Программа работы с одаренными детьми
Цель: способствовать максимальному развитию детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования через поиск новых интересных форм организации работы с детьми
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- выявить стартовые возможности первоклассников для дальнейшей учебной деятельности посредством диагностики.
- способствовать развитию каждой личности;
- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; - способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
Особенно уделяется внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
В работе с одарёнными детьми учителем создаются условия, включающие:
- диагностика способностей;
- расширение содержания образования в определенной области науки (кружок «Информатика для малышей», «Я исследователь», «Литературная радуга»);
- стимулирование познавательных способностей учащихся (специальные дополнительные задания «по желанию»);
- дифференцированный подход в образовательной деятельности;
- подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня;
- антистрессовую работу.
Широко используется в учебной деятельности индивидуально - личностный подход к учащимся, способствующий реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребёнка.
Направление работы | Этап | Мероприятие | Сроки реализации |
Исследовательское направление | Выявление интересов, способностей, направленности качеств характера, особенностей мыслительных процессов учащихся. Поиск лучших качеств личности | Наблюдение. Диагностика познавательных интересов (прилагается). Диагностика мотивационной сферы (прилагается). | 1-2 нед.сентября 3-4 нед.сентября. 3-4 нед.сентября |
Методическое направление | Создание методических материалов для работы с одаренными детьми | В течение учебного года постоянно | |
Инновационное направление | Дифференцированная работа на уроках Проведение дополнительных занятий | Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Разноуровневые домашние задания (задания с *)Привлечение одаренных детей в кружок «Информатика для малышей» (задания прилагаются). Предметные кружки Создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий - проведение интеллектуальных игр, - проведение конкурса исследовательских работ учащихся, - проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости» | Октябрь-апрель Ноябрь - апрель |
Диагностика результативности | Проведение классных мини-олимпиад, викторин. Викторина «Хочу все знать» Мини – олимпиада «Юный грамотей» «В мире ребусов, шарад, загадок» Участие в международных и всероссийских конкурсах, проектах «Зимние Интеллектуальные игры», «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д. | Ноябрь – май Декабрь Март В течение года Декабрь -апрель |
В своей педагогической деятельности большое внимание уделяется детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начинает с диагностики и анкеты. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов. Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. В первом классе для выявления интереса к предметам проводится диагностика учебной мотивации учащихся, используя методику «Настроение» (таблица).
Таблица Выявление учебной мотивации учащихся (в %)
мотивация предмет | высокая | средняя | низкая |
Математика | 33% | 47% | 19% |
Русский язык | 14% | 47% | 38% |
Литературное чтение | 57% | 23% | 19% |
Окружающий мир | 61% | 23% | 14% |
Технология | 71% | 19% | 9% |
ИЗО | 33% | 47% | 19% |
Физкультура | 57% | 23% | 19% |
Музыка | 71% | 28% | 0% |
Диагностическая методика «Настроение» позволила увидеть отношение учащихся к изучению отдельных предметов. Из данных таблицы видно, что учащихся в первом классе больше всего привлекали такие предметы, как: музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение, физкультура. По отношению к отдельным предметам строилась учебная работа в классе. Часть детей привлекалась к творческим делам, некоторые учащиеся были помощниками в спортивных мероприятиях, а были и учащиеся, которые очень активно работали по направлению изучения и сохранения окружающего мира.
Во втором классе используется диагностическая методика «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов. (диаграмма)
Диаграмма Выявление предпочтения к предмету (в %)
2012 -2013 уч. г.:.
Из данной диаграммы видно, что предпочтение учащиеся отдают таким предметам, как: литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура. По полученным данным была построена дальнейшая работа по привлечению учащихся к разным видам деятельности в учебно-воспитательном процессе: участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах.
Учащиеся являются активными участниками школьных предметных недель, конкурсов, принимают участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех» и математическом конкурсе «Кенгуру», школьных, дистанционных олимпиадах в муниципальных олимпиадах.
Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Тарановская Инна Олеговна стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но, он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.
Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика
В результате такой деятельности учениками Тарановской Инны Олеговны создано многочисленные презентации, используемые при проверке домашнего задания и объяснения нового материала, а также на различных конкурсах.
Заместитель директора МОУ СОШ №20 С.Н.Бородина
Приложение