) самоопределение при выборе профес­сии;

в) свобода и автономия в профессии;

г) альтруистичес­кая мотивация профессиональной деятельности;

д) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.

2. Корпоративность– обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных коллективов (кор­пораций). Она проявляется как:

- сохранение и культивирование профессио­нальных тайн и секретов от «непосвященных»;

- проявление «цеховой солидарности» – помощь и защита «сво­их» в любых условиях;

- наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, играющих роль профессиональных символов.

3. Едины для всех профессий и факторы, стимулирующие трудовую активность:

а) привлекательность самого процесса труда;

б) стрем­ление к признанию и ориентация на успех;

в) морально-психологический климат в трудовом коллективе.

Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.

Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:

Деловая этика:

- безусловное уважение человека, добросовест­ность, честность, порядочность, культура общения;

- запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.

Врачебная этика:

- поддержание телесного и духов­ного здоровья пациентов;

- сохранение врачебной тайны;

- недопустимость экспериментирования в лечеб­ных учреждениях.

Этика правоохранительных органов:

- неподкупность, верность духу и букве закона;

- соблюдение принципа равенства всех перед законом;

- презумпция невиновности;

- использование силы закона не только для на­казания, но и для воспитания, исправления пра­вонарушителя.

Этика практического психолога:

- уважение личности клиента, его права на принятие самостоятельного решения;

- активизация личности клиента, оказание ему бескорыстной помощи в преодолении кризисной ситуации;

- конфиденциальность;

- порядочность.

Этика в сфере сервиса:

- культура общения, честность;

- недопустимость круговой поруки, протекцио­низма и др.

Педагогическая этика оформляется в результате анализа миссии и специфики педагогической деятельности, которые принимаются во внимание при обосновании конкретных требований по отношению к педагогу – педагогической деонтологии. При этом обществу важно, чтобы деятельность осуществлялась специалистом не просто в рамках стихийно сложившихся в профессиональном сообществе ценностей, но на основе научно обоснованных базовых ценностей, принципов, норм, стандартов,которые гарантируют должное поведение. Поэтому трансляция ценностей профессии с целью их присвоения специалистом и последующей реализации в практической деятельности становится особой «заботой» современной системы образования. На этом основании педагогическая этика может быть рассмотрена как инвариантная модель профессиональной этики вообще.

Наши рекомендации