Программа работы с одаренными детьми

Цель: способствовать максимальному развитию детей, их познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования через поиск новых интересных форм организации работы с детьми

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

- выявить стартовые возможности первоклассников для дальнейшей учебной деятельности посредством диагностики.

- способствовать развитию каждой личности;

- довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; - способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.

Особенно уделяется внимание особенностям развития ребенка в познавательной сфере.
В работе с одарёнными детьми учителем создаются условия, включающие:

- диагностика способностей;

- расширение содержания образования в определенной области науки (кружок «Информатика для малышей», «Я исследователь», «Литературная радуга»);

- стимулирование познавательных способностей учащихся (специальные дополнительные задания «по желанию»);

- дифференцированный подход в образовательной деятельности;

- подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня;

- антистрессовую работу.

Широко используется в учебной деятельности индивидуально - личностный подход к учащимся, способствующий реализации индивидуальной траектории развития, интеллектуальных способностей ребёнка.

Направление работы Этап Мероприятие Сроки реализации
Исследовательское направление   Выявление интересов, способностей, направленности качеств характера, особенностей мыслительных процессов учащихся. Поиск лучших качеств личности Наблюдение. Диагностика познавательных интересов (прилагается). Диагностика мотивационной сферы (прилагается). 1-2 нед.сентября 3-4 нед.сентября.     3-4 нед.сентября
Методическое направление   Создание методических материалов для работы с одаренными детьми В течение учебного года постоянно
Инновационное направление   Дифференцированная работа на уроках     Проведение дополнительных занятий Дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня. Разноуровневые домашние задания (задания с *)Привлечение одаренных детей в кружок «Информатика для малышей» (задания прилагаются). Предметные кружки Создание «Папки индивидуальных заданий» с постоянным обновлением заданий - проведение интеллектуальных игр, - проведение конкурса исследовательских работ учащихся, - проведения родительской конференции «Одарённый ребёнок в семье: проблемы и радости» Октябрь-апрель   Ноябрь - апрель  
  Диагностика результативности Проведение классных мини-олимпиад, викторин. Викторина «Хочу все знать» Мини – олимпиада «Юный грамотей» «В мире ребусов, шарад, загадок» Участие в международных и всероссийских конкурсах, проектах «Зимние Интеллектуальные игры», «Русский медвежонок», «Кенгуру» и т.д. Ноябрь – май     Декабрь     Март В течение года     Декабрь -апрель  

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяется детям, проявляющим повышенный интерес к тем или иным изучаемым предметам. Свою работу с одарёнными детьми начинает с диагностики и анкеты. Изучив результаты данных обследований, составляю краткий «портрет» каждого своего ученика. Это позволяет предопределить реакцию детей и даёт возможность в выборе нужных методов и приёмов. Одним из главных методов педагогической диагностики является беседа. Она позволяет изучить интеллектуальную и личностную сферу ребёнка. Беседа является отталкивающим звеном проявления интереса учащихся к школьным предметам. В первом классе для выявления интереса к предметам проводится диагностика учебной мотивации учащихся, используя методику «Настроение» (таблица).

Таблица Выявление учебной мотивации учащихся (в %)

мотивация предмет высокая средняя низкая
Математика 33% 47% 19%
Русский язык 14% 47% 38%
Литературное чтение 57% 23% 19%
Окружающий мир 61% 23% 14%
Технология 71% 19% 9%
ИЗО 33% 47% 19%
Физкультура 57% 23% 19%
Музыка 71% 28% 0%

Диагностическая методика «Настроение» позволила увидеть отношение учащихся к изучению отдельных предметов. Из данных таблицы видно, что учащихся в первом классе больше всего привлекали такие предметы, как: музыка, технология, окружающий мир, литературное чтение, физкультура. По отношению к отдельным предметам строилась учебная работа в классе. Часть детей привлекалась к творческим делам, некоторые учащиеся были помощниками в спортивных мероприятиях, а были и учащиеся, которые очень активно работали по направлению изучения и сохранения окружающего мира.

Во втором классе используется диагностическая методика «Ромашка». Данная методика позволяет выявить отношение к учению и выбору наиболее увлекательных для каждого ученика предметов. (диаграмма)

Диаграмма Выявление предпочтения к предмету (в %)

2012 -2013 уч. г.:.

Программа работы с одаренными детьми - student2.ru

Из данной диаграммы видно, что предпочтение учащиеся отдают таким предметам, как: литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО, музыка, физкультура. По полученным данным была построена дальнейшая работа по привлечению учащихся к разным видам деятельности в учебно-воспитательном процессе: участие в творческих конкурсах и смотрах, участие в спортивных состязаниях и художественных конкурсах.

Учащиеся являются активными участниками школьных предметных недель, конкурсов, принимают участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок – языкознание для всех» и математическом конкурсе «Кенгуру», школьных, дистанционных олимпиадах в муниципальных олимпиадах.

Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Тарановская Инна Олеговна стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Идея проекта, как правило, рождается у учи­теля. Но, он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытает­ся ее разрешить, правда, не знал, как это сделать.

Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, шко­лы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика

В результате такой деятельности учениками Тарановской Инны Олеговны создано многочисленные презентации, используемые при проверке домашнего задания и объяснения нового материала, а также на различных конкурсах.

Заместитель директора МОУ СОШ №20 С.Н.Бородина

Приложение

Наши рекомендации