Общие и частные характеристики профессиональных этик
Анализ литературы по профессиональной этике позволяет сделать следующие выводы:
1) профессиональная этика представляет собой особенную форму моральной регуляции в профессиональных сообществах;
2) профессиональная этика ценностно и нормативно обусловлена, что находит свое выражение в форме этических кодексов;
3) особенность профессиональной этики заключена в том, что она имеет ситуативный характер, обусловленный конфликтом и соответствующей дилеммой морального выбора.
4) профессиональная этика в современном обществе представляет собой социальный институт морали, что означает переход от индивидуальной этики к социальной этике и подразумевает наличие институтов морали, например, этических центров, этических комитетов, комитетов примирения и т.д.
При этом всем профессиональным этикам свойственны общие характеристики:
1. Наиболее значимыми признаками «морального измерения» всех профессий являются:
а) идея профессионального призвания и служения;
б) самоопределение при выборе профессии;
в) свобода и автономия в профессии;
г) альтруистическая мотивация профессиональной деятельности;
д) разработка этических кодексов и создание этических комитетов.
2. Корпоративность– обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных коллективов (корпораций). Она проявляется как:
- сохранение и культивирование профессиональных тайн и секретов от «непосвященных»;
- проявление «цеховой солидарности» – помощь и защита «своих» в любых условиях;
- наличие «внешней» стороны корпоративности, которая проявляется в традициях, обычаях, внешнем виде, играющих роль профессиональных символов.
3. Едины для всех профессий и факторы, стимулирующие трудовую активность:
а) привлекательность самого процесса труда;
б) стремление к признанию и ориентация на успех;
в) морально-психологический климат в трудовом коллективе.
Частные характеристики профессиональных этик вытекают из содержания и специфики профессий и выражаются в основном в моральных кодексах – требованиях по отношению к специалистам.
Например, специфика профессионально-этических требований некоторых видов профессий типа «человек–человек» заключается в следующем:
Деловая этика:
- безусловное уважение человека, добросовестность, честность, порядочность, культура общения;
- запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черствости, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства перед начальством.
Врачебная этика:
- поддержание телесного и духовного здоровья пациентов;
- сохранение врачебной тайны;
- недопустимость экспериментирования в лечебных учреждениях.
Этика правоохранительных органов:
- неподкупность, верность духу и букве закона;
- соблюдение принципа равенства всех перед законом;
- презумпция невиновности;
- использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.
Этика практического психолога:
- уважение личности клиента, его права на принятие самостоятельного решения;
- активизация личности клиента, оказание ему бескорыстной помощи в преодолении кризисной ситуации;
- конфиденциальность;
- порядочность.
Этика в сфере сервиса:
- культура общения, честность;
- недопустимость круговой поруки, протекционизма и др.
Педагогическая этика оформляется в результате анализа миссии и специфики педагогической деятельности, которые принимаются во внимание при обосновании конкретных требований по отношению к педагогу – педагогической деонтологии. При этом обществу важно, чтобы деятельность осуществлялась специалистом не просто в рамках стихийно сложившихся в профессиональном сообществе ценностей, но на основе научно обоснованных базовых ценностей, принципов, норм, стандартов,которые гарантируют должное поведение. Поэтому трансляция ценностей профессии с целью их присвоения специалистом и последующей реализации в практической деятельности становится особой «заботой» современной системы образования. На этом основании педагогическая этика может быть рассмотрена как инвариантная модель профессиональной этики вообще.